Логистика: история возникновения, функции

Термин «логистика» в истории упоминается довольно часто, причем в различные исторические периоды он имел разное значение. В двадцатом веке логистика превратилась в научную дисциплину, которую изучают в высших учебных заведениях и активно применяют на практике. Сегодня сложно представить себе работу какой-либо транспортной компании без данной науки. Ее внедрение в бизнес и обыденную жизнь дало новые рабочие места и позволило вывести на более высокий уровень деятельность компаний, связанных с торговлей и транспортировкой грузов. История возникновения логистики, как и этапы ее развития, представляют собой довольно интересную информацию. Однако зачастую она находится в разрозненных источниках, которые читателям сложно собрать воедино. Сегодня вы сможете узнать об истории возникновения и развития логистики, ее целях и задачах, а также главной концепции.

Знакомимся с терминологией

В истории логистики было много моментов, когда данный термин менял свое значение. Поэтому, перед тем как говорить об истории его трансформации в серьезную и востребованную науку, необходимо более детально разобраться в терминологии и ее изменениях на разных этапах развития.

Если говорить о сегодняшнем дне логистики, то специалистами используется около пяти различных формулировок, раскрывающих суть понятия. В первую очередь нужно рассмотреть термин с научной точки зрения. На экономическом факультете любого вуза студентам будет разъяснено, что логистика – это управление потоками разного характера: людскими, материальными, информационными и другими - с целью их оптимизации. Оптимизация заключается в снижении финансовых затрат. Специалисты в данной области разрабатывают методологию, которая позволяет сделать управление указанными потоками более эффективным и рациональным.

Рассматривая термин под углом практического понимания, можно сказать, что он обозначает инструмент. При его использовании организация потоковых процессов проходит максимально эффективно, а количество трудовых и финансовых затрат снижается в несколько раз.

Практическое применение логистики довольно интересно, ведь оно представляет собой выбор оптимальных вариантов обеспечения необходимыми товарами лиц, нуждающихся в них. При этом товар и весь процесс может быть охарактеризован как умение оказаться в нужное время в нужном месте.

В истории развития логистики наши дни считаются наиболее благоприятными, так как она весьма активно используется менеджерами в своей работе. Менеджеры рассматривают данную научную дисциплину как настоящую стратегию управления, используемую в снабжении. В этом смысле логистика отвечает за все процессы от «А» до «Я»: заказ товара, его закупка, хранение, отправка, сопровождение груза, организации продажи и тому подобные манипуляции. Таким же образом выстраивается управление людскими, финансовыми и информационными потоками. Одинаково эффективно работают методы оптимизации относительно группы людей, одного человека или целого предприятия.

Если рассматривать термин с точки зрения истории, логистика будет иметь два толкования. Первое пришло из Англии, где определение использовалось в воинской среде. Поэтому в дословном переводе термин будет обозначать «тыл» либо «снабжение».

Греки тоже активно использовали данное слово в своей жизни, однако они придавали ему совсем отличное от англичан значение. В переводе с греческого логистика – это умение вычислять либо рационально рассуждать.

Многим кажется удивительным тот факт, что столь непохожие значения в итоге трансформировались в одно научное понятие. Чтобы разобраться в этом, необходимо обратиться к истории логистики. Что мы и сделаем в следующем разделе статьи.

возникновение логистики

Краткая историческая справка

В истории возникновения логистики и ее перерождения в самостоятельную научную дисциплину практически невозможно отыскать темные пятна. Самые первые упоминания данного термина относятся к самым давним временам. Еще в четвертом веке до нашей эры его активно использовали греки и римляне. В этот период времени под этим термином подразумевалось вполне конкретное искусство счета. Древние греки, находящиеся на должности государственных контролеров, часто назывались логистами и должны были отслеживать в первую очередь движения финансовых потоков. Римляне использовали логистов для распределения продуктов питания. Данный процесс подчинялся определенным правилам, сформировавшимися в результате точных и сложных расчетов.

В древней истории понятие логистики было в ходу и у византийцев. Однако в этот период ему придали немного иной смысл и стали применять в контексте военного искусства. Впервые в письменных источниках термин был упомянут приблизительно в девятом веке нашей эры. В трактате византийского императора описывалась концепция логистики, согласно которой формировался рацион питания военных и распределялся продуктовый паек.

В истории России логистика как термин тоже встречается нередко. Однако пришло определение на наши земли с легкой руки французского военного специалиста Жомини только в девятнадцатом веке. Естественно, что и в России история логистики была тесно связана с армейскими буднями. Эта наука полностью занималась всеми перемещениями войск: на своей территории, в тылу врага. Кроме этого обеспечивала армию продуктами, инструментами, необходимой техникой и тому подобными предметами. Если говорить об истории логистики кратко, то нужно отметить, что в нашей стране данный термин использовался вплоть до революции 1917 года. В начале двадцатого века он стал применяться все реже и вовсе вышел из обихода к двадцатым годам прошлого столетия. Однако как таковая логистика никуда не исчезла. Советские специалисты, занимающиеся обеспечением армии, стали называться снабженцами.

