Как оценить внимательность ребенка? Методика "Запомни и расставь точки"

Методика "Запомни и расставь точки" предназначена для развития произвольного внимания, памяти, мышления ребенка 6 или 7 лет. Педагоги и психологи проводят тесты с целью лучше подготовить малыша к учебе в школе, там, где все эти навыки просто необходимы.

Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Когда ребенок видит яркую игрушку, то он непроизвольно поворачивает голову к ней, внимание его сосредотачивается на новом предмете. Но для обучения в школе понадобится и второй вид внимания, а именно произвольное. То есть школьник должен заставить себя сосредоточиться на теме урока, на выполнении примера, решении задачи, прослушивании объяснения новой темы учителем.

дети выполняют задание

Ребенку младших классов это дается с трудом, его внимание рассеянное, он часто отвлекается, думая о своем. Устойчивость произвольного внимания можно воспитать. Для этого и предназначены такие задания, как методика "Запомни и расставь точки". Рассмотрим задание поближе. Такую игру можно изготовить дома самостоятельно и позаниматься со старшим дошкольником перед школой в домашних условиях.

Методика "Запомни и расставь точки"

Придумали такое тестирование европейские психологи под руководством Макса Вертгеймера. Перед испытуемыми ставились такие задачи:

  • понять, сколько ребенок способен сосредотачиваться на задании;
  • узнать количество получаемой информации за короткий промежуток времени;
  • стимулировать более длительную сосредоточенность на выполнении задания.

Методику "Запомни и расставь точки" для дошкольников можно провести и дома, для этого придется самостоятельно нарисовать таблицы.

тестовое задание

Всего рисуют 8 карточек. Расчерчивают их клеточками на 16 равных квадратов. Затем нужно проставить точки. На первом тесте ставится всего 2 штуки. Дальше количество увеличивается на одну на каждой последующей. На последней схеме должно быть 9 штук.

Тестирование ребенка

Перед началом тестирования малышу обязательно нужно объяснить задание, чтобы он понял, что от него мама или педагог требует. Затем нужно перед ним положить восемь пустых карточек, расчерченных по такому же принципу.

карточка для тестирования

Также дайте испытуемому карандаш или фломастер. На выполнение задания время дается ограниченное. По правилам методики "Запомни и расставь точки" на просмотр каждой карточки ребенку дается всего 2 секунды. Показывают карточки по мере возрастания количества точек, от меньшей к большей.

После просмотра ребенок должен за 15 секунд на своей пустой карточке разместить точки в нужных клеточках. Результаты методики "Запомни и расставь точки" оценивают в зависимости от количества правильно заполненных карточек. Проверяя тесты, педагог понимает уровень объема памяти дошкольника, качество его сосредоточенности внимания.

Оценка результатов теста

Чтобы правильно оценить объем памяти, нужно стимульный материал методики "Запомни и расставь точки" показывать ребенку индивидуально, чтобы малыша другие дети не отвлекали от задания.

Результаты теста видны по количеству правильно воспроизведенных карточек. Максимально правильно заполненная карточка считается конечным результатом. Карточка с первой ошибкой уже считается невыполненной.

Результаты тестирования засчитываются в баллах от 0 до 10.

0-3 баллов

(очень низкий уровень)

Это самый низкий балл, то есть ребенок уже на первом задании допускает ошибку, правильно отметил только одно место расположения точки
4-5 (просто низкий) Правильно выполнено задание на первой и второй карточке
6-7 (средний) Объем памяти позволил выполнить верно задание на карточках, где размещено от 3 до 4 точек
8-9 (высокий) У малыша получилось отметить точки до 5 штук на карточке
10 (отличный) Высший балл. Ребенок отметил точки правильно от 6 и выше

Рекомендации родителям в зависимости от результатов тестирования

Если у ребенка получилось заработать от 8 до 10 баллов, то есть правильно выполнить задание, значит, он вполне готов к обучению в школе. Если уровень объема памяти низкий или средний, значит, требуется дополнительно провести работу по улучшению показателей.

ребенок задумался

Задания по корректировке могут быть следующими:

  • ребенку дают отрезок газеты или журнала с текстом и предлагают карандашом вычеркнуть, например, все буквы "Р";
  • поиграть в игру "Чего не стало?", когда показывают детям 10 изображений предметов, а потом одно из них забираются, это могут быть игрушки на столе или буквы в тетради, написанные педагогом;
  • игра "Что изменилось?", когда после просмотра расположения предметов на столе или в книге их меняют местами.

Есть много печатных изданий для дошкольников на развитие памяти, мышления, логики. Если с ребенком заниматься, то результаты не заставят себя ждать.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.