Арабская весна, Европейский Союз и псевдохаризматики: главные особенности политической власти 21 века

Учение о политической власти – одно из центральных в политологии. А это означает тонны монографий и множество теорий. К единой формулировке политической власти так и не пришли. Большинство определений выглядят громоздкими и понимаются с трудом. Самым адекватным вариантом представляется следующий:

Власть – это полномочия управлять поведением других.

Политическая власть – это управление поведением других с помощью правовых норм и государственных институтов.

Чем политическая власть отличается от всех остальных

Главными особенностями политической власти, дающими ей особый главенствующий статус, являются:

  • Легальность – власть действует только в рамках законов, особенно это касается применения силы и принуждения в отношении граждан.
  • Легитимность – доверие со стороны граждан, признание власти справедливой.
  • Верховенство – абсолютное подчинение решениям органов политической власти в любой сфере деятельности: экономической, социальной, культурной и т. д.
  • Публичность/всеобщность - право обращаться к обществу от имени общества.
  • Моноцентричность – централизованное принятие решений.
  • Всевозможные ресурсы – социальные, силовые, экономические, информационные и т. д.
Дональд Трамп

Список главных особенностей политической власти можно продолжить: в разных источниках множество вариантов дефиниций. Но если говорить лишь о главных характеристиках, то к вышеизложенным пунктам необходимо добавить три основных признака политической власти:

  1. Наличие государственного аппарата, через который делегируются властные полномочия одних людей другим.
  2. Принуждение и санкции за нарушение законов.
  3. Контроль исполнения законов с помощью вышестоящего аппарата людей.

Политическая власть нового поколения: Европейский Союз

Рассуждая об особенностях и терминах, характеризующих политическую власть, необходимо упомянуть слово «государство» и все, что с ним связано. Государственную власть можно назвать ядром политической власти, которая опирается на разные центры или специальные институты – экономические группы, силовые ведомства, профсоюзы и т. д.

Европейский союз

На сегодняшний день утвердилась еще одна чрезвычайно интересная историческая форма власти – «надгосударственная» власть. Это - Европейский Союз с его парламентом в качестве законодательной ветви и Европейской Комиссией в качестве исполнительной ветви. Формы управления ЕС принципиально отличаются от, например, федеративной формы власти: у ЕС есть только те полномочия, которые дали ему страны – члены Союза. Власть в данном случае разделена на сферы с «железобетонными» границами. В руках ЕС собрана вся полнота настоящей власти в, например, кредитно-денежной политике и таможенном союзе. Что же касается общей оборонной политики, то эти полномочия лежат в рамках «совместных компетенций». Перед нами, таким образом, новая «гибридная» модель политической власти, отвечающая современным вызовам 21-го века.

Объекты или субъекты?

Когда и какие организации можно отнести к институтам политической власти? Для этого они должны, по крайней мере, иметь и выражать свои политические интересы, существовать в рамках норм государства, быть носителями политических решений, иметь связь с государственной властью (даже в виде противодействия).

Особенности политической власти

Первую группу таких институтов можно назвать чисто политическими:

  • Государство (первый и главный политический институт).
  • Политические партии.
  • Общественные движения.

Вторая группа – институты, которые не участвуют в борьбе за политическую власть, но отстаивают свои интересы и косвенно участвуют в политической жизни:

  • религиозные;
  • профсоюзные;
  • корпоративные;
  • лоббистские организации и т. п.

Третья группа институтов выступают в качестве объекта воздействия государства (не как субъекты):

  • спортивные сообщества;
  • клубы по интересам;
  • самодеятельные органы;
  • профессиональные сообщества и т. п.

Новые ресурсы и Арабская весна

Любой власти нужны ресурсы: без них подчинение одних людей другими невозможно. Современные ресурсы чрезвычайно разнообразны и изменчивы.

Экономические и силовые ресурсы – традиционные, понятные, тесно взаимосвязанные. Существуют с самых давних времени и нисколько не потеряли своей актуальности. Эти два вида ресурсов до сих пор на первом месте – чемпионы «тяжеловесы».

А вот значение информационных ресурсов, напротив, меняется с космической скоростью в сторону усиления. Одни только социальные сети не только изменили формат передачи любой политической новости, но и стали полноправными субъектами политической борьбы за власть, достаточно вспомнить Арабскую весну.

Именно эволюция традиционных ресурсов вносит изменения в современные теории о политической власти, равно как и в развитие политических событий в 21-м веке.

Старая харизма и новая псевдохаризма

Политическая харизма – один их самых обсуждаемых вопросов в политологии сегодня. С одной стороны, при нынешних возможностях средств масс-медиа роль харизмы политических лидеров должна все больше возрастать.

Роберт Мугабе - настоящий харизматик

С другой стороны, в современном обществе все чаще создают искусственных харизматиков – манипуляторов общественным мнением. Псевдохаризма – один из новых терминов, характеризующих политическую власть сегодня. Такой подход особенно хорошо работает в кризисное время, когда новоявленный политик с псевдохаризмой, созданной и отрепетированной огромной командой, предлагает себя в качестве избавителя от бед, накладывая запреты на старые установки и навязывая новые. Безусловно, одна из главных особенностей политической власти сегодня – борьба «настоящих и мнимых» лидеров.

Методы политической власти

Убеждение или принуждение – традиционные методы, применяемые со времен возникновения самого института власти. В последнее время чаще стали говорить о политических технологиях, нежели о методах. Такие технологии укладываются в три группы:

  1. Направленные на изменение правил.
  2. Создающие новые ценности и установки.
  3. Манипулирующие поведением людей.
Структура государственной власти

К сожалению, одной из главных особенностей политической власти и борьбы за нее стали частые ситуации, когда новые привлекательные, но иллюзорные установки оказывают слишком большое влияние на массы общественности. Мир меняется. Власть меняется вслед за ним.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.