Описывая историю развития логистики кратко, можно отметить, что с древних времен до наших дней сохранились две основные трактовки термина. Первая является довольно специфической и используется в математических вычислениях. Ее ввел в обиход известный немецкий математик, подразумевая под ней определенную логику.

Вторая трактовка прочно переплелась с военной отраслью. Ведь в истории развития логистики в России и других странах она в большей степени использовалась именно в качестве прикладной науки управления армией и действующими войсками в военное время (круг вопросов, находящийся в сфере деятельности логистики, сложно описать кратко).

В истории логистики (о возникновение этой научной дисциплины расскажем чуть позже) «золотым» периодом считаются годы Второй мировой войны. Именно тогда по принципам логистики выстраивалось снабжение американских войск, находящихся в европейских странах. Все принципы были отлично отработаны и в дальнейшем стали максимально активно использоваться в бизнесе.

логистика в военное время

Этапы развития логистики

История развития логистики полна различных событий. Особенно интересно специалистам становление научной дисциплины и трансформация ее в современный вид. История логистики как науки началась в середине прошлого века. Этот процесс был запущен в Соединенных Штатах и находился в прямой зависимости от развития бизнеса. Он продолжался вплоть до начала двадцать первого века и был разбит специалистами на несколько этапов.

К первому относят период с двадцатых по пятидесятые годы прошлого века. Из общей концепции логистики по необходимости вычленялись определенные фрагменты, которые успешно интегрировались в деятельность. Но бизнес не стремился воспользоваться всеми возможностями, которые могла дать ему логистика. Специалисты связывают это с низким уровнем развития технологий и отсутствием необходимости использования широкого аппарата менеджеров. Экономика в указанный временной интервал находилась на переходном этапе. Она постепенно обращалась в сторону покупателя и отходила от производителя. В итоге возник фактор конкуренции, который сыграл важную роль в истории логистики (о термине и его значении мы уже рассказали читателям). Однако в этот же период военные специалисты активно применяли идеи логистики для налаживания снабжения армии.

Вторым этапом становления логистики считается интервал с пятидесятых по семидесятые годы прошлого века. Этому способствовало формирование и окончательное оформление концепции общих затрат. В транспортной логистике (история ее является всего лишь частью общей исторической канвы) она повсеместно используется менеджерами и руководителями предприятий. Коротко ее можно выразить как умение сгруппировать финансовые затраты таким образом, чтобы уменьшить их на пути следования груза. На примере это выглядит следующим образом:

  • товар от производителя к потребителю доставляется автомобильным транспортом;
  • финансовые затраты на доставку невелики, но на всем пути следования приходится создавать склады хранения;
  • каждый склад требует своего штата сотрудников, а значит, и новых материальных затрат;
  • при переходе на использование воздушного транспорта, к примеру, из списка можно будет исключить все затраты, связанные с хранением и управлением грузом по пути следования.

Параллельно в Америке и Европе в семидесятые годы стали активно развиваться компьютерные технологии. Они способствовали появлению новых видов складского оборудования, способов упаковки, стандартизации тары и тому подобных технических новинок, которые полностью изменили представление о транспортно-складской стратегии.

Восьмидесятые-девяностые годы стали временем развития и повсеместного развития логистики. Но шел этот процесс в основном в капиталистических державах. Логистика прочно вошла в бизнес благодаря электронным коммуникационным системам нового поколения. Теперь отправление можно было отследить на любом расстоянии предельно точно. Специалисты отмечают тот факт, что развитию логистики благоприятствовали многие факторы. К примеру, к этой категории относят глобализацию рынка, формирование идей партнерства и создание философии качества товаров.

Наши дни считаются пятым этапом в развитии логистики. Сегодня специалисты разрабатывают инструменты, с помощью которых можно будет в любой ситуации доставлять грузы в срок. При этом применяются все современные технические достижения, которые постепенно трансформируются в единый механизм.

Будущее логистики специалисты видят в создании единой схемы, объединяющей между собой все возможности интегрированной логистики.

минимизация затрат

Концептуальные положения

Мы уже упомянули, что во главе логистики стоит рационализация и оптимизация. Так как это довольно четкая и определенная наука, не терпящая размытых формулировок, то она базируется на ряде концепций. Они сформировались в течение всего времени существования логистики, но все же в большей степени оформление положений в единую группу произошло в двадцатом столетии:

  • Системный подход. Реализовать принципы логистики можно практически в любом месте, они будут уместны и эффективны как на маленькой фирме, так и на крупном производстве. Однако максимальный эффект возможен лишь при реализации системного подхода. Он заключается в объединении всех этапов производства в слаженно работающий механизм. То есть под единый контроль ставится весь путь, от закупа сырья до получения готового продукта потребителем в конечной точке.
  • Принципы двух «К» и двух «Н». Современная концепция логистики подразумевает внедрение комплексности, выраженной в виде создания инфраструктуры, позволяющей осуществлять централизованный поток. Принцип конкретности реализуется в точных расчетах и оценках, которые в обязательном порядке производятся в начальной точке процесса. Также невозможно представить логистический концепт без научности и принципа надежности. Последний отвечает за беспрерывность потока груза и его сохранность.
  • Кадровый потенциал. Основополагающей концепцией логистики является привлечение кадров с высоким потенциалом. Данный факт требует создания особых условий труда, способствующих развитию отрасли.
  • Учет издержек. Так как сутью логистики является сведение к минимуму финансовых затрат, то на всем пути движения груза издержки должны быть просчитаны с максимальной точностью.
  • Повышение конкурентоспособности. Реалии рыночной экономики таковы, что выжить и преуспеть могут только те, кто способен к конкуренции. Логистика это правило учитывает, а потому стимулирует производителя непрерывно улучшать качество оказываемых услуг.
  • Адаптивность. Наши реалии постоянно меняются, и если созданные системы могут эффективно работать в любых условиях, то мы можем говорить об их адаптивности.

