Интеллектуальная недостаточность - это... Понятие, особенности речи, работа с детьми, воспитание и обучение

На сегодняшний день термин «умственная отсталость», применяемый к детским психическим заболеваниям, употребляется преимущественно в медицине. В педагогической практике для определения данного состояния принято использовать соответствующее понятие «интеллектуальная недостаточность». Это, прежде всего, относится к детям, состояние которых находится в промежуточной стадии между проявлениями олигофрении и интеллектуальной нормой. Более широкое значение данного понятия относится к задержкам психического развития (ЗПР).

Границы этого состояния не имеют четкого определения и зависят от требований окружающего социума. Пограничная интеллектуальная недостаточность считается довольно распространенной формой психических патологий детского возраста и обычно заявляет о себе в старших группах детского сада или в процессе обучения в начальной школе.

работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Что это такое

Пограничная интеллектуальная недостаточность – это явление, для которого характерны медленный темп психического развития, личностная незрелость и незначительные нарушения познавательной деятельности. При создании условий специального обучения и воспитания этот патологический процесс чаще всего имеет тенденции к компенсации и обратному развитию. Однако здесь необходимо различать случаи стойких интеллектуальных нарушений и случаи, примыкающие к норме.

Этиология

Условия и причины появления различных форм интеллектуальных нарушений многозначны. В патогенезе этих состояний могут присутствовать биологические факторы (патологии беременности и родов, инфицирование, интоксикация, обменно-трофические расстройства, черепно-мозговые повреждения и прочие причины), которые вызывают нарушения развития мозговых механизмов или провоцируют церебральные повреждения.

Кроме того, известны и социальные факторы, приводящие к интеллектуальной недостаточности. Это могут быть неблагоприятные условия воспитания, недостаточное количество доносимой информации, педагогическая запущенность и т.п. Далеко не на последнем месте стоит и генетическая предрасположенность, влияющая на формирование различных типов нарушения интеллекта.

Патогенез

В патогенезе интеллектуальной недостаточности дошкольников с пограничными проявлениями огромное значение имеет недоразвитость лобных долей и поражения их связей с другими участками головного мозга. Кроме того, данную патологию обусловливают поражения теменного, височного и затылочного отдела коры и задержка при формировании адренергической субстанции головного мозга.

любознательность ребенка

Характеристики интеллектуальной недостаточности

Общепризнанной российской классификации нарушений интеллекта на сегодняшний день не существует. Однако в современной медицине широко применяются разработки известных психиатров и психоневрологов. Так, например, Г. Е. Сухарева, основываясь на этиопатогенетическом принципе, выделяет формы интеллектуальных нарушений у детей с ЗПР по типу происхождения:

  1. Конституциональная.
  2. Соматогенная.
  3. Психогенная.
  4. Церебрально-органическая.

В такой трактовке предложенные варианты различаются особенностями структуры и спецификой соотношения компонентов рассматриваемой аномалии: типом и характером расстройства.

И. Ф. Марковская выделяет два варианта задержки интеллекта, для которых характерно соотношение черт органической незрелости и повреждений центральной нервной системы.

Согласно ее трактовке недоразвитость эмоциональной сферы обусловлена типами органического инфантилизма. Энцефалопатические проявления представлены негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами. Основные черты нарушений высших психических функций проявляются в динамике и обусловлены их недостаточной зрелостью и повышенной истощаемостью.

Согласно второму варианту в деятельности центральной нервной системы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью доминируют черты поврежденности: выраженные энцефалопатические расстройства, проявляющиеся в виде церебрастенического, неврозоподобного, психопатоподобного, субклинического эпилептиформного и апатико-астенического синдромов. Как правило, в патогенезе присутствуют нейродинамические нарушения и проявления дефицитарности корковых функций.

