Неореализм - это что такое? Значение

Неореализм - это направление в художественном искусстве, появившееся в Италии после окончания Второй мировой войны. Особенно ярко оно себя проявило в живописи и в кино, но было заметно и в литературе.

Зарождение неореализма

Неореализм - это

Неореализм - это движение, которое было основано в 1946 году. Первой организацией, объединившей художников антифашистских взглядов, стал "Новый фронт искусств". Под одной крышей оказались представители самых разных направлений - от абстракционизма до реализма.

Их объединила одна цель - победить пессимистический настрой, который повсеместно охватил послевоенный мир. Они призывали вернуться к искусству, которое бы выражало в первую очередь общечеловеческие ценности. Неореализм - это направление, которое позволило это сделать.

Неореализм в Италии

Итальянский неореализм

Сразу стоит отметить, что одной из областей, в которой неореализм проявил себя больше всего, стала живопись. Картины итальянского неореализма отличались от остальных динамичной композицией, а также насыщенным цветом, экспрессивной манерой письма.

В подобной стилистике работали мастера во многих европейских странах, а также за океаном, в частности в Мексике.

Главной целью своего искусства художники-неореалисты сделали утверждение гуманистических ценностей. На первый план стали выходить справедливость и доброта, которые проявляются в человеческих отношениях. Причем независимо от имущественного положения индивида.

Литературные примеры

Неореализм в литературе

Широкое распространение получил неореализм в литературе. Причем в России он получил развитие в этой сфере искусства намного раньше, чем в Италии.

Теоретиком отечественного литературного неореализма считается писатель Евгений Замятин. Ему удалось выработать собственные правила и законы, которым подчинялись стиль и язык в его произведениях. Особенно ярко это проявилось в его новаторском фантастическом романе "Мы".

Ключевой особенностямиью этого произведения стал символизм. Причем отдельные художественные детали несли повышенную смысловую нагрузку. Отмечалось большое количество экспрессии в романе, обостренная эмоциональность, а также фантастический гротеск и большая доля абстракции.

Помимо себя, Замятин причислял к неореалистам Пришвина, Алексея Толстого, Сологуба, Есенина, Мандельштама, Ахматову. Свою теорию писатель сформулировал в статьях "О синтеизме", "Современная русская литература".

В его представлении литература XIX века изображала жизнь будто бы из окна дорожной кареты, поэтому путник наблюдал ее во всех подробностях. Литература XX века, неореализм - это такое же изображение, но увиденное человеком, который мчится на автомобиле. Скорость большая, поэтому невозможно рассмотреть все детали, окружающая действительность сливается.

Кинематограф

Неореализм в кино

Большую роль сыграл неореализм в кино. В данном случае речь снова идет об итальянском послевоенном кинематографе. Влияние на режиссеров оказали поэты. Максимального размаха это направление достигло в 1945-1955 годах.

Отличительными особенностями таких фильмов стали съемка на природе, а не в павильоне, естественное освещение без использования специальных приборов. Показ жизни бедных слоев общества без прикрас.

Первым неореалистическим фильмом считается военная драма Роберто Росселлини "Рим - открытый город", которая вышла на экраны в 1945 году. Действие картины разворачивалось годом ранее в итальянской столице. Немецкая военная полиция развернула охоту за одним из лидеров антифашистского сопротивления инженером Манфреди.

Мастера итальянского неореализма

Реализм и неореализм

Среди признанных мастеров этого направления в кинематографе стоит выделить также Витторио Де Сика, который снял в 1948 году драму "Похитители велосипедов" про безработного отца двух детей, который после многочисленных неудач находит работу расклейщиком афиш в Риме. Чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, ему необходим велосипед, который главный герой заложил в ломбард.

На последние деньги велосипед выкупают, но в первый же день неизвестные похищают его прямо на улице. Отец вместе с маленьким сыном отправляется на безнадежные поиски.

Неореализм в международных отношениях

В том же году Лукино Висконти снял драму "Земля дрожит". Ее тоже относят к неореализму. В ней семья потомственных рыбаков едва сводит концы с концами из-за политики скупщиков рыбы, которые наживаются на чужом труде. Главный герой Антонио Валастро решает открыть собственное дело в обход посредников. Но среди коллег поддержки он не находит, а справиться в одиночку оказывается очень сложно.

В 1949 году Рене Клеман выпустил неореалистическую драму "У стен Малапаги". Это уже совместное франко-итальянское производство. Главный герой картины Пьер приезжает в Геную из Франции. В первый же день из-за мошенника он лишается всех денег. Но находятся добрые люди. Дантист бесплатно помогает ему справиться с болью, а с официанткой Мартой он заводит роман. Вот только в самый неожиданный момент он делает страшное признание, способное разрушить все.

Отличия от реализма

Реализм и неореализм сравнивают в политологии. Стоит отметить, что школа политического реализма была окончательно сформирована во второй половине 40-х годов XX столетия. Ее приверженцев объединяло представление о человеке как о существе, которое в своем поведении в первую очередь руководствуется личностными и даже эгоистическими интересами. Они ярко проявляются в непрерывной борьбе за существование.

Сторонники реализма в политологии считали, что не нужно идеализировать окружающую действительность. Исходить следует только из реального положения дел. При этом основополагающим мотивом они признавали только стремление конкретных людей к власти.

Неореализм в политологии оформился к концу 70-х годов. Его основоположником считается американец Кеннет Уолтц. Это направление сохранило ключевые постулаты реализма, такие как главенствующую роль национальных интересов, понятие о балансе сил, но в тоже время сделало упор на то, что политику движет борьба не только за власть, но и за экономические ресурсы.

Неореализм в международных отношениях

В международных отношениях данное направление как раз базируется на книге Уолтца "Теория международной политики".

В ней автор, известный американский политолог, наиболее четко формулирует свои главные принципы и идеи. Это мысль о том, что выживают только те государства, которые ведут себя в пределах ожидаемого окружающими диапазона действий. Он строит систему, напоминающую микроэкономическую модель. В ней именно фирмы формируют цены на количество продукции на рынке и их стоимость.

Неореализм рассматривает международные отношения как целостную систему, которая работает строго в соответствии с определенными законами. При этом он стремится отделить экономические отношения от политических, склоняется к методологической строгости. Главными действующими лицами становятся государства и межгосударственные союзы, которые заинтересованы в первую очередь в защите национальных интересов.

В конечном счете движущей силой становятся структурные ограничения международной системы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.