Макс Вебер: биография, семья, годы жизни, основные работы

Максимилиан Карл Эмиль Вебер – немецкий социолог и политический экономист. Наиболее известен своим тезисом о «протестантской этике», связи протестантизма с капитализмом и размышлениями о бюрократии. Его глубокое влияние на социологическую теорию обусловлено его требовательностью к научной объективности и анализом мотивов человеческих поступков.

Ранняя биография

Макс Вебер родился 21.04.1864 в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из 7 детей Хелен и Макса Вебера. Отец был состоятельным либеральным политиком, который вскоре присоединился к более лояльным про-бисмаркским «национал-либералам». Семья переехала из Эрфурта в Берлин, где Вебер-старший стал членом прусской палаты депутатов (1868-97) и Рейхстага (1872-84). Он вошел в берлинский высший свет и принимал у себя видных политиков и ученых.

Мать социолога воспитывалась в строгих кальвинистских традициях. Хотя постепенно ее отношение к религии становилось более терпимым, пуританская мораль осталась с ней навсегда. Социальная активность мужа отдалила ее от него, особенно когда тот не поддержал ее длительный траур после смерти двух их детей. В свою очередь, отец традиционно авторитарно обращался со своей семьей и требовал абсолютного подчинения. По-видимому, мрачная обстановка в семье Макса Вебера и конфликт его родителей стали причинами душевных страданий, которые преследовали его во взрослой жизни.

Макс Вебер (слева) с братьями Альфредом и Карлом

Годы учебы

Вебер покинул дом, чтобы в 1882 году поступить в Гейдельбергский университет. Через 2 года он прервал учебу, чтобы год провести на военной службе в Страсбурге. За это время он сблизился с семьей своей тети Иды Баумгартен и ее мужем-историком, оказавшим глубокое влияние на интеллектуальное развитие Вебера.

Однако по окончании службы в армии отец попросил его продолжить учебу в Берлинском университете, чтобы тот мог изучать юриспруденцию и экономическую историю, живя дома. Возможно потому, что он считал влияние Баумгартенов подрывным. С 1884 г. до брака в 1893 г. Вебер покидал дом только на семестр обучения в Геттингене в 1885 г. и несколько раз для несения военной службы.

Начало карьеры

Таким образом, большую часть своей ранней биографии Макс Вебер жил в доме родителей, где он постоянно находился в центре семейного конфликта. Поскольку он одновременно стажировался помощником юриста и в университете, то до осени 1893 г. не мог позволить себе жить отдельно. В то время он получил временную должность преподавателя юриспруденции в Берлинском университете и женился на троюродной сестре Марианне Шнитгер.

После свадьбы и возвращения в Берлин в 1894 г. Вебер много и усердно работал. Только такой дисциплинированный труд, по его мнению, мог преодолеть его лень и предотвратить эмоциональный и духовный кризис.

Способность Вебера к напряженной интеллектуальной работе и его неоспоримый талант стали причинами стремительного роста его профессиональной карьеры. Спустя год, после назначения в Берлине он стал профессором политической экономии во Фрайбурге, а в 1896 г. получил аналогичное место в Гейдельберге.

Его научная работа была посвящена аграрной истории Древнего Рима и эволюции средневековых торговых обществ. Затем Вебер произвел всесторонний анализ аграрных проблем Восточной Германии для одного из самых важных академических обществ страны – Союза социальной политики. Также он написал эссе о немецкой бирже и социальном упадке античной цивилизации.

Ранняя биография Макса Вебера отмечена политической активностью – он сотрудничал с лево-либеральным протестантским социальным союзом.

Макс Вебер с женой

Речь во Фрайбурге

Кульминацией ранней научной карьеры Вебера была его инаугурационная речь во Фрайбурге 1895 года, в которой результаты его 5 лет исследований аграрных проблем Германии к востоку от Эльбы стали обвинительным актом исторически устаревшей юнкерской аристократии. Однако, по его мнению, существующие либеральные партии не могли бросить им вызов. Рабочий класс также не был готов принять ответственность на себя. Только нация в целом политически созревшая благодаря сознательной политике заморской имперской экспансии, могла привести Германию к уровню политической зрелости, достигнутому французами в революционную и наполеоновскую эпохи и англичан в ходе их имперской экспансии в XIX ​​в. В этом отношении Фрейбургская речь продвигала идеологию «либерального империализма», привлекая поддержку таких важных либеральных публицистов, как Фридрих Науман и Ханс Дельбрюк.

