Задержание - это что такое? Понятие, основания для задержания, порядок и правила процесса

Задержание – это одна из наиболее распространенных процессуальных мер принуждения. Она используется для обеспечения явки лица, подозреваемого в преступлении, в органы, осуществляющие расследование или судебное разбирательство. Порядок задержания регламентируется главой 12 УПК. Рассмотрим эту меру подробнее.

задержание это

Общие сведения

Суть применения рассматриваемой меры в отношении подозреваемого заключается в обеспечении кратковременного содержания гражданина под стражей без получения разрешения суда. Задержание, согласно 11 пункту 5 статьи УПК, как процессуальная мера принуждения применяется дознавателем, органом дознания или следователем. Законодательство четко регламентирует срок, в течение которого субъект может быть задержан. В исключительных случаях продолжительность содержания под стражей может быть увеличена.

Специфика

Задержание – это неотложное процессуальное действие. С одной стороны, оно не считается обязательным и обладает в большей степени факультативным характером. Вместе с тем задержание – это необходимое условие соблюдения правил предварительного расследования в неотложных ситуациях. Ими, в свою очередь, следует признавать такие обстоятельства, которые четко указывают на признаки уголовного деяния. Для задержания у сотрудников правоохранительных органов должны быть основания считать, что промедление может привести к:

  1. Утере следов преступления.
  2. Потере возможности возместить ущерб.
  3. Сокрытию лиц, причастных к деянию.

Сложности применения норм

По мнению ряда юристов, необходимо осуществлять задержание после возбуждения дела. Специалисты отмечают, что применение этой меры начинается с оформления специального процессуального документа, на основании которого гражданин направляется в помещение для задержанных. Данные действия сопровождаются обыском и составлением протокола. Согласно положениям УПК, ключевое условие такого задержания – уголовное дело, открытое в отношении конкретного лица.

Вместе с тем ВС РФ указывает на законность применения процессуальной меры и до открытия производства. Инстанция аргументирует свое мнение тем, что УПК не ставит задержание в зависимость от наличия возбужденного дела. Такие разные подходы создают на практике немало проблем. В момент задержания до открытия дела протокол не оформляется или составляется, но при этом дата на постановлении о возбуждении производства указывается произвольно.

Если уполномоченный служащий отказывает в открытии дела, протоколы, оформленные по результатам уже совершенных следственных мероприятий, превращаются в материалы проверки заявления о преступлении. К примеру, документ, составленный в ходе допроса свидетеля, трансформируется в "опрос" очевидца. При этом нередко протоколы задержаний, осуществленных незаконно, просто уничтожаются.

Следует также отметить, что решение об отказе в открытии производства лишает задержанного ряда прав, в том числе возможности требовать реабилитации и компенсации ущерба.

срок задержания

Общие условия применения меры

Основанием задержания признается наличие подозрения в совершении деяния, за которое гражданину может быть вменено лишение свободы.

Чтобы применение меры принуждения было законным, необходимо соблюсти процессуальную форму. В частности, должен существовать надлежащий объект задержания – это гражданин, подозреваемый в посягательстве. Кроме этого, должны быть четко сформулированы цели и основания применения меры. Обязательным является соблюдение правил задержания.

Субъект, применяющий процессуальную меру, должен иметь соответствующие полномочия, принять дело к производству или исполнять постановление другого компетентного органа.

Задержание обвиняемого

Применить процессуальную меру можно не только к подозреваемому. Задержать можно и обвиняемого, и уже осужденного, но укрывающегося от отбывания наказания. В последнем случае речь идет, в частности, о лицах, находящихся за границей, но приговоренных к лишению свободы российскими судами. Задержание таких граждан осуществляется в рамках сотрудничества отечественных и зарубежных правоохранительных органов. Как правило, эти субъекты объявлены в международный розыск. После поимки при соблюдении международных уголовно-правовых принципов такие граждане доставляются в российский суд.

Задержание обвиняемого также считается неотложной процессуальной мерой. Ее суть заключается в кратковременном содержании субъекта под стражей для незамедлительного доставления в судебную инстанцию. Наличие в УПК норм, регламентирующих основания задержания обвиняемого, обусловлено необходимостью не допустить заочного помещения гражданина под стражу.

Нюансы

Уголовно-процессуальное задержание необходимо отличать от фактического и административного задержания, а также ограничения физической свободы осужденного на срок до 1 мес., в связи с уклонением от исполнения вмененного ему наказания.

В законодательстве, кроме общих правил, закреплен специальный порядок применения меры принуждения к отдельным категориям должностных лиц, имеющих служебный иммунитет. Так, депутат Госдумы, мировой/федеральный судья, член СФ, прокурор и ряд иных лиц, задержанные по подозрению в преступлении, освобождаются сразу же после установления их личности. Исключением являются случаи поимки указанных служащих на месте совершения деяния.

