Народная роспись: виды, узоры, мотивы, техники

Художественная роспись в России — носитель исконных традиций творчества народа страны и часть его декоративно-прикладных искусств. Она связывает прежние поколения мастеров России с нынешними. Сначала зародившись как неотъемлемая часть некоторых натуральных хозяйств, декоративная роспись переросла затем в целые промыслы народов, став источником товаров не только для внутреннего, но и для зарубежного рынков.

Этими промыслами перестали заниматься лишь отдельные мастера и их семьи, занятие охватило целые деревни и местности, и благодаря им эти виды росписи и получили свои названия.

Виды росписи

Какие виды народной росписи сможет назвать среднестатистический житель? Почти каждому припомнится хохлома. Конечно же, она ярче остальных, да и встречается чаще, отчего и западает в память прочнее.

Но это же далеко не все. Русская культура славится своими богатствами. Поэтому следует знать и любить эти дары народной сокровищницы.

Хохломская роспись

Хохломская роспись

Время идет, и народные промыслы, основанные на нем, также совершенствуются. В современном мире они уже давно возведены в ранг настоящего искусства. Хохлома выделяется и считается одним из самых совершенных народных узоров недаром, ведь причудливость ее переплетений известна и любима по всей планете Земля.

Истоки хохломского промысла

Начало свое хохлома берет из Великого Новгорода. На эту тему существует отдельная легенда. Якобы в нижегородских краях жил на берегу реки такой умелец, что вся его посуда, казалось, была расписана золотом — так сияли на ней узоры. Народный умелец быстро прославился на всю свою округу, и вскоре о нем знал сам царь. Очень правителя рассердил тот факт, что такой невероятный мастер не служит у него при дворе. Тогда отправил он слуг в леса искать ремесленника. Искали они его, искали, да безрезультатно. А все дело в том, что мастер чудесным образом прознал заранее, что его разыскивают приспешники царя, и скрылся в неизвестном направлении раз и навсегда. Но прежде чем исчезнуть, успел научить своему мастерству простых ремесленников округи.

Но если верить науке, то получается, что в Заволжье это особое умение пришло вместе с раскольниками, бежавшими от государственного гнета. Среди беглецов было очень много художников и иконописцев редких талантов. Так что за свой народный стиль ремесленникам Заволжья следует благодарить именно их. А продавалась вся эта красота в первую очередь в селе под названием Хохлома. Отсюда и повелось именовать эти прекрасные орнаменты хохломой.

Отличительные особенности хохломы

Главными элементами хохломской росписи считаются следующие:

  • самым популярным является сочетание красного и золотого цветов;
  • использование всего двух-трех сочных оттенков;
  • художественность рисунка: в хохломском узоре всегда много мелких деталей;
  • линии и формы всегда плавные, строгая геометрия отсутствует;
  • работа всегда выполняется только вручную;
  • яркость узоров и четкость акцентов;
  • в своем классическом виде хохломская роспись выполняется по дереву.

История городецкого промысла

городецкая роспись

Также на левом берегу Волги, неподалеку от чудесных мастеров хохломы, располагался Городец. Это один из наиболее древних городов-крепостей России и родина множества разнообразных народных промыслов. Роспись, зародившаяся там в середине девятнадцатого века, получила название городецкой. Тогда сиденья прялки, называемые донцем, перестали инкрустировать и начали расписывать.

Отличия городецкой росписи

Главенствующие цвета в народной городецкой росписи — это киноварь и желтый хром. Эти два цвета используются для создания фона всей росписи, а зеленый, синий, а также, реже, голубой и розовый — для узора. Белым и черным же выводят детали. Этот вид искусства роднили с элементами хохломской росписи лаконичность и яркость образов. Фигуры животных, цветы и жанровые сценки были выполнены свободными мазками, которые обводились черным и белым. Роспись украшала мебель, двери, ставни и прялки.

Самые распространенные мотивы здесь: цветы (как правило, это купавки, отличающиеся симметричностью листьев, и розы) и животные, такие как птицы и кони.