После смерти отца в августе 1897 г. биография Макса Вебера отмечена началом проблем с нервной системой. Его возвращение к преподаванию осенью привело к кратковременной передышке, которая закончилась в начале 1898 г. первыми признаками нервного срыва, которые сделал его неработоспособным между 1898 и 1903 годами. В течение 5 лет он периодически попадал в лечебные учреждения, страдая внезапными рецидивами после медленного выздоровления и тщетных усилий разорвать эти циклы путешествиями. В разгар болезни он оставил преподавание в Гейдельберге.

Макс Вебер в 1907 г.

Поздние работы

В 1903 г. Вебер смог возобновить научную деятельность, а наследство, полученное в 1907 г., сделало его финансово независимым. Он не преподавал до конца I мировой войны. Характер его самой важной работы после частичного выздоровления предполагает, что его длительная болезнь привела его к блестящему пониманию взаимоотношений кальвинистской морали и компульсивного труда, в отношениях между различными религиозными этиками и социально-экономическими процессами и многих других важных вопросов. Свой самый значимый труд он писал в течение 17 лет между пиком болезни и смертью.

Интеллектуальную широту социологии Вебера трудно переоценить. Он превзошел достижения таких предшественников, как Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм. Неудовлетворенный интеллектуальными традициями социальных наук и права в немецких и западных университетах, Вебер стремился разработать научный подход, который бы позволил преодолеть их недостатки. Хотя он никогда полностью не определял систематическую исследовательскую программу, объясняющую его сравнительную методологию, его очерки об историческом развитии восточного и западного обществ позволяют составить о нем общее представление. Вебер продемонстрировал, что сравнительный метод имеет важное значение, поскольку поведение институтов в обществах невозможно понять изолированно. Даже его популярная работа о связи между пуританством и развитием капитализма на Западе не может быть полностью понята без ссылки на его труды о подобных институтах – например, исследования азиатских религий и древнего иудаизма.

В рамках подготовки к написанию своего главного сочинения, которое он так никогда и не завершил, немецкий философ создал идеальный тип – методологический инструмент для сравнительной социологии. Вебер, анализируя историю западных обществ, сосредоточился на рационализме как на уникальной и центральной силе, формирующей все западные институты, включая экономику, политику, религию, семью, слои общества и музыку. Эти типологии оказали решающее влияние на развитие последующих, более специализированных социологических запросов.

Макс Вебер

Социология религии

«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-05) – самая известная и наиболее противоречивая работа Вебера, которая иллюстрирует общую тенденцию его мышления. Вначале автор отмечает статистическую корреляцию в Германии успеха капиталистических предприятий с протестантским фоном. Затем он относит эту связь к случайным психологическим последствиям представлений о предопределенности и призвании пуританского богословия. Формулировка Кальвина доктрины предопределенности говорит о том, что грешное человечество не может знать ни того, почему, ни того, на кого распространяется божья милость спасения. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер предположил, что психологическая незащищенность, которую эта доктрина навязывала верующим в адское пламя, привела к поиску признаков, указывающих на направление Божьей воли, в повседневной жизни. Следствием этого стала этика непрестанной приверженности своему мирскому призванию (любой провал указывал бы на то, что благодать была под вопросом) и аскетическое воздержание от удовольствия от прибыли, полученной в результате такого труда. Практическим результатом таких убеждений и практик было, по теории Макса Вебера, максимально быстрое накопление капитала.

Немецкий социолог опубликовал свою диссертацию по протестантской этике в журнале, который начал редактировать, Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. С 1905 по 1910 год Вебер публиковал критику своей диссертации и ответы на нее. Он не опровергал того, что высокоразвитые капиталистические предприятия существовали за столетия до Кальвина. Вебер также знал о других предпосылках как материальных, так и психологических, которые способствовали развитию современного капитализма. Он отвечал на эти замечания тем, что до кальвинизма капиталистическое предприятие и накопление богатства всегда пассивно или активно подвергались враждебному отношению со стороны религиозного строя. Если некоторые капиталисты в силу своего скептицизма могли избежать чувства вины, которое диктует религиозный этос, фактом является то, что ни одна другая религиозная традиция никогда не заставляла людей видеть в накоплении капитала (экономии) знак вечной благодати Бога.

