Движение газа в обратном направлении: например из Словакии на Украину

Чтобы ориентироваться в событиях, которые в нынешнее время происходят в политике, нужно обладать не только знаниями в области экономики, но порой и владеть техническими понятиями. Например, в СМИ часто встречается информация о движении газа в обратном направлении из западных стран на Украину, его еще именуют реальным или виртуальным реверсом газа. Не понимая или смутно понимая, что это такое, читатель рискует упустить или исказить смысл всего сообщения.

Как называется движение газа в обратном направлении?

Корректное техническое название этого процесса – реверс газа. Под реверсом понимается движение газа в противоположном от записанного в договоре направлении. Например, по договору с "Газпромом" украинская газотранспортная система должна доставлять газ из России в направлении Европы. При реверсе наблюдается движение газа в обратном направлении: из европейских стран на Украину.

Реверс бывает физическим (реальным) или "бумажным" (виртуальным). При физическом газ, попав на территорию Венгрии или Словакии, на самом деле течет по трубам в обратную сторону. При виртуальном движение газов не изменяет направление, Украина оплачивает нужные объемы европейцам и берет газ из своей трубы.

Перекрытие газовой трубы

Важность энергоресурсов

В современной геополитике энергоресурсы играют важнейшую роль. Они превратились из источника энергии и денег в действенный политический инструмент. Из-за энергоресурсов начинаются конфликты и войны, с их помощью государства-поставщики повышают собственное значение на мировой арене, отстаивают свои интересы, влияют на политику стран-потребителей.

Не исключение и Россия. В начале двадцать первого века цены на энергоносители взлетели вверх, что позволило российским властям не только улучшить экономическое состояние государства и создать немалые денежные запасы, но и активно восстанавливать статус мирового геополитического игрока, который был в значительной мере утрачен за предыдущее десятилетие.

Поставляя в Европу огромное количество энергоресурсов, прежде всего газа, Россия стала практически незаменимым экономическим партнером для Евросоюза. Причем это партнерство строилось как на экономической, так и на политической основе. Мнение одного из главных поставщиков энергоносителей приобрело значительный вес в европейских политических делах.

Путин и европейские политики

Украинско-российские газовые войны

Особое положение в российско-европейских газовых отношениях занимала Украина. Через ее территорию прокачивалась львиная доля газа, предназначенная для ЕС. Вдобавок Украина была одним из крупнейших покупателей российского газа для собственных нужд. И, конечно, нельзя забывать об исторической близости двух славянских стран. Украина веками находилась в орбите влияния России, и изменение этого статуса никак не входило в планы российских властей.

Пока у власти в Киеве были лояльные к России политики, "Газпром" продавал газ украинской стороне по очень низкой цене, по сравнению с европейскими ценами. Однако в 2004 году к власти в Украине пришли люди во главе с Виктором Ющенко, который провозгласил «европейский вектор развития» и решил выйти из-под влияния Москвы. В ответ Россия начала пересматривать цены на газ.

Одна за другой разразились газовые войны 2005-2009 годов, вызвавшие у западных стран серьезную обеспокоенность, ведь ставилась под угрозу их энергетическая безопасность, тепло в их домах, работа предприятий. Поэтому, когда украинская власть попыталась наладить движение газа в обратном направлении, например, из Словакии на Украину, представители Евросоюза не стали поддерживать этот вариант, заботясь о собственных интересах.

Итогом войн стал подписанный в 2009 году десятилетний газовый договор, крайне неудобный для Украины. Ведь по нему цена газа увеличилась до 450 долларов за тысячу кубов газа, против 50 долларов в 2005 году. Теперь на покупку газа украинцами тратилось почти 12 миллиардов долларов в год, что составляло порядка семи процентов от ВВП страны.

Подписание газового договора 2009

А Россия получила действенное экономическое и политическое орудие. По договору цены пересматривались ежегодно, поэтому с помощью скидок российские власти продвигали такие собственные национальные интересы, как продление аренды для флота РФ в Крыму, лояльность властей, заверения украинских политиков о том, что будет создан совместный газотранспортный консорциум.

