Что такое систематика в зоологии?

Что такое систематика? Это наука, занимающаяся составлением системы. На планете уже открыто несколько миллионов видов живых организмов. Ученые уверены, что предстоит открыть еще миллионы представителей животных, растений, грибов и микроорганизмов. Все это многообразие необходимо систематизировать.

Что такое систематика в зоологии?

Каждая отрасль биологии начала вести серьезную работу по систематизации мира живой природы в свое время. Основы систематики животного мира заложил Аристотель – известный древнегреческий философ. Крупные таксоны, введенные Аристотелем, используются до сих пор.

Что такое систематика в зоологии? Это одна из дисциплин зоологии. Все дисциплины, входящие в науку о животных, тесно связаны друг с другом. В то же время они в известной степени самостоятельны: морфология, физиология, экология, зоогеография, палеонтология, филогенетика, систематика.

Что такое систематика в зоологии? Наука, изучающая многообразие животных и устанавливающая, в зависимости от степени сходства, порядок подчинения. Систематика в зоологии строит классификацию животных.

Иерархия таксонов

Для составления системы животного мира ученые используют иерархию таксонов: царство – тип – класс – отряд – семейство – род – вид. Любой открытый и описанный учеными организм входит в каждый из представленных таксонов.

В 18-м веке Карл Линней ввел бинарную номенклатуру. То есть каждый вид организмов имеет свое название, состоящее из двух слов. Первое слово – это родовое название. Такой принцип наименований облегчает понимание того, о каком животном идет речь, потому что родов в системе все-таки значительно меньше, чем видов.

Родство видов организмов

С того времени как Чарльз Дарвин выдвинул теорию эволюции, систематика стала строиться по принципу родства организмов друг с другом. Все организмы, входящие в одну таксономическую группу, имеют наиболее близкое родство друг с другом, чем с другими видами организмов. То есть они произошли от одного общего предка.

Принцип работы ученых

Карл Линней систематизировал животных на основе внешнего сходства. В настоящее время ученые используют множество подходов для наиболее верного определения принадлежности вида к той или иной таксономической группе. Используются данные анатомии, то есть рассматривается внешнее и внутреннее строение организмов. Данные физиологии добавляют информацию для более точной классификации животных. Палеонтология вносит свой бесценный вклад в определение происхождения организмов, что очень важно при составлении системы, потому что именно родственные связи хода эволюции учитываются при классификации животных и других организмов. Все больший вклад в систематику вносит генетика. Она предоставляет данные о результатах секвенирования ДНК.

Молекула ДНК

Сравниваются геномы различных организмов. Корректируется вся система мира живой природы.

Например, до недавнего времени австралийский эму и американский нанду относились к страусам. После того как появились некоторые новые данные генетики и других наук, ученые пришли к выводу, что лишь африканский страус является собственно страусом. Эму и нанду не являются родственниками ни друг другу, ни страусу африканскому. То, что данные виды так похожи внешне – результат конвергенции в эволюции. Такое сходство возникло из-за одинакового образа жизни этих птиц. Африканский страус, эму и нанду никогда не летают, склонны от хищников спасаться бегством.

африканский страус

Систематика млекопитающих

Млекопитающие характеризуются волосяным покровом, гомойотермией (теплокровностью) и наличием млечных желез.

В настоящее время класс млекопитающих составляют по разным данным 2 или 3 подкласса: первозвери, сумчатые звери и плацентарные. В случае разделения млекопитающих на 2 подкласса сумчатых и плацентарных относят к подклассу настоящих зверей.

Первозвери – это утконос и пять видов ехидн.

ехидна - однопроходное животное

Данные представители имеют все признаки млекопитающих, но при этом откладывают яйца, как это делали их далекие предки – зверообразные рептилии. Считается, что от зверообразных рептилий произошли все современные млекопитающие.

Сумчатые звери являются промежуточной стадией хода эволюции. Они уже не откладывают яйца, однако плацента развита у низших зверей слабо. Именно поэтому сумчатые звери рождают недоношенных детенышей, которых донашивают в сумке.

мама и детеныш в сумке

Плацентарные млекопитающие имеют развитую плаценту - орган, соединяющий маму и детеныша.

Представим систематику в таблице:

Классификация млекопитающих
8 - - Китообразные
9 - - Парнокопытные
10 - - Непарнокопытные
11 - - Приматы

Таким образом, систематика млекопитающих, как и остальных таксономических групп животных, растений и микроорганизмов, представляет собой постоянный процесс усовершенствования данных. Развитие генетики в 21 веке привело к большим изменениям в системе мира живой природы.