Однако наиболее широкое распространение получила классификация, разработанная В. В. Ковалевым, согласно которой выделяются четыре группы:

  1. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Это могут быть проявления психического инфантилизма: незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы в сочетании с различными невропатическими состояниями. Кроме того, данное нарушение может быть вариантом синдрома раннего детского аутизма. К детским особенностям с интеллектуальной недостаточностью следует отнести отставания в развитии некоторых компонентов психической деятельности: речи, моторики, чтения, счета и письма.
  2. Энцефалопатические формы при некоторых церебрастенических и психоорганических состояниях и ДЦП.
  3. Нарушения интеллекта, обусловленные дефектами анализаторов и органов чувств.
  4. Интеллектуальная недостаточность, вызванная неблагоприятными условиями воспитания и дефицитом информации.
нежелание учиться

Международная классификация

В настоящее время для оценки интеллектуальной недостаточности принято использовать международную систему определения коэффициента интеллекта (от английского IQ — intelligence quotient). Согласно данной методике с помощью определенных тестов определяется уровень интеллекта испытуемого относительно уровня среднестатистического человека такого же возраста.

Показатель отсталости подразделяется на следующие формы:

  • Пограничная интеллектуальная недостаточность характеризуется уровнем IQ в интервале 80-90.
  • Легкая, когда уровень IQ находится в интервале 50-69.
  • Умеренная, при которой коэффициент интеллекта составляет 35-49.
  • Тяжелая, при которой уровень IQ находится в интервале 20-34.
  • Глубокая - при уровне IQ ниже 20.

Проблемы адаптации в обществе

Нормально развивающиеся дети, благодаря семейным и общественным взаимодействиям и воздействиям, адаптируются в социальной среде стихийно. Однако при наличии интеллектуальной недостаточности особенностями адаптации ребенка в социуме являются такие моменты, как:

  • Неспособность к самостоятельному анализу окружающей социальной среды.
  • Непринятие сверстниками из-за дефектов речевого развития или физической неполноценности.
  • Отторжение и непонимание обществом.
  • Отсутствие условий, необходимых для полноценной реабилитации в семье и общественных учреждениях.
  • Неспособность родителей обеспечить правильно организованный подход к воспитанию ребенка с интеллектуальной патологией. В результате у таких детей закрепляются иждивенческие формы поведения, что затрудняет не только его адаптацию в социуме, но и взаимодействие с близкими людьми.

Целью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является разностороннее воспитание личности. Ребенок должен стать социально адаптированным к условиям взаимодействия с окружением.

особенности с интеллектуальной недостаточностью

Клиническая картина

Проявления интеллектуальной недостаточности – это разнообразные клинико-психофизиологические состояния, зависящие от ряда факторов. Подобные нарушения проявляются в виде слабой любознательности и замедленной обучаемости. У таких детей практически отсутствует восприимчивость нового. При этом первичные нарушения наблюдаются уже с первых дней жизни ребенка:

  • отсутствует реакция на внешние раздражители;
  • поздно проявляется интерес к окружающему миру;
  • в поведении такого малыша преобладает вялость и сонливость, однако это не исключает крикливости и беспокойства;
  • малыш не умеет различать своих и чужих людей;
  • не проявляет живого интереса при общении со взрослыми;
  • не проявляет интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой, и не реагирует на игрушки, находящиеся в руках взрослого.

У детей первого года жизни с различными формами нарушения интеллекта долго отсутствует рефлекс хватания. Лишь к двум-трем годам у них происходит некоторый сдвиг в овладении навыками манипуляции, однако интеллектуальная недостаточность проявляется в поведении и игровой деятельности.

Дети долгое время не могут самостоятельно обслуживать себя, не выказывают живого интереса к чему-либо и не проявляют любознательности. Редко возникающая заинтересованность быстро исчезает. В процессе игр такой ребенок ограничивается элементарным манипулированием, слабо контактирует с окружающими сверстниками, мало двигается.

В старшем дошкольном возрасте для него характерно отсутствие интереса к интеллектуальным занятиям. В играх со сверстниками такие детки несамостоятельны и не проявляют инициативу, при этом копируют окружающих детей.

В общении со сверстниками никогда не имеют статуса лидера. Эти дети гораздо охотнее играют с младшими детьми, причем стремятся проявить излишнюю активность и внести в игру дезорганизованность.

Интеллектуальные расстройства выходят на первый план в школьном возрасте: они особенно заметны в учебных сферах деятельности и поведении. Восприятие новой информации замедленно, а учебный материал усваивается в узком объеме. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут выделить главное или общее на картинке или в тексте и не понимают связи между частями. Они не воспринимают логику событий, а при пересказе сюжета или описании картинки воспроизведение носит бессмысленный характер.