События 2014 года: новый виток газового конфликта

После Майдана и побега из страны Януковича к власти на Украине пришли политические силы, поддерживаемые Западом и крайне негативно настроенные против России. Президентом стал Петр Порошенко, который ввел новый поход к европейским ценностям и освобождение страны от влияния России. Порошенко не скрывал, что одной из важнейших его целей является отказ от покупки российского газа.

Это Петр Порошенко

Сначала украинский «Нафтагаз» попробовал по обыкновению наладить виртуальное движение газа в обратном направлении, например, из Словакии на Украину. Но встретили резкий отказ "Газпрома", который опирался на договор 2009 года. Поэтому украинцам пришлось договариваться с европейскими компаниями о реальном реверсе газа.

В сентябре 2014 года началось движение газа в обратном направлении из Словакии на Украину через станцию «Будинице». А с ноября 2015 года, по заявлениям Порошенко, «Нафтагаз» полностью перешел на реверсный газ из Польши, Венгрии и Словакии, прекратив его покупку у России. Казалось бы, свершилась мечта многих украинских политиков: страна получила энергетическую независимость от «Газпрома».

Начало реверса газа из Словакии 2014

Однако, хотя идет движение газа в обратном направлении, из европейской в украинскую трубу, на самом деле он остается российским. Западные компании покупают его у "Газпрома", а затем перепродают Украине, причем не в ущерб себе. Цена на газ меняется в зависимости от стоимости нефти и сезона. В итоге за мнимую свободу от газовой зависимости и для набора властями политических очков среди населения "Нафтагазу" зачастую приходится переплачивать, но в данном случае политические соображения преобладают над экономическими.

Сухие цифры

В 2017 году общее потребление газа на Украине составило порядка 28 миллиардов кубометров. В 2013 году оно было на уровне 50 миллиардов. Такое громадное снижение обусловлено несколькими факторами: остановкой производств или снижением их мощностей; потерей территорий и находящихся на них предприятий (часть Донбасса и полностью Крым); поднявшиеся в несколько раз газовые тарифы для населения и производителей.

В 2017 году объемы собственной добычи на территории Украины были в районе 21 миллиарда кубометров. Этого не хватает даже для сильно снизившихся потребностей, вдобавок всегда нужен запас на случай морозной зимы. Поэтому дефицит газа «Нафтагаз» вынужден покрывать за счет импорта.

До 2014 года главным импортером газа была Россия, но после Майдана доля российского импорта неуклонно падала, а затем и вовсе по бумагам сошла на нет, хотя фактически осталась на прежнем уровне. Сегодня движение газа в обратном направлении налажено из Польши — 1.3 миллиарда кубов в 2017 году, Венгрии — 2.8 миллиарда кубов, Словакии — 9.9 миллиарда кубов.

В 2017 году, несмотря на сложные отношения между Украиной и РФ, украинские трубы перекачали в Европу почти 94 миллиардов кубометров российского газа, что принесло порядка трех миллиардов долларов в бюджет страны.

Перспективы

Будущее у «Нафтагаза» туманное и мрачное. Нынешний контракт с «Газпромом» истекает в первый день 2020 года. Украина, где вся политика нынче строится на антироссийских настроениях, вряд ли может рассчитывать на выгодный для себя новый контракт.

Вдобавок «Газпром» планирует к концу 2019 года запустить два новейших газопровода: один в Турцию, а через нее газ попадет в южную Европу; другой — в Германию, через которую газ будет поступать в центрально-европейские страны. Российская сторона прямо заявляет, что сделает эти газопроводы основным путем доставки топлива в Евросоюз, потому что транзит по ним дешевле, чем через украинскую трубу в 1.6 раза, а главное – таким образом снижаются риски доставки, зависящие от политической ситуации. Если транзит через Украину и сохранится, то упадет до уровня 10-15 миллиардов кубометров, а вслед за ним в разы упадут доходы от транзита.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.