Детско-родительские отношения: методики диагностики и коррекции

Первыми воспитателями ребенка становятся родители. В семье малыши знакомятся с правилами человеческих взаимоотношений, усваивают жизненные установки, духовные ценности. Отношения родителей и детей оказывают огромное влияние на формирование личности, поэтому им уделяется так много внимания в психологии.

История изучения

Первым направлением, которое стало говорить о влиянии семьи на развитие личности ребенка, был классический психоанализ. Б. Боулби и М. Эйнсворт разработали "теорию привязанности". Согласно ей, люди, ухаживающие за младенцем, дарят ему ощущение надежности и безопасности мира. Это создает основу для дальнейшего развития, включения ребенка в социальную жизнь общества. Себя малыш осознает через призму отношений близких людей. Эти представления, сложившиеся в раннем возрасте, во многом определяют поведение взрослого человека.

Семейные отношения, в которых, так или иначе, задействован ребенок, получили название детско-родительских. Не всегда они влияют на формирование личности положительно. Законодательством четко прописаны обязанности родителей и детей. В частности, отцу и матери запрещено причинять психический или физический вред здоровью ребенка. Однако на практике далеко не все взрослые умеют эффективно взаимодействовать с детьми.

Изучение особенностей детско-родительских отношений проводилось различными учеными с целью выявления условий, необходимых для формирования здоровой личности.

дружная семья

Классификации

Отношения между детьми и родителями могут складываться по-разному в зависимости от множества факторов. Важно изучить их как с точки зрения взрослого, так и с позиции ребенка. Психологи выделяют следующие типы отношений родителей к своим детям:

  • Безусловное принятие, когда негативное поведение отпрыска не влечет за собой отрицания его значимости ("Я люблю тебя, хотя ты сейчас плохо себя ведешь"). Такое отношение создает у ребенка уверенность в своей безопасности.
  • Условное принятие, когда любовь родителей является наградой за успехи, хорошее поведение, послушание. Дети в такой семье растут тревожными, ведь им постоянно приходится заслуживать любовь мамы и папы.
  • Амбивалентное отношение. Родители испытывают к ребенку противоположные чувства. Для них характерен высокий уровень агрессии, малыш подвергается жестоким наказаниям. В остальное время взрослые пытаются искупить свою вину, проявляя преувеличенную заботу и внимание.
  • Индифферентное отношение, когда взрослые не испытывают к детям любви, равнодушны, холодны и стараются дистанцироваться от них.
  • Скрытое отвержение. Формально родители исправно выполняют свои обязанности, но при этом постоянно недовольны ребенком, игнорируют его чувства.
  • Открытое отвержение. Родитель активно демонстрирует свою нелюбовь к малышу, унижает его достоинство, применяет жестокие наказания, пренебрегает детскими нуждами.

Типы отношений ребенка к родителям изучал Г. Т. Хоментаускас. Он выделил 4 позиции:

  1. "Вы любите меня, а я люблю вас". Ребенок доверяет родителям, привязан к ним, стремится к сотрудничеству.
  2. "Мама и папа живут ради меня". У ребенка завышена самооценка, он эгоистичен и пытается управлять другими членами семьи.
  3. "Я сделаю так, чтобы родители меня полюбили". Ребенок чувствует себя отверженным, неполноценным и всеми силами пытается угодить взрослым.
  4. "Я не нужен вам, отстаньте от меня". Ребенок не чувствует любви и заботы родителей, проявляет враждебность по отношению к ним.

Диагностика детско-родительских отношений

Взрослые обращаются к психологу, когда у них возникают проблемы в отношениях с детьми либо у ребенка наблюдаются трудности в общении, обучении. Чаще всего помощь специалистов необходима семье в целом. Понять причину напряженности помогает диагностическое обследование.

семья на приеме у психолога

В семьях существуют разные представления об обязанностях родителей и детей. Взрослые придерживаются непохожих стилей общения и методов воздействия на подрастающее поколение. Психолог пытается увидеть проблему с двух сторон, изучая позицию и родителей, и ребенка. Для этого используются различные методики, разработанные как отечественными, так и зарубежными специалистами.

Работа с детьми

Чтобы увидеть семью глазами ребенка, применяются особые методики. Изучение детско-родительских отношений проходит в непринужденной, игровой обстановке. Чаще всего используются:

  • Методика Р. Жиля, позволяющая понять отношение детей к семейному окружению. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях, и выбрать свое место.
  • Тест Бене и Антони, адаптированный отечественными психологами Лидерсом и Анисимовой. Он диагностирует эмоциональные отношения внутри семьи. Детям предлагается 20 фигурок, из которых надо отобрать своих родственников, а затем в игровой форме соотнести с ними предложенные утверждения.
  • Опросники Шафера, Марковской и др., где подростку нужно оценить степень верности указанных положений.
  • Методика А. И. Зарова, выявляющая степень идентификации ребенка с мамой и папой, а также особенности отношения к ним.