Композиционно же городецкая роспись делится на:

  • цветочную роспись:
  • цветочную роспись с животными;
  • сюжетную роспись.

По сути, это разделение довольно условно, так как даже сюжетная роспись все равно включает в себя узоры с цветами.

Зарождение гжельского промысла

гжельская роспись

Более старой является гжельская роспись, ее история начинается еще в четырнадцатом веке. Впервые село Гжель и одноименная волость упоминаются Иваном Калитой в одной из его духовных грамот в 1339 году, а спустя совсем короткое время село Гжель упоминается уже практически всеми великими князьями. Считается, что название это произошло от старорусского «жгель», что дословно можно перевести как "жечь глину". По словам ученых, прослеживается прямая связь между названием села и гончарным ремеслом, поскольку имя не могло появиться на пустом месте, а значит, существовал и промысел.

Что характеризует гжель?

Это подглазурный вид росписи. Это значит, что изначально изделие обжигается, сразу после это расписывается, и лишь затем его окунают в глазурь и отправляют в печь на повторный обжиг (отчего краска поменяет цвет, а глазурь станет прозрачной). Традиционно гжельские рисунки – это роспись по народным мотивам: ягоды, листья, букеты, злаки, гирлянды из цветов, веточки. Цветы внешне напоминают лилии, маки, ромашки, пионы, гвоздики, розы и астры, но их форма совершенно условна, по сути это просто растительные орнаменты. Также существуют так называемые "гжельские сеточки", которые часто используются художниками при оформлении — это «усики», «гребенки», «капельки» и «жемчужинки». У мастеров этих направлений много секретов, заключаются они в особых техниках мазков: все мазки разные и индивидуальные, все они обязательно отличаются друг от друга. У них есть определенные названия, и названий этих очень много. Также обязательно правильно уметь использовать белые и синие цвета, выдерживать их правильное соотношение.

История возникновения жостовкой росписи

жостовская роспись

Указанными тремя виды народной росписи не исчерпываются. Жостовский промысел является ровесником городецкого и также датируется девятнадцатым веком. Тогда некоторые подмосковные села, такие как Хлебников, Осташков и, собственно, Жостов, обзавелись мастерскими, где мастера производили и расписывали лакированные изделия, материалом для которых служило папье-маше.

С приходом двадцатого века сильно упал спрос на эти изделия, и промысел пришел в упадок. К 1928 году крупная артель «Металлоподнос» объединила под своей крышей все мелкие артели. Ее центром стала деревня Жостово.

Отличительные черты жостовской росписи

Ее главный мотив — цветочный букет, расположенный обычно на красном либо черном фоне. Иногда, но значительно реже, в качестве фона используют другие цвета. По традиции, в этой декоративной росписи все отдельные композиции исполняются импровизационно. Натура и образец не используются художником, ориентируется он только на композиционные приемы и свое воображение, отчего никогда не встретишь два одинаковых подноса. Однако есть несколько типов композиций, которые сложились исторически. Обычно цветы либо изображаются в корзинках, либо в букетах из нескольких цветов. Также могут располагаться по периметру подноса, нередко они дополняются в этой народной росписи птицами, ягодами и фруктами.

До этапа росписи поднос шлифуют, грунтуют, а затем лакируют. Производят это в несколько стадий. Мастера используют скипидарные масляные краски, которые наносят при помощи беличьих кистей, отличающихся повышенной мягкостью. Роспись накладывается в несколько слоев, после каждого из которых необходимо выждать длительную просушку.

Все этапы производства рисунка имеют свои названия. Первым идет "подмалевок". Это когда мастер берет широкую кисть и набрасывает эскиз композиции. Основной колорит также определяется на этой стадии. Столы не используются, все делается прямо на коленях. Вторым этапом наносится так называемая "тенежка" — подчеркиваются все затененные места. Затем с помощью белил на листьях и цветах подчеркиваются объемы — это зовется "бликовкой". Далее выполняется "чертежка" и занятная "посадка семенцов". На этом этапе лепестки, прожилки, тычинки и пестики прорисовываются тонкими линиями. Завершается все "привязкой" — выписыванием травяного узора между листьями и цветами.

