Трансцендентность - это основная категория в философии Иммануила Канта. Так немецкий философ обозначал нечто превосходное, недоступное для опытного познания. Схожим по значению понятием является трансцендентальность - совокупность частей из разных пределов. В нашей статье можно найти доступное объяснение каждой из этих категорий.
Понятие трансцендентности
При слове "трансцендентность" у большинства людей возникает ассоциация с медитацией или эзотерическими учениями. Это что-то бессознательное, не доступное эмпирическому восприятию. Однако история понятия уходит корнями не в восточную, а в немецкую философию. Например, латинское слово "transcendens" обозначает что-то превосходящее бытовое сознание, разрушающее пределы.
Трансцендентность - это понятие, истоки которого можно найти в философии неоплатонизма. Античный мыслитель Плотин разработал учение о Едином - всеобщем и всеблагом начале, которое невозможно понять с помощью чувств или мысли. Идею Плотина подхватил и попытался развить немецкий мыслитель Иммануил Кант. Его трансцендентальная философия до сих пор считается одной из самых важных в мировой науке.
Трансценденция
Иммануил Кант разработал теорию "вещей в себе", которые существуют независимо от сознания человека, а потому остаются непознаваемыми. Эти предметы не воздействуют на органы и чувств, а потому не могут быть применены на практике. Трансцендентность - это характерное состояние "вещей в себе".
Ниже: Плотин - основоположник школы неоплатонизма.
Окружающие нас вещи имманентны. Вселенная, Бог или душа трансцендентны. Имманентность является состоянием, противоположным трансцендентности. Это неотъемлемая внутренняя связь объекта с его качеством.
Кант вводит понятие трансценденции. Это возможность воспринимать потустороннее, осознавать неосознаваемое. Мыслитель полагал, что умирающий человек достигал трансценденции. Осуществлялся переход из имманентного мира в божественное пространство, не осознаваемое простыми органами чувств.
Виды познания
Главный научный труд Канта называется "Критика чистого разума". В нем философ размышляет о возможностях человеческого познания. Как далеко мы можем зайти в своих суждениях? Доступно ли человеку осмысление чего-то особого, недоступного остальному миру? В попытках найти ответы Кант делит познание на научное и синтетическое.
Научное мышление основано на суждениях. Человек не выходит дальше, чем за рамки анализа отдельных предикатов (понятий). Такой метод мышления не может расширить познание. Поэтому Кант обращается к мышлению, не имеющему аналитических рамок. Его объектом является синтетическое суждение. Единственно возможный способ познать субъект - это интуиция.
Ограниченное научное мышление объективно и необходимо, но свободное синтетическое познание - случайно и субъективно. Оба метода непригодны. Кант формирует новый вид познания - априорный. Он сочетает в себе синтетичность и необходимость.
Особенность философии Канта заключается в активном развитии старой античной темы. Немецкий мыслитель пытается решить вопрос о возможностях и границах человеческого познания. Он берет все лучшее из двух известных ему типов мышления и формирует суждение совершенно новое, доколе никому неизвестное. Это суждение становится предметом научных изысканий Канта.
Вещи в себе и для нас
Иммануил Кант являлся основоположником немецкой классической философии - эпохи наиболее важной для науки. Начинал мыслитель с осмысления вещей. Он поделил все мировые сущности на "вещи в себе" и "вещи для нас". То, что "в себе", недоступно и непознаваемо для людей. Это мир объективных идей. "Вещи для нас" раскрываются людьми в процессе познания.
Обе группы сущностей неразрывно связаны. "Вещи для нас" невозможно познать без влияния сверхприродных элементов. Более того, все доступные человеку вещи - это только видимость, иллюзия чего-то большего и объективного. Превращение "вещей в себе" в "сущности для нас" есть основа знаменитого диалектического материализма.
Неопознанность, сверхприродность, сущность "вещей в себе" - все это синонимы трансцендентности. Но как с рассматриваемым понятием связана антиномичность? Попробуем разобраться.
Антиномии
Что мешает человеку в познании? Философы-материалисты говорили об элементах бытия и окружающего мира. Иммануил Кант посчитал такие причины слишком тривиальными, а потому высказал свою теорию. Трудности познания заключаются не в объекте, окружающей действительности, а в субъекте - самом человеке.
Человек, рассуждающий о мировом и всеобщем, неизбежно попадет в плен противоречий - антиномий. Причем противоречащие друг другу суждения могут быть либо оба доказуемы, либо недоступны для понимания и анализа. Преодолеть антиномичность разума можно и нужно. В этом Кант видит основную задачу своей философии.
Как решить антиномии? Немецкий мыслитель начинает рассуждать о долге и этике. Разум находится под давлением воли и нравственности, а потому все ответы должны прийти внеопытным путем (априорным).
Трансцендентность и трансцендентальность
Трансцендентальность в философии Канта представляет собой совокупность априорных условий и формальных предпосылок познания. Элементы трансцендентального находятся в трансцендентном: части составляют целое.
Суждения, похожие на кантианские, можно наблюдать и в схоластической философии – средневековых религиозных учениях. Тогда мыслители говорили об аспектах бытия, выходящих за пределы привычного человеку существования. Такие аспекты нельзя проверить эмпирическими методами, применить на практике или проанализировать. Они вообще недоступны человеку.