Диагностика детско-родительских отношений также включает в себя тест КРС. Ребенку предлагается нарисовать семью, а потом побеседовать о ней. Психолог внимательно изучает расположение и занятия персонажей, особенности их изображения, поведение и эмоции юного художника в процессе работы. Все это позволяет понять, как дети воспринимают членов семьи и свое место в ней.

Работа с родителями

Психологу важно выявить особенности семейного воспитания, причины отклонений. Для этого он предлагает взрослым пройти различные тесты. Детско-родительские отношения можно оценить при помощи следующих опросников:

психологическая диагностика
  • PARI (Шефер, Белл). Он позволяет составить портрет семьи в первичном приближении.
  • АСВ (Эйдемиллер, Юстицкис). С его помощью можно выявить психологические нарушения в семье.
  • ОРО (Столин, Варга). Этот тест дает представление о родительских чувствах и поведенческих стереотипах.
  • Взрослый вариант опросника Марковской. Его главное преимущество в зеркальности, благодаря чему можно увидеть взаимодействие в семье глазами и родителей, и ребенка.

Эффективная, но сложная в исполнении методика разработана А. О. Карабановой. Взрослым предлагается написать историю своего материнства или отцовства в свободной форме, самостоятельно оценить успехи и неудачи на этом поприще. В результате становится понятной позиция автора по поводу детско-родительских отношений.

Методика впоследствии была упрощена. Взрослые с большей готовностью брались за продолжение незаконченных фраз о ребенке и своем отношении к нему. В этом варианте она часто применяется психологами в процессе диагностики.

Типы воспитания

После проведения тестов становятся понятны семейные особенности. Психологи говорят о 4 типах воспитания, встречающихся чаще всего в смешанном виде. К ним относятся:

  • Диктат. Взрослые подавляют ребенка, активно используя для воспитания насилие и приказы. При сопротивлении они применяют угрозы, обман, принуждение. В результате дети вырастают несамостоятельными, безынициативными и неуверенными в своих силах.
  • Опека. Ребенка окружают заботой, стараются удовлетворить все его желания, усиленно ограждают от трудностей. Часто это приводит к бунту в подростковом возрасте. Становясь взрослыми, такие люди оказываются беззащитными перед жизненными трудностями, с трудом вписываются в коллектив.
  • Невмешательство. Родители пассивны и практически не участвуют в воспитании ребенка. С ранних лет он предоставлен сам себе, решает проблемы без помощи взрослых. Такие дети вырастают самостоятельными, но они не умеют доверять другим людям, ощущают себя одинокими.
  • Сотрудничество. Родители уважают ребенка как отдельную личность, дают ему действовать самостоятельно, но при этом всегда готовы прийти на помощь. Члены семьи поддерживают друг друга, много времени проводят вместе. Дети при таком воспитании вырастают уверенными в себе и открытыми для плодотворного общения.
семейная консультация

Основные нарушения, наблюдаемые в семьях

Отношения родителей и детей, обратившихся к психологам, часто оказываются дисгармоничными. Причин этому множество. Тем не менее были выявлены самые распространенные проблемы детско-родительских отношений. Вот их перечень:

  1. Гипопротекция. Ребенку уделяется недостаточно внимания. Взрослые могут отвергать его по типу Золушки, ограничиваться только формальной заботой (еда, одежда, учебники), откупаться от отпрыска дорогими подарками. Крайний вариант - детская безнадзорность.
  2. Гиперопека. Ребенок окружен повышенной заботой, часто из него делают кумира семьи, исполняют все желания и не применяют наказаний. При этом взрослые полностью контролируют жизнь отпрыска, защищая от трудностей.
  3. Противоречивое воспитание. Члены семьи предъявляют к ребенку несовместимые требования или резко меняют свое отношение к нему при разводе, рождении второго ребенка и т. д.
  4. Повышенная ответственность. Детям предъявляются требования, которым они не могут соответствовать. Например, от ребенка требуют всегда быть впереди сверстников или поручают ему уход за младшим братом после ухода отца.
  5. Жестокое обращение. Ребенка наказывают за каждый проступок, приписывают ему всевозможные пороки. При этом поощрения в семье не применяется.
  6. Культ болезни. Детей с заболеваниями родители воспитывают в атмосфере вседозволенности, стараются оградить от любых обязанностей. Малышам начинает казаться, что окружающие должны жалеть их, исполнять все капризы.
  7. Воспитание вне семьи. Ребенок живет в интернате или у дальних родственников, практически не общаясь с мамой и папой.

Методы коррекции: работа с родителями

Психологическая помощь необходима семьям, попавшим в трудные ситуации. Проблемы могут быть вызваны внешними изменениями (возрастные кризисы у детей, развод родителей, смерть близкого человека) или индивидуальными особенностями конкретных людей. Коррекция детско-родительских отношений предполагает создание благоприятного климата в семье, обучение взрослых правильному общению с ребенком.