Когда нанесение рисунка завершено, поднос покрывают масляным лаком в несколько слоев, сушат и полируют. В самом конце берется меловой порошок, и ладонями рук им наводят зеркальный блеск. Поднос готов.

Роспись игрушек

игрушечная тройка

Народное искусство включает в себя еще одну древнейшую форму ремесла — игрушку.

История такого вида народной росписи гораздо старше всех остальных. Это действительно зеркало уклада жизни, традиций, быта предков. Игрушки, которые чудом дошли до наших дней, могут рассказать о старине очень многое. Дерево и глина были очень практичными и доступными материалами, отчего игрушки из них были широко распространены и стали первыми декорироваться с помощью росписи.

Виды и особенности росписи игрушек из глины

дымковские игрушки

Многим на ум придут дымковские лошадки. Но древнейшим из тех глиняных игрушек, что удалось найти, уже больше пятнадцати веков. Сначала это были простейшие птички-свистульки, которые позже превратились в невероятные произведения прикладного искусства. Сначала фигурка из глины сушилась. Во время этого процесса подготавливались краски. Разводились они на перекисшем квасе, после чего готовую краску еще нужно было растереть на яйце. Сначала брали светлые тона, затем переходили к темным. Свой особый почерк также зависел от регионов и их школ росписи. Наиболее известные из них: дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки.

  • Дымковские игрушки.

Это очень специфичные игрушки. Их кони, куклы и петухи такие яркие и статные, что забыть их непросто. Кому незнакома дымковская лошадка? Они всегда выполняются не без жизнерадостности и юмора в образе. Фон их росписи всегда белый, в остальном используются контрастные цвета: голубой, фиолетовый, красный, розовый, оранжевый.

  • Филимоновские игрушки.

Дед Филимон прославился так, что память о нем до сих пор жива через эти игрушки. Забавные и яркие вытянутые фигурки наездников, крестьянок и солдат радуют глаз, полосатые животные не отстают. Желтый фон, сочные краски: красный, синий и зеленый.

  • Каргопольские игрушки.

А вот эти игрушки, наоборот, суровы: в краски подмешивались тона потемнее (коричневый и болотный), отчего вид их был мрачноват. Однако и им был присущ юмор в изображении сценок из быта людей. Сегодня чаще используются краски поярче: оранжевый, красный, золотистый.

Игрушки из дерева

знаменитые русские матрешки

Игрушки из дерева по первости создавались в обучающих целях. Мечи и луки — это для ловкости; волчки — познаем механику; различные свирели и дудки, с одной стороны, развлекали, с другой — помогали подружиться с музыкой. Видов народной росписи и в случае с ними было немало.

  • Игрушки из Сергиева Посада.

Сергиев Посад являлся крупнейшим центром деревянных игрушек. Здесь делали в основном жанровые поделки, такие как гусары, барыни и монахи. Тона использовались довольно скупые.

  • Балясы из Федосеево.

Федосеевские "баляски", то есть забавы, представляли собой более сложные жанровые игрушки. Их многофигурные комбинации, например конские упряжки и карусели, отличались красочностью исполнения, нарядностью цветов. Для фона, как правило, использовались зеленый и желтый цвета.

  • Матрешки.

Все знают матрешку. Она узнаваема не только в России, но практически в каждом уголке мира. Вместе с тем, это самая молодая из народных игрушек, появились матрешки всего век назад. Считается, что развились они из расписных яиц — писанок. Для росписи этих фигурок традиционно берут яркие и броские краски. Матрешка символизирует таинственность и широту души русского человека.

Можно с уверенностью сказать, что какой вид росписи ни возьми — время, местность и характерные черты ремесла той или иной школы всегда влияют на результат. Однако ни одно творение мастера не перестает от этого быть уникальным. От жостовских подносов до филимоновских игрушек — все они призваны радовать людей теплом, красотой и самобытностью, качествами, пронесенными ими через века.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.