Что такое понятийный аппарат?

С каждым открытием в любой научной области появляется необходимость как-то обозначить и объяснить новые явления, процессы, взаимосвязи между ними. Понятийный аппарат науки - явление динамическое, изменяющееся параллельно с лексикой области использования.

Определение

Каждое научное открытие вызывает необходимость в его определении, назывании «Что это?» — так появляется термин. Затем происходит сравнение открытых научных явлений и процессов с уже существующими: «На что похоже, чем отличается?» Полученные данные о сходстве и различии обобщаются, систематизируются.

Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.

Наличие специфической терминологии обязательно для любой дисциплины. Особенно богаты своими собственными терминами и определениями гуманитарные науки: философия, психология, языкознание.

Понятийно-категориальный аппарат исследования

Научными исследованиями в той или иной мере занимаются все - от школьников до академиков. Исследователь в первую очередь сталкивается с рядом вопросов, формирующих понятийный аппарат исследования:

  • зачем это надо изучать, насколько это актуально и практически необходимо?
  • какие противоречия с уже существующим материалом по теме исследования есть, и какой будет его тема?
  • что является целью, задачами, объектом и предметом изучения?
  • какую гипотезу следует подтвердить или опровергнуть?
  • какие методы научного исследования надо использовать?
  • в чем состоит новизна и практическая значимость исследования?
понятийный аппарат исследования

Успешность решения научной задачи зависит от того, насколько хорошо исследователь владеет как понятийным аппаратом, так и практическими навыками научной работы.

Актуальность и практическая ценность исследования

Масштаб научного исследования может быть разным, от небольшой лабораторной работы до решения мировой проблемы (например, исследования влияния промышленного производства на экологию). Однако в любом случае эта научная работа должна быть актуальной и практически полезной.

понятийный аппарат науки

Актуальность определяется насущностью, важностью решения существующих практических или теоретических задач. Актуальной может быть тема изучения в целом или один из ее аспектов, отдельный вопрос, который станет существенным шагом в ее раскрытии.

Практическая ценность исследования характеризуется степенью той пользы, которую оно может принести в ходе применения его результатов в каком-либо виде деятельности человека (на производстве, в медицине, в образовании и пр.).

Цель и задачи научной работы

Осмысление «пробелов» в науке, понимание необходимости решения отдельных теоретических и практических задач приводит исследователя к формулировке цели его исследований.

понятийно категориальный аппарат

Цель — это тот конечный результат, которого он хочет достичь в своей научной работе по конкретной проблеме: доказать что-то, разработать, обосновать, выявить, проверить, уточнить.

Цель достигается пошагово в процессе последовательного решения отдельных задач. Их выбор должен быть обоснован логикой исследования и практической необходимостью на пути к поставленной цели. Задачи очерчивают тот круг теоретических изысканий и практических действий исследователя, которые помогут получить запланированный результат (цель).

Методы и методика исследования

Специальные действия, направленные на достижение поставленной цели, называются методами. Неверно выбранные методы исследования могут привести к ошибочным результатам и выводам.

Каждая наука имеет свои методы, но существуют и общенаучные. Например, понятийный аппарат педагогики включает в себя такие методы как наблюдение за объектом, описание и анализ действий изучаемого объекта или процесса, анализ и систематизацию результатов, их описание, эксперимент. Но эти же методы используются в процессе изучения физических, химических, биологических и любых других явлений.

понятийно категориальный аппарат

Методика применения представляет собой ряд последовательных действий, направленных на его эффективное осуществление, которая требует тщательной подготовки и продуманности всех его деталей. Готовясь к наблюдению за объектом, экспериментатор должен решить: когда, где, как долго будет использовать этот метод, будет ли наблюдение открытым или негласным, как будет производиться фиксация процесса наблюдения и т.д.

Особенности научной дисциплины диктуют необходимость разработки специфических методов и методики научной работы. В социологии и психологии, где объектом изучения являются человек и человеческое сообщество, это, например, интервьюирование, анкетирование, опрос.

Язык научного исследования

При подготовке научных кадров большое внимание уделяется их обучению культуре устного и письменного изложения материалов исследования. Оно может иметь строго научный характер, понятный специалистам, или научно-популярный, предназначенный для широкого круга слушателей и читателей. Примером может послужить понятийный аппарат педагогики - науки, специальные термины и определения которой понятны широкому кругу людей. В любом случае описание проведенного исследования и его результатов должно отвечать следующим требованиям:

  • логичность изложения материала;
  • его лаконичность и конкретность, соответствие нормам литературного языка;
  • точное использование существующих терминов в их общепринятом смысле;
  • понятное объяснение новых терминов, вводимых исследователем в научный обиход;
  • отсутствие просторечных выражений, жаргонизмов, иностранной терминологии, если есть аналоги на родном языке.
понятийный аппарат науки

Публичное выступление (лекция) не должно быть сухим изложением материала. Оно может для привлечения внимания слушателей включать в себя умеренно эмоциональные выражения и оценки.

Стиль и грамотность изложения научного материала дает представление как об общей, так и о научной культуре автора.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.