Беседа в педагогике - это... Определение метода, его значение в педагогике

Беседа в педагогике - это диагностический метод обучения. Он позволяет педагогу с помощью постановки продуманных вопросов подводить ребенка к осознанию нового учебного материала, проверять качество усвоения предыдущих тем.

Сущность методики

Метод беседы в педагогике можно считать вопросно-ответным вариантом активного сотрудничества школьника и педагога, который подходит для всех этапов учебного и воспитательного процесса:

  • объяснения нового материала;
  • на этапе закрепления;
  • для повторения материала;
  • при проведении проверки ЗУН.

Ее можно считать разновидностью опроса, представлять как свободный диалог исследователя и испытуемого при рассматривании определенной тематики.

беседа в педагогике это

Интересные факты

В настоящее время беседа в педагогике - это сбор информации на базе словесной коммуникации. Именно ее считают одним из самых известных и распространенных методик творческого обучения и воспитания. Ею в совершенстве владел древнегреческий философ Сократ. Именно поэтому такие типы бесед в педагогике, в ходе которых ученик открывает для себя новые знания, принято считать сократическими.

метод беседы в педагогике

Функции

Ее ведущей функцией является побуждение школьников. Благодаря целенаправленной и умелой постановке вопроса педагог стимулирует воспитанников к осознанному восприятию имеющегося у них запаса знаний, обобщению и систематизации их. Это приводит к постепенному самостоятельному приобретению новой информации, возможности делать выводы, развивать обобщения.

Значимость диалога

Беседа в педагогике - это полноценный диалог учеников и их наставника. С его помощью ученик может следовать за той мыслью, которую выражает наставник, то есть происходит поэтапное развитие школьников.

Достоинства такого метода работы состоят в возможности активизировать мышление. Беседа в педагогике - это отличный способ развития познавательных возможностей учеников, создание условий для своевременного управления процессом познания.

беседа это в педагогике определение

Воспитательное значение

Анализируя значимость этого метода, нельзя оставить без должного внимания воспитательный аспект. Все виды беседы в педагогике направлены на достижение одного результата – формирование развитой личности, обладающей активной гражданской позицией.

Дедуктивную беседу выстраивают на основе принципов, правил, понятий, которыми владеют школьники, благодаря которым они приходят к частным выводам.

В случае индуктивного вида диалог выстраивается на основе отдельных фактов, понятий.

Например, для начальной школы использование такой методики эффективно в следующих ситуациях:

  • при подготовке ребят к работе на учебном занятии;
  • в процессе ознакомления школьников с новым материалом;
  • в ходе закрепления и систематизации знаний;
  • для текущего контроля, а также при проведении диагностики универсальных учебных навыков.
значимость беседы

Типы

Полноценный диалог – это беседа в педагогике. Определение данной методики обучения и воспитания зависит от типов ее проведения. В настоящее время используют несколько разновидностей классификации. По назначению их делят на:

  • организующие (вводные);
  • получение новых знаний;
  • закрепляющие (синтезирующие);
  • коррекционно-контрольные.

По уровню самостоятельности школьников выделяют беседы:

  • эвристические;
  • репродуктивные.

Второй вариант связан с воспроизводящей деятельностью учеников. Эвристическая форма предполагает организацию исследовательской и поисковой работы, направлена на творческий подход к решению проблемной задачи. Основной ее функцией является подведение учеников к формулировке самостоятельных выводов посредством вопросов, подобранных учителем.

В рамках такого диалога школьники не просто воспроизводят навыки и умения, приобретенные ими ранее, но и производят сопоставление, сравнение, анализ информации.

В современной психологии используют три основные типы беседы:

  • стандартную, основывающуюся на четкой программе, стратегии, тактике;
  • частично стандартизированную, имеющую свободную тактику при четкой стратегии и программе;
  • свободную, в которой нет строгой тактики, программы действий.

Для школьного образования особый интерес представляет классификация бесед по назначению, поэтому остановимся на ней подробнее.

Подготовительный (вводный) диалог педагоги используют перед началом непосредственной учебной деятельности. Целью такой работы является выяснение уровня овладения школьниками материала перед предстоящей работой, выявление «проблемных» моментов.

Максимальный результат подобные беседы дают перед тематическими экскурсиями, а также перед лабораторными практикумами.

Беседу-сообщение можно проводить в вопросно-ответной форме, которая не предполагает возражений. Для такого типа диалога подходит и сократический вариант, не предполагающий возражений и сомнений со стороны собеседников.

Эвристическая форма предполагает постановку проблемы перед учеником, решить которую он может только при формулировке собственной позиции по вопросам, связанным с тематикой разговора.

как провести беседу

Заключение

Посредством любой беседы происходит формирование интереса к получению знаний, воспитанию вкуса, стимулированию познавательной деятельности. Согласно требованиям новых образовательных стандартов, введенных на всех ступенях обучения, при преподавании любого учебного предмета должны использоваться различные виды беседы.

Они способствуют формированию интереса у школьников к самообразованию, способствуют формированию позитивного отношения к учебному труду.

Если для начальной школы оптимальным вариантом является эвристическая беседа, то для старшеклассников подходят разные виды диалога. Посредством диалога с наставником у школьников формируются коммуникативные навыки, они получают навыки отстаивания своей точки зрения, ее аргументирования.

При осознанном диалоге обе его стороны получают важную информацию, на базе которой они выстраивают траекторию саморазвития. Неслучайным стало введение устной (разговорной) части по русскому языку для выпускников девятых классов.

Такая форма направлена на выявление уровня коммуникативных навыков у выпускников основной ступени обучения в РФ.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.