Израиль: история создания государства. Израильское царство. Провозглашение независимости Израиля

Со времен библейских патриархов, живших, по утверждению ученых, во II тысячелетии до н. э., земля Израильская священна для еврейского народа. Она была ему завещана Богом и, согласно иудейскому учению, станет местом прихода мессии, который положит начало новой счастливой эпохи в его жизни. Именно здесь, на Земле Обетованной, находятся все главные святыни иудаизма и места, связанные с историей современного Израиля.

Праотец Авраам

Путь в землю, завещанную Богом

Изучая историю древнего Израиля, можно смело опираться на связанные с ней материалы, изложенные в Ветхом Завете, поскольку достоверность большинства из них подтверждена современными учеными. Так, на основании раскопок, проводившихся в Месопотамии, установлена историчность еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Период их жизни, относящийся примерно к XVIII-XVII вв. до н. э., считается началом истории Израиля.

Каждый, кто знаком с текстом Библии, несомненно, помнит описанные в нем страдания еврейского народа, волею судьбы оказавшегося в Египте и попавшего под тяжкий гнет фараонов. Хорошо известно и о том, как Господь послал им своего пророка Моисея, вызволившего соотечественников из рабства и после почти сорокалетних странствий по пустыне приведшего их к границам Земли, завещанной Богом их праотцу Аврааму. Все это, как было сказано выше, имеет научное подтверждение и не вызывает сомнений у исследователей.

Здесь прежде кочевой еврейский народ перешел к оседлому образу жизни и в течение более трех столетий вел борьбу с окружавшими его соседями, расширяя собственную территорию и обеспечивая себе национальную независимость. Этот период его истории отмечен весьма важным процессом, заключавшимся в том, что пришедшие на территорию древнего Израиля 12 еврейских колен (племен), вынужденные совместными усилиями противостоять бесчисленным врагам, слились в единый народ, связанный общей религией и культурой.

Согласно археологическим данным, около 1200 года до н. э. на территории нынешнего государства Израиль уже имелось порядка 250 еврейских поселений. К этому же периоду относятся подробно описанные в Ветхом Завете войны с племенами филистимлян, амаликитян, иевусеев и прочих народностей.

Цари Израиля

Чуть позже, а именно около 1020 г. до н. э., евреи обрели своего первого царя-помазанника Божьего по имени Саул. Заметим, что, отвечая на вопрос о том, сколько лет Израилю как государству, часто ориентируются именно на эту дату, поскольку она представляет собой точку отсчета существования в нем строго разграниченной вертикали власти. Таким образом, речь в данном случае идет о периоде, превышающем 3 тыс. лет.

После смерти Саула власть перешла к его преемнику - царю Давиду, обладавшему выдающимся полководческим талантом. Благодаря его мудрым и в то же время решительным действиям евреям удалось усмирить, наконец, своих воинственных соседей, и раздвинуть пределы Израильского царства вплоть до Египта и берегов Евфрата. При нем же окончательно завершился процесс объединения 12 колен израилевых в единый и мощный народ.

Царь Давид

Еще большую славу принес государству сын царя Давида Соломон, вошедший в историю как высочайший образец мудрости, позволявшей находить решения самых сложных проблем. Унаследовав от отца престол в 965 году до н. э., он сделал основным приоритетом своей деятельности развитие экономики, укрепление ранее построенных городов и возведение новых. С его именем связано создание первого иерусалимского храма, явившегося центром религиозной и национальной жизни народа.

Распад единого прежде государства и Вавилонское пленение

Но со смертью царя Соломона история государства Израиль вступила в период острого внутриполитического кризиса, вызванного борьбой за власть, разгоревшейся между сыновьями-наследниками. Конфликт постепенно перерос в полномасштабную гражданскую войну и завершился разделом страны на два самостоятельных государства. Северная часть со столицей в Самарии сохранила за собой название Израиль, а южная стала именоваться Иудеей. Ее главным городом остался Иерусалим.

Как это многократно случалось в мировой истории, разделение единого и мощного государства неизбежно приводит к его ослаблению, и получившие самостоятельность территории неизбежно становятся добычей агрессоров. Так произошло и в данном случае. Просуществовав два столетия, Израиль пал под натиском Ассирийского царства, а через полтора столетия после этого Иудея оказалась захваченной Навуходоносором II. Сотни тысяч евреев были угнаны в рабство, продолжавшееся без малого полвека и получившее название вавилонского пленения.