Достижение цели

Любая система имеет конечную цель, достичь которую можно определенным путем. Логистика подразумевает выполнение шести вполне конкретных условий. Только если система выполняет их все, то можно говорить о ее эффективности. Мы опишем данные условия кратко:

  • под грузом понимается только нужный товар;
  • его качество должно соответствовать потребностям потребителя;
  • груз доставляется в количестве, необходимом покупателю;
  • доставка должна происходить в указанное время;
  • место отгрузки строго соответствует описанию потребителя;
  • затраты сводятся к минимуму, независимо от сложности пути и возможностей возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Успешность производителя зависит от того, как он организует работу по выполнению всех приведенных условий.

оптимизация в логистике

Классификация задач

В саму основу логистики заложен принцип многозадачности. Система должна одновременно решать большое количество задач, но для облегчения процесса они подразделяются на три группы:

  • Глобальные. Основной задачей данной группы является достижение результативности с минимальными финансовыми затратами, при этом окружающая ситуация может быть нестабильной либо иметь скачкообразную характеристику. Сюда же можно отнести и формирование логистических систем, и их успешное внедрение в работу при условии безопасности и надежности.
  • Общие.
  • Частные. Эта группа имеет узкую направленность. Если говорить кратко, то все задачи подчинены общим, но поставлены более конкретно. К примеру, создание запасов на складах в том виде, в каком они будут составлять предельный минимум необходимый для успешной деятельности. Также в группу включены мероприятия по снижению временного интервала хранения товаров на складах и оптимизация пути доставки.

Общие задачи довольно широки, поэтому мы поговорим о них чуть более подробно.

Список общих задач

Перечислить их все невозможно, поэтому мы отметим только самые важные, дающие полное представление о логистических системах. В первую очередь в список этих задач включается разработка систем для регулирования всех производственных потоков. Близко к ним стоит и контроль за движением финансовых потоков. Довольно часто специалисты решают эти задачи одновременно.

Не менее важным являются и вопросы стандартизации. Там, где речь идет об объединении всех процессов в единый механизм, стандартизация является обязательным к выполнению условием. При этом необходимо разработать систему для управления передвижением грузов на всех стадиях.

К общим задачам логистики относят прогноз потерь, затрат, издержек и прибыли. Отдельно стоит вопрос транспортных средств, эта задача должна решаться на самом высоком уровне, чтобы обеспечивать бесперебойное движение товаров от производителя к потребителю.

развитие логистики

Взаимосвязь задач и функций логистики

Согласно научной концепции, функции логистики можно рассматривать с двух точек зрения. Первая подразумевает определение функционала относительно поставленных задач. Они делятся на оперативные и координационные.

Первые имеют отношение к непосредственному участию в нескольких процессах:

  • Снабжение (отслеживание количества закупок и движения сырья, материальных ценностей, технического оснащения производства, уровня запасов и их расходование).
  • Производство (контроль всех стадий производственных процессов вплоть до сбыта).
  • Распределение (поиск путей для передвижения товаров к потребителю, направление этих потоков и определение их наполненности).

Координационные функции выражаются в анализе, прогнозировании и обработке информации.

логистика на производстве

Логистические функции во взаимосвязи с бизнесом

Относительно бизнеса логистика тоже выполняет свои функции. Они определились в конце двадцатого века и сейчас по мере развития рынка подвергаются коррекции. Выделяются три вида функций:

  1. Базисные. Без них производитель не сможет вести свою деятельность, они включают в себя три этапа: закупку сырья, производство, сбыт готовой продукции.
  2. Ключевые. От них зависит эффективность ведения деятельности:
  • высокий стандарт качества на всех уровнях и этапах;
  • рациональное управление закупками во всех их видах, начиная от сырья и заканчивая выбором форм поставок;
  • решение всех вопросов транспортировки грузов, включая выбор техники и разработку оптимального маршрута;
  • регулировка запасов (как сырья, так и готовой продукции);
  • управление заказами;
  • управление производственными процессами;
  • распределение и перераспределение.

3. Поддерживающие. Они являются теми нюансами, без которых сложно представить производство: организация возвратов, закупка запасных частей и так далее.

история логистики

Заключение

Как вы смогли убедиться, логистика – это важная часть производственно-товарных отношений в современном мире. Поэтому применение ее концепций и задач, а также осознание функций позволяет сделать любой бизнес эффективным и независимым от внешних условий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.