Пуритане, согласно Веберу, добровольно приняли плащ мирского аскетизма как средство облегчения иначе невыносимого духовного бремени. Тем не менее таким образом они помогли создать огромную структуру современного экономического института, которая продолжала предопределять жизнь и ценности всех, кто родился в ней.

Философ Макс Вебер в Лауэнштейне

Политика и правительство

Примерно в то время, когда он публиковал свою работу о протестантской этике, немецкая культура среднего класса, в которой воспитывался Вебер, испытала первые спазмы распада. Протестантская мораль, принятая им в качестве неотъемлемой судьбы, подверглась нападению со стороны молодежного движения, авангардных литературных кругов, в центре которых были поэт Стефане Георге, неоромантик Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд, а также славянских культурных идеалов, примером которых являются произведения Льва Толстого и Федора Достоевского. Немецкий философ провел решающее разграничение между харизматическими, традиционными и правовыми формами власти, что нашло отражение в позже опубликованной работе Вебера «Политика как призвание и профессия».

Харизматическая власть или харизма относится к дару духовного вдохновения, лежащему в основе власти религиозных пророков или экстраординарных политических лидеров. В изучении харизмы Вебер касался тем, которые впервые затронул Ницше.

Рационализм и методология

Его острый интерес к социальным явлениям, таким как мистицизм, противоречащий современному миру, и лежащему в его основе рационализму, проходит параллельно с поздним пробуждением эстетических и эротических талантов Вебера. В 1910 г. после разрушения общественного порядка европейского среднего класса, он начал серию важных дискуссий с Георге и его близким учеником, поэтом Фридрихом Гундольфом. Примерно в то же время Вебер вступил во внебрачные отношения, получив, возможно, первый опыт сексуальной близости. Одно из его самых блестящих поздних эссе «Религиозные отрицания мира и их направления» содержит анализ противоречивых отношений между эротикой, аскетизмом и мистическими формами религиозности и общего процесса рационализации.

Вебер на съезде в Лауэнштейне

Тогда же немецкий философ попытался укрепить уважение к социологии как дисциплине, определив для нее методологию и проанализировав религиозные культуры Индии и Китая в сравнении с западной религиозной традицией. Критически важным в последний период своей биографии Макс Вебер стоически занимался рассмотрение условий и последствий рационализации политической и экономической жизни на Западе. Это было сделано в работе «Экономика и общество» (1922) и журнальных статьях.

У истоков Веймарской республики

В последние годы жизни Макс Вебер оказал значительное влияние на современников, когда с 1916 по 1918 год решительно выступил против захватнических военных целей Германии и в пользу укрепления парламента. Он храбро отстаивал трезвость в политике и преподавании против апокалипсических настроений правых студентов в первые месяцы после поражения Германии в Первой мировой войне.

В 1919 г. увидела свет работа Вебера «Политика как призвание и профессия», в которой он определил государство как институт, обладающий монополией на насилие.

После участия в создании новой конституции и Демократической партии Германии, Вебер заболел гриппом и умер от пневмонии в июне 1920 года.

Могила Макса Вебера в Хайдельберге

Наследие

Немецкий социолог имел большое влияние на своих коллег, многие из которых были его друзьями в Гейдельберге или Берлине. Однако основные работы Макса Вебера не печатались в книжной форме, а только в специализированных журналах, поэтому широкую известность они приобрели только после его смерти. Единственными исключениями была его формулировка в 1895 году «либерального империализма», его широко обсуждавшийся тезис о протестантизме и капитализме и его критика немецкой внешней и внутренней политики во время Первой мировой войны на страницах Frankfurter Zeitung, которая стимулировала либеральные настроения против военных планов правительства и привела к тому, что генерал Эрих Людендорф считал Вебера предателем.

В заключение

В целом величайшей заслугой немецкого философа является то, что он привел общественные науки в Германии, которые до того занимались в основном национальных проблем, к прямой критической конфронтации с международными гигантами европейской мысли XIX века Марксом и Ницше. Благодаря этому Вебер помог создать методологию и литературу, занимающуюся социологией религии, политических партий и экономики, а также начать исследования формальных организаций, поведения малых групп и философии истории.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.