Цели применения меры

Задержание полицией или служащими иных правоохранительных органов осуществляется для определения:

  1. Причастности субъекта к деянию.
  2. Необходимости помещения лица под стражу.

Если указанные обстоятельства выяснены, рассматриваемая мера принуждения не применяется. Средства задержания должны быть законными. Не допускается физическое ограничение свободы субъекта для получения от него признательных показаний.

задержание российских судов

Основания применения меры

Они приводятся в 91 статье УПК. Согласно норме, уполномоченный служащий может применить процессуальную меру, если:

  1. Гражданин пойман непосредственно на месте преступления. К примеру, это может быть задержание за взятку, кражу, убийство и пр.
  2. Лицо поймано непосредственно после совершения деяния.
  3. Очевидцы или потерпевший указали на данного гражданина как на причастного к преступлению.
  4. На этом субъекте, его одежде, в его жилище были обнаружены следы преступления. К примеру, это могут быть капли крови, имущество, украденное у потерпевшего, и пр.

Для осуществления задержания достаточно хотя бы одного из указанных условий.

При наличии информации, указывающей на возможную причастность субъекта к преступлению, он может быть задержан, если:

  • пытался скрыться;
  • у него нет постоянного места проживания;
  • его личность не установлена;
  • следователем (по согласию начальника следственного подразделения) или дознавателем (с разрешения прокурора) в судебную инстанцию направлено ходатайство о заключении лица под стражу.

Местом проживания следует считать жилой дом, квартиру, служебное помещение, специализированное учреждение (гостиницу, приют и пр.). или иное помещение, в котором субъект преимущественно или постоянно живет в качестве собственника, нанимателя, арендатора или на иных основаниях, закрепленных федеральным законом.

Личность гражданина признается неустановленной, если у него отсутствуют документы или в них присутствуют подчистки либо следы подделки.

Приведенный выше перечень оснований считается исчерпывающим.

Этапы задержания

Условно процедуру разделяют на несколько стадий:

  1. Фактическое задержание.
  2. Доставление в отделение и составление протокола.
  3. Свидание с адвокатом.
  4. Допрос.
  5. Уведомление о задержании прокурора и иных лиц.
  6. Освобождение гражданина или передача уполномоченному органу для избрания меры пресечения.

В законодательстве упоминается 2 вида задержания: процессуальное и фактическое. Последнее представляет собой захват, непосредственное лишение субъекта физической свободы. Фактическое задержание предшествует процессуальному. Его цель заключается в пресечении противоправной деятельности гражданина или выяснении его причастности к преступлению.

задержание сотрудников

Особенности фактического задержания

Как правило, физическое лишение лица свободы перемещения производится в рамках административно-правовой деятельности и оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными служащими. Иными словами, эта процедура осуществляется вне уголовного судопроизводства. Однако, несмотря на это, отсчет 48-часового срока задержания начинается именно с момента фактического захвата лица.

После лишения свободы передвижения гражданин принудительно доставляется к следователю либо в орган дознания для составления протокола. Необходимо подчеркнуть, что полномочием осуществлять процессуальное задержание наделяются только субъекты, осуществляющие досудебное производство. К ним относят орган дознания, дознавателя и следователя.

Личный обыск

Законодательство допускает личный осмотр задержанного лица. Для осуществления обыска нет необходимости выносить постановление и получать судебное решение.

Вместе с тем уполномоченный служащий обязан соблюсти процессуальные правила выполнения личного досмотра. Они закреплены в статьях 182 и 184 УПК.

Личный обыск гражданина осуществляется служащим одного с ним пола и в присутствии специалистов и понятых этого же пола (если они привлечены к производству этого следственного мероприятия). Ход и итоги обыска отражаются в протоколе.

Процедурные моменты

После доставления гражданина к следователю или дознавателю в течение трех часов должен быть оформлен протокол. Этот документ фиксирует факт задержания. В протоколе должна присутствовать отметка о том, что лицу были разъяснены права, закрепленные в 46 статье УПК. Кроме этого, указываются время и дата составления документа, место, дата, время, основания, мотивы задержания, результаты проведенного обыска и иных следственных действий.

Протокол подписывает служащий, его составивший, а также сам задержанный.

Свидание с защитником

По просьбе задержанного до начала допроса организуется первая встреча с адвокатом. Свидание должно проходить конфиденциально и в отсутствии сотрудников правоохранительных органов.

При необходимости привлечения задержанного к выполнению процессуальных мероприятий длительность встречи свыше двух часов может ограничиваться дознавателем/следователем. О соответствующем решении подозреваемый и его защитник должны быть извещены заранее. При этом в любом случае длительность встречи не может быть меньше двух часов.

момент задержания

При возникновении необходимости провести оперативно-розыскные мероприятия разрешены встречи дознавателя с подозреваемым с разрешения сотрудника, в производстве которого находится дело.