Трагедия Израиля и Иудеи послужила толчком к началу нового этапа в жизни еврейского народа – образованию диаспоры, при которой иудаизм стал религиозной системой, развивавшейся уже вне Земли Обетованной. Его историческая заслуга состоит в том, что благодаря общей вере разбросанные по всему миру потомки Авраама, Исаака и Иакова сумели сохранить свою национальную самобытность.

Дальнейшие удары судьбы

Вернуться на родину пленники сумели лишь в 538 году до н. э., после того как персидский царь Кир, захватив Вавилонское царство, даровал им свободу. Первым их деянием было восстановление разрушенного Храма и принесение благодарственных жертв Богу за избавление от рабства. Однако обретенная независимость оказалась непродолжительной. В 332 году на Израильскую землю вновь хлынул поток завоевателей. На этот раз ими оказались полчища Александра Македонского. Покорив страну, прославленный полководец установил в ней контроль над всеми областями жизни, оставив иудеям лишь религиозную независимость.

Восстановить утраченный суверенитет удалось лишь после целого ряда восстаний, сопровождавшихся кровопролитными сражениями. Однако и тут радость оказалась кратковременной. В 63 году до н. э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудею, превратив ее в одну из многочисленных колоний своей империи. В 37 году до н. э. правителем страны был назначен римский ставленник – царь Ирод.

Вавилонское пленение

Иерусалим – столица христианского мира

Часть последующих событий, связанных с историей древнего Израиля и Иудеи, подробно описана в Новом Завете. Этот раздел Библии повествует о том, как начало нашей эры ознаменовалось воплощением от земной Девы Марии Сына Божьего Иисуса Христа, его проповеднической деятельностью, смертью на Кресте и последующим Воскресением, что породило новую религию – христианство, распространившееся и окрепшее, несмотря на жестокое гонение со стороны властей.

В 70 году сбылось Его пророчество о грядущей трагедии Иерусалима. Римские войска, захватив город, предали смерти около 5 тыс. его жителей и разрушили Второй Храм (тот, что был восстановлен по окончании вавилонского пленения). С этих пор Иудея, перейдя под непосредственное управление Рима, стала именоваться Палестиной.

После того как в первой половине IV века христианство получило статус официальной религии Римской империи, а вслед за этим распространилось на европейские государства, Израильское царство стало священной землей для всех его последователей, что самым неприглядным образом отразилось на жизни иудеев.

Им под страхом смерти было запрещено появляться в Иерусалиме. Исключение делалось лишь один раз в год, когда по традиции всенародно оплакивалось разрушение Второго Храма. Этот постыдный закон просуществовал до 636 года. Отменен он был арабскими завоевателями, захватившими Палестину и предоставившими иудеям свободу вероисповедания, но учредившими при этом дополнительный налог за веру.

Палестина в руках крестоносцев, мамлюков и турецких захватчиков

Следующим этапом истории Палестины и Израиля стала эпоха Крестовых походов. Началась она с того, что в 1099 году европейские рыцари под предлогом освобождения Гроба Господня захватили Иерусалим и предали смерти большую часть его еврейского населения. Прохозяйничав в Палестине чуть менее двух столетий, в 1291 году они были изгнаны мамлюками – представителями египетского военного сословия. Эти оккупанты также удерживали страну в своей власти на протяжении двухсот лет и, доведя до полного упадка, практически без сопротивления передали новым захватчикам, пришедшим из Османской империи.

Захват крестоносцами Иерусалима

В период 4-векового османского владычества история Палестины и Израиля складывалась относительно благополучно за счет того, что турки, довольствуясь получением от евреев установленных ими налогов, не вмешивались в их внутреннюю жизнь, предоставив достаточно большую свободу. В результате к середине XIX века количество жителей Иерусалима резко возросло, началось активное строительство новых кварталов вне городских стен.

