Отчет воспитателя по самообразованию в ДОУ. Творческий отчет по самообразованию воспитателя

Отчет воспитателя по самообразованию является важным элементом работы, поэтому заслуживает детального изучения и рассмотрения. Приведем несколько важных моментов, чтобы показать основные элементы и структуру их составления. Отметим, что самообразованием должны заниматься все учителя школ и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Теоретическое обоснование

Как составить отчет воспитателя по самообразованию? Будем вместе искать ответ на этот вопрос. Если в качестве темы был выбран вопрос, связанный с применением дидактических игр в работе с младшими дошкольниками, в отчет можно включить следующие моменты.

В процессе работы с детьми, проводя исследование особенностей их психологии и физиологии, было установлено, что активность дошкольников в обычной жизни, на занятиях, имеет воспроизводящий характер.

Малыши практически не задают вопросов, далеко не всегда они после завершения занятия продолжают разговор на рассмотренную тему, не пытаются применять в практической деятельности навыки и умения, приобретенные в ходе занятий.

В отчет воспитателя по самообразованию было решено включить тот опыт, который был получен после введения дидактических игр в деятельность дошкольников.

К сожалению, в настоящее время прослеживается тенденция снижения познавательного интереса, потребности в приобретении новых навыков и знаний, в результате логическое мышление у дошкольников развито слабо, они не хотят и не умеют мыслить.

По новым Федеральным образовательным стандартам, разработанным для дошкольных учреждений, должны быть сформированы предпосылки для появления универсальных учебных действий. Чтобы занятия приносили малышам радость и удовлетворение, было принято решение об использовании дидактических игр на занятиях по математике, изобразительному искусству.

Подобная деятельность позволяет делать учебный материал интересным, способствует созданию на занятиях радостного рабочего настроения.

Увлекаясь игрой, ребенок не замечает того, что он сталкивается со сложными заданиями, предполагающими серьезный мыслительный процесс.

Именно поэтому отчет по самообразованию воспитателя ДОУ касается анализа эффективности использования дидактических игр для развития познавательных способностей дошкольников.

Варианты самообразования педагогов

Цель самообразования

Для работы была выбрана возможность стимулирования познавательного интереса у дошкольников посредством вовлечения их в игровую деятельность.

Отчет по плану самообразования воспитателя написан с учетом выделенных задач:

  • изучить литературу по педагогике и психологии, касающуюся дидактических игр;
  • выявить суть понятий «познавательная активность», «дидактическая игра», «активизация познания»;
  • познакомиться с имеющимся опытом в области применения дидактической игры в дошкольных образовательных учреждениях;
  • на практике проверить сформулированную гипотезу;
  • разработать картотеку дидактических игр.
Составление отчета по самообразованию

Содержательная часть

Прежде чем составить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ, была изучена методическая литература по анализируемой проблеме:

  • книга «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» под редакцией Богуславской З. М.;
  • сборник «Игры и игровые упражнения для развития речи» под редакцией Швайко Г. С.

В творческий отчет по самообразованию воспитателя было решено включить итоги первичного и итогового мониторинга, касающегося рассматриваемого вопроса.

Наблюдения за детьми показали, что у них возникают следующие сложности:

  • неумение систематизировать и обобщать явления и предметы;
  • отсутствие навыков логического обоснования своих мыслей;
  • проблемы с выявлением главных фактов в составлении предложений.

Что показал отчет воспитателя по самообразованию? Применение дидактических игр способствует активизации познавательных процессов. Это происходит путем избирательной направленности внимания ребенка на явления и предметы окружающей реальности. У детей старшего дошкольного возраста сформировалась потребность в приобретении новых знаний и практических навыков, они перестали быть пассивными слушателями на занятиях.

В отчет по теме самообразования воспитателя можно включить и информацию о том, что улучшилась речь, обогатились эстетические и нравственные чувства дошкольников после использования дидактических игр.

Работа осуществлялась по трем основным направлениям:

  • создание в группе предметно-развивающей среды;
  • работа с детьми;
  • беседы с родителями.
Дидактические игры для развития дошкольников

Первое направление

В анализируемый период было подготовлено несколько игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста:

  • для активации мыслительного процесса: «Отгадай фигуры», «Пятый лишний», «Собери елочку»;
  • для развития мышления: «Найди одинаковые варежки», «Пригласи гостей на чаепитие»;
  • для памяти и восприятия: «Собери картинку», «Отыщи разницу», «Угадай героя»;
  • для творческого воображения: «Чудесные превращения», «Необычный портрет».
Творческий отчет педагога по самообразованию

Второе направление

Работа с дошкольниками осуществлялась по развитию следующих познавательных способностей:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти и восприятия;
  • речи;
  • творческого воображения.

Деятельность выстраивалась поэтапно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. При выборе дидактических игр учитывались умственные возможности дошкольников, а также их интерес к разным играм. Для привлечения внимания детей применялись необычные моменты, например, дети должны были помочь герою справиться с поставленной задачей.

Творческий самоотчет педагога

Группа продленного дня

В последнее время в образовательных учреждениях организуется не только учебная деятельность для ребят начальной школы, но и предлагается внеурочная работа, выраженная в группе продленного дня. Как и все остальные сотрудники образовательного учреждения, воспитатель группы продленного дня составляет план работы, занимается самообразованием. В отчет воспитателя ГПД по самообразованию входит описание той внеурочной деятельности, которую он осуществляет в повседневной работе.

Например, можно указать те мероприятия, которые были придуманы для младших школьников, отметить их цель, основные задачи, реализацию.

Вариант отчетов педагога по самообразованию

Заключение

Специфика образовательной и воспитательной работы заключается в том, что, помимо поурочных планов, учителя и воспитатели должны заниматься самообразованием.

Подобная деятельность способствует формированию профессиональных компетенций у педагогических работников, дает им возможность использовать в работе инновационные образовательные технологии.

Профессиональный стандарт, созданный для учителей и воспитателей, также предполагает систематическое самообразование педагогических работников.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.