Исследования Венеры космическими аппаратами. Космическая программа "Венера"

Безусловно, 60-80-е годы прошлого века были десятилетиями рассвета космонавтики. Запускалось огромное количество кораблей, каждый из которых имел определенную цель, позволял узнать немного больше о других планетах, звездах, самом космосе. И чуть ли не самым интересным объектом для ученых оказалась Венера. Расскажем о ней и о ее исследовании.

Кто открыл Венеру?

Как утверждают некоторые специалисты, древние майя открыли эту планету еще в седьмом веке до нашей эры.

Сделать это было несложно – она является самым ярким объектом в ночном небе, если не считать Луну.

К ней стремились миллионы

Но точно известно, что из европейских ученых впервые этой планетой всерьез заинтересовался Галилео Галилей. С него и началась история исследования Венеры. Он обнаружил планету в 1610 году, используя специально сконструированный телескоп. Благодаря полученным знаниям астроном убедился в правильности своей теории о том, что все планеты вращаются вокруг Солнца, а не Земли, то есть получила доказательства гелиоцентрическая модель мира.

Значительно позже, в 1761 году, М. В. Ломоносову, которого также интересовало исследование Венеры, удалось сделать важное открытие – на ней присутствует атмосфера.

Особенности планеты

Начнем с того, что именно эта планета является одной из самых ближних к нам. Ведь расстояние от Земли до Венеры в некоторые моменты составляет всего 38 миллионов километров – по астрономическим меркам, совсем рядом. Правда, в другое время эта цифра увеличивается до 261 миллиона.

Оборот вокруг Солнца она совершает за 225 земных суток, так что год там значительно короче, чем у нас. Что удивительно, вокруг своей оси планета оборачивается за целых 243 дня. Таким образом, сутки там длятся почти на 20 суток дольше, чем год.

К тому же, составляя описание Венеры, нельзя не сказать, что она является единственной планетой Солнечной системы, которая вращается не по часовой стрелке, как остальные, а против.

Сложность изучения

На протяжении многих лет исследование Венеры затруднялось примитивностью оборудования. Все-таки телескопы, какими пользовались астрономы 100-200 лет назад, оставляли желать лучшего. Получить с их помощью новую важную информацию было непросто, ведь большую часть времени расстояние от Земли до Венеры составляет свыше 100 миллионов километров.

Но в ХХ веке на помощь пришли космические аппараты, которые должны были помочь в изучении. Увы, орбитальная съемка мало помогла в сборе данных о планете. Очень плотная пелена облаков практически полностью скрывает поверхность Венеры.

Недружелюбная поверхность

Поэтому было принято решение приземлить аппарат. Им стала "Венера-4", запущенная в 1967 году. Добравшись до пункта назначения почти через три месяца, аппарат был просто раздавлен огромным давлением. Оно в 90 раз превышало земное. До этого эксперимента никаких данных о столь значительной разнице с земным давлением не было известно.

Высокая плотность атмосферы также доставляет исследователям немало трудностей – оборудование в ней работает недолго, а при экстремальном снижении очень быстро сгорает.

Аппарат Венера-4

Отдельно стоит сказать, что на планете нередки кислотные дожди, легко повреждающие хрупкую технику.

Наконец, днем температура на поверхности повышается до 500 градусов, что дополнительно усложняет работу аппаратов, заставляя конструировать сверхпрочное оборудование, способное выдержать самые неблагоприятные условия работы.

Успешные запуски космических аппаратов

Настоящее исследование Венеры началось в 1961 году, когда к ней был отправлен первый искусственный объект. Его разработали советские ученые (которые и внесли наибольший вклад в изучение нашей негостеприимной соседки) и отправили в 1961 году. Увы, из-за потери связи летательный аппарат не выполнил своей задачи.

Первые цветные снимки

Несколько последующих проектов, как русских, так и американских, прошли более успешно – техника не снижалась, а собирала информацию на приличном расстоянии. Наконец, в 1967 году была запущена "Венера-4", о печальной судьбе которой мы уже рассказывали. Впрочем, эта неудача также позволила извлечь урок.

Задачами аппаратов "Венера-5" и "Венера-6" были спуск в атмосферу и сбор данных о ее составе, с чем техника прекрасно справилась. А вот при разработке следующего проекта – "Венеры-7" – инженеры учли все свои недоработки. В результате оборудование получило огромный запас прочности – оно могло работать при давлении, в 180 раз превышающем земное. В 1970 году аппарат успешно приземлился на поверхность Венеры (впервые в истории человечества!), собрал и передал важные данные. Правда, работал он всего 20 минут – по каким-то причинам парашют раскрылся не до конца, из-за чего посадка прошла не так мягко, как должна была.

Запущенный через два года аппарат "Венера-8" справился со своей задачей идеально – мягко приземлившись, он собрал пробы грунта и передал важную информацию на Землю.

Долгожданные снимки

Главным достижением проекта "Венера-9", запущенного в 1975 году, стали первые черно-белые фотографии поверхности. Наконец-то человечество узнало, как выглядит "соседка" под густым слоем облаков.

"Венера-10", старт которой состоялся всего через неделю после предыдущего проекта, выполнила двойную функцию – сыграла роль искусственного спутника планеты, а также мягко приземлила модуль, также сделавший несколько бесценных снимков.

Проект Венера-14

Аппараты "Венера-13" и "Венера-14", запущенные в июне 1981 года, также прекрасно справились с миссией. Долетев до места назначения, они передали первые цветные панорамные изображения и даже записали звук с поверхности другой планеты. На сегодняшний день это единственные аудиоданные с Венеры, имеющиеся в коллекции человечества.

Увы, после распада СССР исследования Венеры космическими аппаратами практически прекратились. За последние 20 лет были успешно завершены всего четыре проекта – США, Европой и Японией. Никаких данных, интересных обывателям, они не предоставили.

Как видите, исследования Венеры хоть и позволили собрать немало ценных данных об этой планете, все-таки оставляют множество вопросов. Возможно, в будущем человечество возродит в себе интерес к ближнему и глубокому космосу и сумеет найти ответы на них. Пока же приходится довольствоваться той информацией, которая была собрана могущественной державой почти полвека назад.