Лоста – станция железнодорожная

Подписаться Редактировать статью

В Вологодской области в октябре 2017 года произошло столкновение на станции Лоста тепловоза и поезда. В январе этого же года аммиачное облако, как джинн, вырвалось из цистерны и нависло над одним из районов Вологды. Обе истории закончились благополучно – пострадавших нет. Но есть вопрос: можно ли свести к минимуму риски возникновения чрезвычайных ситуаций?

Что за станция такая?

Лоста как станция железной дороги существует с 1875 года. Тогда это был разъезд Турундаево. Позже возле станции отстраивается поселок, названный Лоста, по имени ближайшей речки. Здесь добывали торф и работали на льнокомбинате. Торфоразработки велись вплоть до девяностых годов, пока местную тепловую станцию не перевели на газ.

В двухтысячных годах Лоста имела три с половиной тысячи жителей. Преимущественно это были люди, занятые на железной дороге. Сейчас Лоста – станция, входящая в состав Вологды в качестве микрорайона.

Поезд идет полем

Что случилось в январе?

Ночью через станцию следовал грузовой поезд по пути «Лянгасово-Волховстрой». В одной из цистерн оказалась неисправной арматура, перекрывающая выход аммиачных паров наружу. Химическое облако, подхваченное ветром, начало перемещаться в сторону жилых домов.

Полицейские, спасатели МЧС, пожарные и эпидемиологи оцепили территорию. Ядовитые пары в воздухе были осаждены и обеззаражены. Во дворах домов проводились замеры ПДК вредных веществ – отклонений от нормы выявлено не было.

Аварийную цистерну отогнали подальше от станции, устранили утечку. Далее началось экспертное обследование замыкающей арматуры для выявления причин поломки. Итогов и результатов работы комиссий в печати до сих пор нет, зато есть сообщения о следующем драматическом эпизоде.

Два товарных поезда

Краткая хроника событий октября

Девятнадцатое октября, станция Лоста, 3.54 утра. Сталкиваются и сходят с полотна железной дороги маневровый локомотив (предназначен для внутристанционных перемещений вагонов) и товарный поезд. К поезду прицеплены шесть цистерн, которые на тот момент оказались пустыми.

В шесть утра ситуация была объявлена чрезвычайной, к ликвидации схода вагонов с путей привлечены шестьдесят человек из МЧС и двенадцать единиц техники. Пассажирские поезда проводились по другим путям, поэтому задержки движения были несущественными. В 16.00 свободное перемещение на рельсах было восстановлено полностью.

Приход поезда

Возможные причины столкновения

С момента аварии на станции Лоста прошло уже около пяти месяцев, но окончательные причины ее до сих пор не объявлены. В качестве версий названы были:

  • проезд маневрового локомотива на запрещающий сигнал;
  • сон машиниста локомотива.

Обе версии не взаимоисключающие: заснув, машинист мог проехать на красный сигнал.

Есть еще одна подробность – машинист станции, по-видимому, отключил автосистему контроля (ТСКБМ), которая призвана оценивать работоспособность дежурящего на тепловозе человека и не допускать снижения бдительности на рабочем месте. Есть и сообщение о том, что ТСКБМ была сломана. Общий предварительный вывод о причинах аварии – «человеческий фактор».

Железнодорожные аварии случаются постоянно

Лоста – станция, относящаяся к Северной железной дороге (СЖД). Этот филиал РЖД можно считать относительно благополучным по числу происшествий. Печально лидируют Северо-Кавказский и Октябрьский филиалы, где особенно много трагедий на железнодорожных переездах.

Рассмотрим подборку аварий на путях за последние несколько лет в Кировской области (Горьковская железная дорога). Получаем в среднем более одного происшествия в год. Цифра эта занижена, поскольку не каждый случай упоминается в СМИ, а информация о реальной статистике катастроф обычно закрыта.

Дата Происшествие Место происшествия

5.02.2014,

4.44 утра

Сход с ж/д полотна 32 вагонов с газовым конденсатом, пожар Станция Позднино

04.05.2015,

0.15 ночи

Сход с ж/д полотна 9 пустых цистерн Перегон Ардаши – Просница

04.03.2016,

ночь

Сход с ж/д полотна 1 пустого грузового вагона Перегон Котельнич

19.05.2016,

9.20 утра

Сход цистерн товарного поезда с рельсов Кирово-Чепецкий район

Нередки утечки ядовитых газов и нефтепродуктов из цистерн товарных поездов. Как правило, устраняют их быстро – службы МЧС действуют слажено и грамотно. Подводит техническое состояние цистерн, в первую очередь, запорной арматуры.

Цистерна подходит к городу

Частой причиной крушения становится излом рельса. Дефектными рельсы признаются, когда на их поверхности фиксируются трещины и отслоения. Скорость прохода поездов на таких участках необходимо сбрасывать. Если степень опасности повреждения определена как высокая, требуется срочная замена. Необходимость этого была проигнорирована, к примеру, в 2002 году на Вологодском отделении СЖД. Тогда произошло крупное крушение грузового поезда, сопровождавшееся возгоранием двух цистерн с топливом.

О причинах аварий сообщается в большинстве случаев только предположительно. Это связно с затяжным характером расследований. Когда точные причины возникновения трагического события становятся известны, о нем успевают забыть. К примеру, пожар на станции Позднино, произошедший в феврале 2014 года, расследовался три года. Только в январе 2017 следственный комитет заявил о результатах работы по уголовному делу.

Преодолим ли «человеческий фактор»?

Таблица, приведенная выше, показывает часы столкновений. Обычно это ночное или утреннее время, когда человек с трудом преодолевает сон и не способен полноценно работать. Видимо, это и стало причиной крушения на станции Лоста.

Официальная статистика признает, что большинство транспортных катастроф провоцируют ошибки диспетчеров и людей, управляющих машинами. Нужно сюда же добавить равнодушное отношение и невнимательность к техническому состоянию транспорта и путей. По мнению газеты «Гудок», железнодорожной отрасли требуются сейчас не столько инвестиции, рассчитываемые в триллионах, сколько немедленное наведение порядка.

Улучшить ситуацию может комплекс мер, среди которых:

  • развитие автоматизации;
  • повышение квалификации персонала;
  • усиления контроля.

При этом контроль государственных органов надзора едва ли есть смысл усиливать. По мнению экспертного совета по промышленной политике, все нужные правила и инструкции уже существуют. Добавочный контроль над контролем только укрепит коррупцию.

Зато есть смысл в дополнительном наблюдении со стороны работодателей, ассоциаций потребителей и просто бдительных людей, даже не имеющих прямого отношения к ситуации. Они способны предотвратить катастрофу, обратив внимание на какое-то случайное событие и сообщив о нем. Важно налаживать систему быстрого реагирования, когда люди знают, куда можно отправить сигнал, чтобы их информация была проверена и использована.

Цистерна с углем

Полностью исключить трагедии невозможно, но стремиться сводить их число к минимуму необходимо. Определяющая роль здесь у людей бдительных, с активной гражданской позицией и повышенной мерой ответственности за свои действия и происходящее вокруг.


Обожгли язык? Вот как быстро убрать боль
Болезни и условия
Если у вас есть один из этих 11 признаков, тогда вы один из самых редких людей на Земле
Новый век
10 потрясающих женщин, родившихся мужчинами
Женские вопросы
10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе
Знаменитости
Что нужно делать после интимной близости: 9 правил
Сексуальность
Что происходит с телом, когда у вас долго нет интимных отношений?
Сексуальность