беседа с родителями

Важно, чтобы они осознали проблему и захотели решить ее. Психолог использует в своей работе различные методики. Детско-родительские отношения можно исправить, но для этого требуется много сил и терпения. Чаще всего применяются:

  • Беседы со взрослыми членами семьи. Во время них родители получают информацию о развитии своего ребенка, его психологии и возрастных особенностях.
  • Дискуссии. Взрослых просят высказать свое отношение к изложенной психологом теме. Также дискуссии помогают проанализировать воспитательную деятельность в конкретной семье, обменяться мнениями, понять суть проблемы, совместно выработать оптимальное решение.
  • Библиотерапия. Родителей просят прочитать книги о воспитании детей, а затем поделиться своей точкой зрения по данному вопросу.
  • Тренинги. Родителям предлагается в ходе ролевой игры решить трудные ситуации, типичные для данной семьи. При этом ищутся новые варианты выхода из проблемы, отрабатываются способы эффективного поведения.

Взрослых учат принимать и поддерживать своего ребенка. Чтобы улучшить семейные взаимоотношения, родителям необходимо:

  • Демонстрировать любовь к ребенку, гордость за него.
  • Опираться на сильные стороны отпрыска и не напоминать о прошлых неудачах.
  • Найти общие занятия, больше дурачиться и смеяться вместе с детьми.
  • Позволить ребенку самостоятельно решать посильные проблемы, исправлять последствия своих ошибок.
  • Избегать строгих наказаний и критики.
  • Слушать и слышать детей, вселять в них оптимизм, радоваться самому маленькому прогрессу.

Коррекционная работа с ребенком

Детям трудно осознать мотивы своего поведения, понять, что заставляет родителей действовать так или иначе. Зато их психика более пластична. Коррекция детско-родительских отношений позволяет вовремя исправить ошибки воспитания и избежать проблем во взрослой жизни подросшего ребенка.

психолог работает с ребенком

Психолог старается создать на занятии непринужденную атмосферу, чтобы юный клиент расслабился, начал свободно выражать свои чувства и мысли. Отсутствие на консультации других членов семьи позволяет дать выход вытесненным конфликтам, присутствующим в детско-родительских отношениях. Методики, которые помогают сделать это, перечислены ниже:

  • Игротерапия. С помощью кукол ребенок может воспроизвести тревожащие его ситуации общения, выразить гнев или страх по отношению к близким людям, осознать свои чувства. Условность происходящего избавляет от негативных последствий, снимает внутренние зажимы и ограничения.
  • Арттерапия. Занимаясь творчеством, ребенок раскрепощается и дает выйти неосознанным страхам, переживаниям. При помощи красок, мелков, глины и клея дети самовыражаются, поэтому важно одобрять конечный результат их деятельности, невзирая на его качество.
  • Сказкотерапия. Объяснить сложную ситуацию ребенку проще всего через приключения волшебных персонажей. Герои переживают те же проблемы, что и маленький клиент, демонстрируют разные пути их решения, помогают взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны. Психокоррекционные сказки мягко воздействуют на эмоции и подсознание ребенка, обучают его продуктивным способам поведения.

Методы коррекции: взаимодействие ребенка и взрослого

Групповые занятия, в которых участвуют все члены семьи, очень важны для выстраивания новых детско-родительских отношений. Методики, применяемые психологами, позволяют увидеть со стороны свое типичное поведение, его влияние на близких людей. В результате появляется желание исправить ситуацию, создать теплый микроклимат в семье.

совместная игра

Психологами применяются:

  • Арткоррекция, когда взрослые и дети рисуют совместную картину. При этом становятся очевидны все основные проблемы во взаимоотношениях членов семьи. Со взрослыми их необходимо проанализировать и на следующих занятиях дать задание, направленное на выстраивание нового типа поведения.
  • Игровое общение, позволяющее снять эмоциональное напряжение. Родители и дети становятся равноправными партнерами, начинают лучше понимать друг друга. Наиболее эффективными являются подвижные игры (например, совместное преодоление полосы препятствий), конструирование из конструктора "Лего", песочная терапия.
  • Телесная психокоррекция, позволяющая через массаж и специальные упражнения сблизить семью. При этом снимаются мышечные зажимы, происходит эмоциональное сближение.
  • "Час звезды". Члены семьи по очереди примеряют на себя роль "звезды". Остальные участники занятия должны оказывать счастливчику повышенное внимание, играть в игры, выбранные им, делать приятные сюрпризы.

Психология детско-родительских отношений крайне сложна. В каждом случае требуется индивидуальный подход и предельная корректность специалиста, оказывающего помощь. Тем не менее при желании выход можно найти, даже если изначально ситуация кажется тупиковой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
А что если ребёнок раннего возраста, мы не можем представленными методиками проверить детско-родительские отношения. Ведь нарушения данного взаимодействия можно наблюдать и на этом этапе.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.