Первые шаги на пути создания независимого государства

Начальный период истории создания Израиля в его современном виде отмечен зарождением сионизма, представлявшего собой массовое еврейское движение, направленное на освобождение страны от гнета оккупантов и возрождение национальной самобытности. Одним из наиболее ярких его идеологов стал выдающийся израильский государственный деятель Теодор Герцль (фото приводится ниже), чья книга «Еврейское государство», вышедшая из печати в 1896 году, побудила тысячи представителей еврейской диаспоры из многих стран мира оставить насиженные места и мощным потоком устремиться на «историческую родину». Этот процесс развивался настолько активно, что к 1914 году евреев там насчитывалось уже не менее 85 тыс. человек.

Во время Первой мировой войны одной из задач, стоявших перед британской армией, был захват Палестины, находившейся более 400 лет под турецким владычеством. Наряду с прочими подразделениями, в ее состав входил «Еврейский легион», сформированный по инициативе двух крупных деятелей сионизма – Иосифа Трумпельдора и Владимира Жаботинского.

В результате ожесточенных боев туркам было нанесено поражение, и в декабре 1917 года британские войска заняли всю территорию Палестины. Командовал ими фельдмаршал Эдмунд Алленби, чье имя сегодня увековечено в названии главной улицы Тель-Авива. Освобождение от турецкого ига явилось важным этапом на пути создания государства Израиль, но впереди еще оставалось много нерешенных проблем.

«Декларации Бальфура» и ее последствия

К этому времени Великобритания стала центром, где осуществляло свою деятельность политическое руководство сионистского движения. Благодаря активной деятельности, развернутой такими его представителями, как Хаим Вейцман, Иехиэль Членов и Нахум Соколов, правительство страны удалось склонить к мнению, что создание в Палестине крупной еврейской общины может послужить национальным интересам Британии и обеспечить безопасность стратегически важного Суэцкого канала.

Теодор Герцль

В связи с этим в ноябре 1917 года, то есть еще до окончательного разгрома османских войск, член кабинета министров Ее величества сэр Артур Бальфур передал главе Сионистской федерации Великобритании лорду Уолтеру Ротшильду послание, в котором говорилось, что правительство страны смотрит положительно на создание в Палестине национального еврейского государства. Этот документ вошел в историю государства Израиль под названием «Декларации Бальфура».

В течение последующих трех лет свое согласие с позицией британского правительства по палестинскому вопросу выразили Италия, Франция и США. В апреле 1929 года на специально созванной конференции в Сан-Ремо представителями этих государств был подписан совместный меморандум, послуживший основой послевоенного урегулирования положения в данном регионе.

Мандат Лиги Наций

Следующим шагом в истории создания Израиля стало решение Лиги Наций о предоставлении Великобритании мандата на установление в Палестине своего административного руководства, целью которого должно было стать образование там «национального еврейского дома». В этом документе, подписанном в ноябре 1922 года, среди прочего говорилось, что британские власти обязаны содействовать еврейской иммиграции в Палестину и поощрять заселение этого региона репатриантами. Особо же подчеркивалось, что никакая часть подмандатной территории не может быть передана в управление какому-либо иному государству.

Многим казалось тогда, что создание государства Израиль – вопрос решенный, и дело лишь за некоторыми формальностями, которые не займут много времени. Однако реальные события показали несостоятельность столь оптимистических ожиданий. Массовая иммиграция евреев в Палестину вызвала протесты со стороны арабского населения и послужила причиной возникновения острого межнационального конфликта. С целью его урегулирования британские власти ввели ограничения на въезд еврейских репатриантов и приобретение ими земельных участков, чем нарушили основные положения мандата Лиги Наций.

Не добившись желаемого результата, британцы были вынуждены продолжить принятие экстренных мер. В 1937 году они разделили всю подмандатную территорию на две части, одна из которых, закрытая для въезда евреев, отводилась под образование арабского государства под названием Трансиордания. Однако и эта уступка оказалась недостаточной и была воспринята как желание подорвать единство арабского мира, претендовавшего на всю Палестину.

План разделения Палестины, предложенный ООН

История создания Израиля вступила в новую фазу по окончании Второй мировой войны. В результате целенаправленных действий германского командования было уничтожено более 6 млн евреев, и вопрос образования независимого государства, в котором бы представители этой национальности могли жить, не страшась повторения катастрофы, стал весьма актуальным. В то же время стало очевидным, что британское правительство не способно в одиночку решить эту проблему, и в апреле 1947 года признание Израиля самостоятельным государством было вынесено в повестку дня Второй сессии Генеральной ассамблеи ООН.