Большинству детей данной категории присущи локальные нарушения, выражающиеся затруднениях при восприятии таких понятий, как «право - лево», «над - под», и усвоении школьных навыков. Некоторые дети с подобными патологиями не различают правую и левую сторону даже к девяти годам, часто не способны найти свой класс. У многих из них возникают трудности в определении времени на часах, дней недели, месяцев и времен года.

Очень часто такие дети страдают фонетико-фонематическим недоразвитием речи и не способны правильно воспроизвести лексико-грамматический строй предложения. Для них характерна скудность словарного запаса, поэтому они испытывают трудности при выражении своих решений и действий. На вопросы обычно отвечают импульсивно, не задумываясь над ответом. В развитии детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение функции внимания, частая отвлекаемость и быстрая истощаемость.

обучение детей с интеллектуальной недостаточностью

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью

У детей с нарушением интеллекта в процессе обучения страдают механизмы, отвечающие за концентрацию внимания. У некоторых из них зачастую наблюдается снижение оперативной памяти, запоминания и воспроизведения полученной информации. В отличие от нормально развивающихся детей, у которых мотив запоминания – учебный, дети с интеллектуальной недостаточностью могут запомнить представленную информацию преимущественно в игровой форме.

Далеко не у всех детей с проявлениями данной патологии могут быть изменения мышления: некоторые из них способны размышлять на уровне отвлеченных и обобщенных категорий, у других эти способности отсутствуют. Однако по мере развития у таких учащихся появляются способности целенаправленно мыслить, решать аналогичные примеры, образовывать родовые названия и тому подобное. В целом у детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в массовой школе, может проявиться высокий уровень к практическим решениям вопроса, но низкие словесно-логические способности мешают таким ребятам полноценно проявить себя.

В речи детей с интеллектуальной недостаточностью практически отсутствуют предлоги, выражающие пространственно-временные отношения. При письме они плохо держат строчку, часто делают ошибки, пропуская или не дописывая буквы и слоги. Иногда они начинают придавать буквам зеркальные начертания и путают похожие по написанию символы (например, «н» и «п»), при переносе слова начинают писать его сначала и не отделяют предложения точками.

При чтении у таких детей возникают ошибки, подобные тем, что встречаются и при письме: они читают непонятно и торопливо, искажая слова и пропуская отдельные слоги. Не всегда правильно понимают меры длины, веса и времени, не могут построить лексико-грамматические структуры, отражающие пространственные отношения.

К особенностям детей с интеллектуальной недостаточностью следует отнести затруднения при счете в уме или при переходе к следующему десятку. Они могут путать близкие по написанию цифры (например, 6 и 9 или 35 и 53). Такие дети зачастую не могут правильно выбрать верное арифметическое действие (вместо сложения отнимают), слабо удерживают условия задачи в уме и ошибаются при записи ответа.

занятия с ребенком

Диагностика

Чтобы провести дифференцированную диагностику и определить у ребенка пограничную интеллектуальную недостаточность или олигофрению, необходим целый комплекс клинико-психолого-педагогических обследований. Некоторые случаи требуют длительного наблюдения.

Отличия между интеллектуальной недостаточностью и олигофренией заключаются в том, что у второй группы детей присутствует выраженная инертность и тугоподвижность мышления. Однако дети, относящиеся к первой группе, отличаются большей сообразительностью, способны хорошо выполнить невербальные тесты и с радостью воспринимают помощь.

развитие детей с интеллектуальной недостаточностью

Коррекция пограничных состояний

Коррекция пограничной интеллектуальной недостаточности осуществляется с помощью педагогического воздействия. В Российской Федерации существуют специальные школы и классы коррекции для детей с задержкой психического развития. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в подобных учреждениях осуществляется по программе обычных школ, но в течение более длительного периода по специально разработанным методикам. При более глубоких дефектах интеллекта может быть рекомендовано обучение с постоянным нахождением в специализированных домах-интернатах.

Лечение и профилактика

В качестве реабилитационных воздействий применяется медикаментозная терапия. Использование тех или иных схем лечения зависит от клинических проявлений и тяжести патологии. Наиболее часто применяют ноотропные препараты. Детям с симптоматикой интеллектуальной недостаточности рекомендуется дважды в год проходить лечение в психоневрологическом диспансере.

Основная профилактика подобных состояний – своевременное предупреждение патологий беременности и родов, нейроинфекций и травм головы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.