Являются ли авторы нон-фикшн писателями?

Для неискушенных писатель – это тот, кто написал великий роман. Или, на худой конец, много художественных рассказов. Красочные образы, замысловатые интригующие сюжеты и гарантированная дымка задумчивости после прочтения. Но в мире давно пробила себе дорогу другая литература – нон-фикшн, то есть «не выдумка». Если в художественной литературе вымысел начинается с имен героев, то в нон-фикшн полеты грез и фантазий не приветствуются.

Что включается в литературу нон-фикшн?

  • Научная литература, от монографий до диссертаций, всевозможные исследовательские труды.
  • Справочная и учебная литература, которой пользуются в учебных заведениях, предприятиях и организациях.
  • Техническая литература, описания и инструкции.
  • Туристическая литература о реальных путешествиях и местах на планете.
  • Биографическая (о людях и их жизни, в том числе мемуаристика).
  • Публицистика (о проблемах общества и методах решения), историческая литература и хроники.
  • Спортивная литература о событиях в мире спорта, соревнованиях и методах тренировок.
  • Критическая, разбирающая по "косточкам" различные жанры искусства - ту же литературу или кино с театром.
  • Психологическая (в том числе по саморазвитию).
  • Медицинская (для медработников и отдельно для неспециалистов).

Можно ли назвать полноценным писателем автора нехудожественной литературы?

В книге Уильяма Зинсера «Как писать хорошо» приводится интервью, которое ведущий радиостанции брал у самого автора. Непосредственно в студии радиостанции находились три писательницы, работающие в стиле документалистики, а сам Уильям Зинсер участвовал в общей беседе по телефону. Зная, что перед ним писатели, ведущий задал несколько вопросов о литературе, подразумевая именно художественную, чем завел в тупик всех четверых, а заодно и себя. Услышав в ответ, что вообще-то здесь пришли рассказывать о ремесле писателя, а не о литературе и тем более художественной, он, искренне не понимая, призвал на помощь имена гигантов Хемингуэя, Беллоу и Стайрона. Зинсер проигнорировал грохот тяжеловесных имен и заявил, что вообще-то они берут пример с других писателей, таких как Льюис Томас, Джоан Дидион, Гарри Уилс и Том Вулф, которые лучше откликаются на злободневные проблемы. Растерянный ведущий, не владея собой, отчаянно спросил: "А разве вам не хочется написать что-нибудь художественное? Разве вы, бодрствуя в ночной тиши, никогда не мечтали написать великий американский роман?" Оказалось, что ни в ночной тиши, ни в голубой дали они "не услаждали себя такой мечтой". Им вполне было комфортно заниматься своим делом.

Уильям Зинсер

Авторы нон-фикшн зачастую подолгу работают над своими трудами, редактируя, дополняя и убирая материал, чтобы придать книгам и статьям законченный вид. Отшлифовывают стиль и язык для легкости чтения. Сверяют по справочникам и другим авторитетным публикациям свои изыскания и только потом издают их. Им знакомо понятие творческого кризиса, боязни белого листа, они также ищут вдохновения для ярких и емких описаний, понятных аудитории.

Таким образом, авторы нехудожественной литературы волей-неволей становятся писателями в полном смысле этого слова. Как бы ни смущались, слыша это, учителя литературы.

В мире предпочитают нон-фикшн

Многие сегодня читают литературу нон-фикшн, подсознательно отдавая ей предпочтение перед художественными произведениями и не подозревая, что их авторы никак не «полуписатели». Конечно, такие имена, как Тургенев, Толстой и Достоевский, звучат весомее Бориса Акунина, Андрея Ткачева, Максима Ильяхова или того же Ника Вуйчича, но последние оказались куда востребованнее современным читателем, нежели труды славных предков, которые, вовсе не заботясь об альтернативах в решении проблемы с Муму, сосредоточились на живописании - какая плохая была хозяйка у Герасима.

Раньше никто не задумывался о мироустройстве, политэкономии, биткойнах и похудении, даже о том, как выращивать поросят по голландской технологии. Новое время принесло другие потребности. Сегодня человеку нужна информация для принятия решений и развития, он почувствовал вкус к знаниям, поискам и осведомленности. Никто не строит свой бизнес или личную жизнь по принципам Толстого или Тургенева, их труды отправились к авторам - умерли. Человеку нужна правда, информация из компетентных источников, а не красивая выдумка. Что нового в космосе, как очистить печень, какими людьми были Коко Шанель, Гагарин или Стив Джобс, как повысить профессиональные навыки, возможно ли счастье в семье, как управлять предприятием, как легально переехать в США, какие качества необходимы школьному учителю? На эти вопросы отвечает литература нон-фикшн. А чтение для развлечения неуклонно теряет позиции.

В мире довольно много писателей нон-фикшн, особенно в англоязычной части мира. Такие имена, как Билл Брайсон, Антония Фрейзер, Алистер Макграт, Питер Хопкирк, Майкл Льюис, Брюс Чатвин, Трумен Капоте, Чарльз Краутхаммер, Энн Ламотт, Билл O'Райли, Дэвид Седарис, Огюстен Берроуз, Джоан Дидион, Себастьян Юнгер, Кэролин Кнапп, Джон Кракауэр, Фрэнк Маккорт, Динти Мур и другие, знакомы многим, кто читает по-английски.

Среди русскоязычных авторов наиболее известны писавший как художественную литературу, так и нон-фикшн Александр Солженицын; корреспондент "Красной звезды" Константин Симонов; публицист и автор уральских сказов Павел Бажов; пятикратный номинант Нобелевской премии по литературе Максим Горький; академик РАН Виталий Гинзбург; писатель-публицист Александр Блок; раскрывшийся в военной тематике Василь Быков; спортивный журналист Константин Есенин, сын Сергея Есенина и Зинаиды Райх; детский писатель и критик Корней Чуковский; сын бывшего первого секретаря ЦК КПСС, антисталинец Сергей Хрущев; неутомимый и влиятельный автор политических работ, "вождь мирового пролетариата" Владимир Ильич Ульянов-Ленин; литературный критик Святослав Бэлза; Евгений Евтушенко; писатель-фронтовик Владимир Дягилев; печатавшаяся в "Библиотеке Крокодила" и "Советском писателе" Наталья Ильина; кинорежиссер и публицист Георгий Данелия; любитель фокусов Арутюн Акопян; писатель Самвел Мкртчян; автор статей в журнале "Наука и жизнь" ученый Сергей Капица; основатель газеты "Совершенно секретно" Юлиан Семенов; автор сказки "Про Федота-стрельца, удалого молодца" Леонид Филатов; авторитетный публицист Анатолий Аграновский; скандальный Александр Невзоров и многие другие.

Писатели нон фикшн

Многие из этих имен и их труды также умерли, ведь времена меняются. Однако и в современном русскоязычном писательском поле, и в зарубежном не прекращается поток новых книг и трудов от авторов нон-фикшн. Пробиваясь через трудности, они пытаются ответить на сегодняшние запросы общества.

По мнению некоторых, классическая художественная литература исчерпала сроки годности. Настало ли время поставить обелиск на ее могиле?

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.