Чем отличаются и характеризуются деятельность человека и поведение животного?

Как известно, после 11-го класса все учащиеся общеобразовательных школ сдают выпускные экзамены в форме тестов, так называемый ЕГЭ. Среди предметов по выбору присутствуют дисциплина "Обществознание". Экзамен по ней необходимо сдать тем, кто собирается поступать в гуманитарные вузы, например на факультет иностранных языков. Возможный вопрос теста: "Чем характеризуется деятельность человека и поведение животных?" - один из самых сложных.

В данной статье будет приведена некоторая полезная информация по теме, а также дан правильный вариант ответа на задание.

Сходство и различие деятельности человека и поведения животных

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать особенности активности разумных существ и других представителей природы по трем параметрам:

  1. Первым из этих направлений является структура деятельности человека и зверей. Рассматривая проблему с этой точки зрения, нужно выяснить, каким закономерностям подчиняется активность людей и братьев наших меньших, и найти возможные сходства и отличия.
  2. Второе, в чем предстоит разобраться, - это функция деятельности в жизни различных существ.
  3. Последний моментом, который стоит осветить, является история возникновения поведения человека и животных.

Структурные особенности

Чем же деятельность человека отличается от поведения животных?

Такая активность и у людей, и у зверей обусловлена необходимостью удовлетворять те или иные потребности. В этом состоит одно из сходств данных феноменов.

Деятельность человека от поведения животных отличается наличием целей и задач, которые направлены не только на удовлетворение естественных потребностей. К последним можно причислить такие нужды существ, как утоление голода, безопасность, продолжение рода и так далее. Конечно же, людям тоже необходимо производить определенные действия, направленные на достижение таких же целей, как и у животных.

Звенья цепи

Однако данный процесс у них может быть разделен на несколько более мелких актов, каждый из которых сам по себе не является нацеленным на удовлетворение голода, на самооборону или подобные стремления.

Деятельность человека как процесс

Эти звенья цепи можно назвать лишь ступенями к достижению единой цели. Так, например, получение образования, трудоустройство и даже зарабатывание денег сами по себе не направлены на то, чтобы обеспечить человека необходимым питанием и жилищными условиями, а служат лишь ступенью, которая ведет к намеченному результату.

Творчество

Вот и найден долгожданный ответ: деятельность человека и поведение животного характеризуются наличием определенной цели, но лишь разумные существа могут ставить перед собой задачи, продиктованные не рефлексами и инстинктами.

учебная деятельность

Если приведенные выше примеры - работа, обучение и так далее - пусть косвенным образом, но приводят к утолению естественных запросов, то такой феномен, как творчество, очень часто существует независимо. Здесь речь идет не о профессиональном занятии искусством, а об удовлетворении эстетических потребностей человека. То же самое можно сказать и о чтении книг, просмотре телепередач и другом получении информации с целью скрасить досуг. Подобные действия в животном мире невозможны. Трудно себе представить собаку, которая бы рисовала картины или делала что-то похожее.

ученая собака

Работа в коллективе

Кроме того, и деятельность человека, и поведение животного характеризуются направленностью на определенный результат. Но если этот итог у братьев наших меньших проявляется всегда в результатах, которые связаны с особью, производящей тот или иной акт, то у разумных тварей процесс может осуществляться для того, чтобы позже он был продолжен другим индивидом.

достижение общей цели

В человеческом обществе широко распространены различные формы коллективной деятельности. Статистика утверждает, что большинство людей занято работой, которая связана со взаимодействием с другими лицами.

сотрудничество в коллективе

Некоторые возразят, сказав, что в стаях волков широко распространена охота с участием всех членов клана. Но такая деятельность всегда заканчивается удовлетворением жизненных потребностей каждого из животных. Волки делят убитую добычу и насыщаются ею. А работа людей на производстве не связана непосредственно с достижением подобной цели. Активность человека, как правило, носит более сложный характер, и ее результат достигается путем логического анализа способов осуществления той или иной задачи, а также рассмотрением возможности достичь ее в содружестве с другими лицами.

Таким образом, можно сказать, что хотя деятельность человека и поведение животного характеризуются поставленной целью, направленной на удовлетворение тех или иных нужд, однако у людей такая активность несет, во-первых, характер осмысленный, а во-вторых, может иметь гораздо более сложную и разветвленную структуру. У разумных существ сам характер активности отличается от того, что он существует в мире фауны.

Рациональный подход к решению задач

Деятельность человека и поведение животного характеризуются выдвижением определенных целей, однако, как уже было сказано, у животных оно обусловлено самыми примитивными, природными потребностями, а у разумных существ данные процессы носят более сложный характер. Если в дикой природе господствуют инстинкты и рефлексы, то человек может не подчиняться им, а руководствоваться импульсами, которые дает ему сознание, в результате анализа окружающей обстановки и других обстоятельств. Бывают случаи, когда чувства и действия, продиктованные рассудком, вступают в противоречие друг с другом. И если индивид является психическим здоровым, то он, как правило, выбирает вариант, основанный на логике и здравом смысле.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: человек собирается совершить длительную прогулку в погожий осенний день. Он видит, что солнце светит довольно ярко, небо безоблачно и температура воздуха высокая. Несмотря на это, человек берет с собой теплую одежду. Если бы он руководствовался только инстинктами и действовал согласно той ситуации, которую наблюдает в настоящий момент, то, естественно, он не взял бы теплых вещей, а пошел гулять налегке. Однако он на основе жизненного опыта и тех знаний, что передали ему другие люди, анализирует обстановку и решает, что следует быть осторожным и взять с собой куртку и шапку, которые спасут его от похолодания, что, возможно, начнется вечером.

Еще один пример

Можно представить и следующую ситуацию для сравнения мотивов, которыми характеризуется деятельность человека и поведение животного. Некто испытывает сильнейшую жажду, вокруг него нет никаких продовольственных точек, где он мог бы купить прохладительные напитки.

чувство жажды

Вдруг бедняга видит лужу, наполненную грязной водой. Вероятнее всего, он не станет утолять свою потребность жидкостью из этого малоприятного источника. Здесь желание человека вступает в конфликт с его интеллектом. Он имеет соответствующие знания, которые не позволяют использовать жидкость из грязных источников. И человек будет делать это только в самом крайнем случае.

Свобода осуществлять осознанный выбор

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что деятельность человека и поведение животного характеризуются различными мотивами. У разумного существа действия необязательно должны быть подчинены инстинктам или рефлексам. У братьев наших меньших все их поступки носят непроизвольный характер, то есть основываются на заложенных в них с рождения особенностях.

Соответственно, логично утверждать, что представители фауны находятся в рабском положении по отношению к природным задаткам. Человек же является субъектом своего существования. Интеллект охраняет от слепого подчинения инстинктам. Соответственно, функция человеческих поступков - свободные действия, а животных - акты, обусловленные врожденными особенностями.

Опыт поколений

Из предыдущего материала, изложенного в статье, очевиден ответ на вопрос: чем характеризуется действия человека и поступки животных? Однако стоит сказать еще несколько слов о том, что в мире фауны любым действиям существа учатся на основе своего жизненного опыта. В человеческом же обществе широко распространена практика передачи от родителей детям информации о том, как вести себя в разных ситуациях.

передача знаний

Теперь вам известно, чем деятельность человека отличается от поведения животных. Информация, собранная в статье, может оказаться полезной и ученикам во время подготовки домашних заданий, а также тем, кто собирается сдавать Единый государственный экзамен, и преподавателям предмета "Обществознание".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.