Организация Объединенных Наций

Созданная незадолго до этого Организация Объединенных Наций попыталась найти компромиссное решение спорного вопроса и поддержала разделение Палестины. При этом Иерусалим должен был получить статус международного города, управление которым осуществлялось бы представителями ООН. Такой подход не устроил ни одну из противоборствовавших сторон.

Большинство еврейского населения, особенно его религиозно-ортодоксальная часть, сочло решение международного органа не отвечающим их национальным интересам. В свою очередь руководители Лиги арабских государств открыто заявили, что приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать его реализации. В ноябре 1947 года глава Высшего арабского совета Джамаль аль Хуссейни пригрозил немедленным началом военных действий, в случае если хоть какая-то часть территории достанется евреям.

Тем не менее план разделения Палестины, положивший начало истории современного Израиля, был принят, и ключевую роль в этом сыграла позиция, занятая правительством Советского Союза и президентом США Гарри Трумэном. Руководители обеих великих держав, принимая подобное решение, преследовали одинаковую цель – усиление своего влияния на Ближнем Востоке и создания там надежного плацдарма.

Обострение межнациональной борьбы

Дальнейший период в истории создания Израиля, продлившийся около двух лет, отмечен масштабными военными действиями, развернувшимися между арабами и еврейскими вооруженными формированиями, командование которыми осуществлял видный государственный деятель и будущий премьер-министр страны – Давид Бен-Гурион. Особую остроту столкновения получили после того, как в связи с прекращением действия мандата британские войска покинули занимаемую ими прежде территорию.

По мнению историков, арабо-израильскую войну 1947-1949 годов можно условно разделить на два этапа. Первый из них, охвативший период с ноября 1947 по март 1948 года, характерен тем, что еврейские вооруженные силы ограничивались лишь оборонительными действиями и совершали ограниченное число ответных акций. В дальнейшем же они перешли к активной наступательной тактике, и вскоре овладели большинством стратегически важных пунктов, таких как Хайфа, Тверия, Цфат, Яффо и Акко.

Декларация независимости Израиля

Важным моментом в истории создания Израиля стало заявление американского госсекретаря Джорджа Маршалла, сделанное им в мае 1948 года. Это был, по сути, ультиматум, в котором временному Народному управлению еврейского государства предлагалось передать всю полноту власти Комитету по безопасности ООН, в обязанности которого входило обеспечение прекращения огня. В противном же случае Америка отказывалась помогать евреям в случае возобновления арабской агрессии.

Символы государства Израиль

Это заявление послужило поводом для созыва 12 мая 1949 года экстренного заседания Народного совета, на котором по результатам проведенного голосования было принято решение отклонить предложение США. Двумя днями позже, 14 мая, произошло еще одно важное событие – провозглашение независимости Израиля. Соответствующий документ был подписан в здании тель-авивского музея, находящегося на бульваре Ротшильда.

В Декларации независимости Израиля говорилось о том, что, пройдя многовековой путь и претерпев множество бед, еврейский народ желает возвратиться на свою историческую родину. В качестве же юридического обоснования приводилась резолюция ООН о разделении Палестины, принятая в ноябре 1947 года. На ее основании арабам предлагалось прекратить кровопролитие и уважать принципы национального равноправия.

Эпилог

Так произошло создание современного государства Израиль. Несмотря на все усилия, прилагаемые международным сообществом, мир на Ближнем Востоке до сих пор является лишь призрачной мечтой – сколько лет существует Израиль, столько же продолжается его конфронтация со странами арабского мира.

Иногда она принимает форму широкомасштабных военных действий. Среди них можно вспомнить события 1948 года, когда Египет, Саудовская Аравия, Ливан, Сирия и Трансиордания пытались совместными усилиями уничтожить государство Израиль, а также кратковременные, но кровопролитные войны – Шестидневную (июнь 1967 года) и Судного дня (октябрь 1973 года).

В настоящее же время результатом противостояния является интифада, развязанная арабским боевым движением и направленная на захват всей территории Палестины. Тем не менее потомки Авраама, Ицхака и Иакова помнят завет, данный им Богом, и свято верят в то, что рано или поздно на их исторической родине восторжествуют мир и покой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.