Задержанный должен быть допрошен согласно требованиям 2 части 46 статьи, а также положениям ст. 189, 190 УПК.

Уведомления

Согласно требованиям 96 статьи УПК, о задержании лица необходимо известить лиц, перечень которых определен законом.

В течение 12 часов следователь, дознаватель, орган дознания уведомляет прокурора о выполненном процессуальном действии. Извещение направляется в письменном виде. Кроме этого, также до истечения 12 часов с момента задержания уведомляются близкие родственники подозреваемого. Закон допускает предоставление задержанному возможности самостоятельно известить близких. Уведомление составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела.

Важные моменты

В законодательстве прописаны специальные правила задержания сотрудников ОВД, члена наблюдательной комиссии, военнослужащего. О факте произведенных действий должны быть уведомлены секретарь Общественной палаты и наблюдательная комиссия, начальник в/ч, в которой лицо проходит службу, или руководитель органа, в штате которого находится задержанный.

Если субъект является подданным либо гражданином другой страны, не позднее 12 часов уведомление о применении меры принуждения направляется в консульство или посольство. При этом в законе не предусмотрена обязанность служащих извещать родственников о задержании таких лиц.

На практике может возникнуть необходимость сохранить в тайне факт задержания в интересах предварительного следствия. В таких ситуациях уведомление по согласованию с прокурором может не осуществляться. Исключение составляют случаи, когда задержанным является несовершеннолетний. При применении процессуальной меры к лицу, не достигшему 18 лет, об этом незамедлительно уведомляются законные представители этого лица.

Согласно положениям 7 части 14 статьи ФЗ № 3, задержанный не позднее трех часов с момента его задержания, если другое не закреплено в федеральном законодательстве, может совершить один телефонный разговор для сообщения родственникам о факте задержания и месте своего нахождения. Данное уведомление по просьбе гражданина может сделать и сотрудник правоохранительного органа.

Срок задержания начинается с момента реального лишения гражданина свободы перемещения. При захвате его время указывается в протоколе. В соответствии с положениями 2 части 128 статьи УПК, нерабочее время не прерывает течение срока уголовно-процессуального задержания.

Основания для освобождения гражданина

Они закреплены в 94 статье УПК. Согласно норме, подозреваемый должен быть освобожден по постановлению следователя или дознавателя, если:

  1. Подозрение в причастности лица к преступлению не подтвердилось. В такой ситуации прекращается уголовное преследование, а лицо приобретает право на реабилитацию.
  2. Задержание было осуществлено с нарушением положений 91 статьи УПК. К примеру, следователем были искусственно созданы условия для лишения гражданина свободы перемещения посредством квалификации его действий "с запасом", завышена тяжесть посягательства до такой степени, что стало возможным назначение лицу наказания в виде тюремного заключения. Данное основание для освобождения считается проявлением признания ничтожности незаконных решений и актов. Оно влечет их отмену и юридическую недействительность результатов противоправных процессуальных действий. Гражданин, освобожденный по этому основанию, вправе требовать компенсацию вреда, причиненного незаконным задержанием. Вместе с тем, за ним сохраняется статус подозреваемого до прекращения уголовного преследования.

Бывает и так, что основания для заключения субъекта под стражу отсутствуют. В таком случае подозрение с гражданина не снимается. Как правило, оно трансформируется в обвинение. Соответственно, в отношении лица выносится постановление о привлечении его к производству в статусе обвиняемого, а также об избрании иной меры пресечения (к примеру, взятие подписки о невыезде).

По истечении двух суток с момента фактического задержания лицо должно быть освобождено, если оно не было заключено под стражу или судом не был продлен срок его задержания по правилам, закрепленным пунктом 3 части 7 статьи 108 УПК. Судебная инстанция может увеличить продолжительность лишения субъекта свободы перемещения до трех суток для предоставления участниками производства дополнительных доказательств необоснованности или обоснованности помещения лица под стражу. В соответствующем постановлении должны быть указаны время и дата, до которых осуществляется продление.

средства задержания

Дополнительно

Если судебное постановление о заключении подозреваемого под стражу либо увеличении срока его задержания не поступит до истечения двух суток с момента фактического лишения свободы перемещения, гражданин подлежит незамедлительному освобождению. Об этом руководитель учреждения, в котором содержится субъект, уведомляет следователя или орган дознания, открывший уголовное производство, а также прокурора.

Если есть судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства следователя/дознавателя о заключении лица под стражу, то его копия передается подозреваемому при освобождении.

Лицо, освобожденное по любому из приведенных выше оснований, получает справку, в которой отражаются сведения о дате, времени, месте, основаниях задержания, должностном лице, времени, дате и основаниях освобождения. Гражданин также получает свои вещи, документы и деньги.

При необходимости администрация учреждения, в котором находился субъект, обеспечивает освобожденного возможностью бесплатно добраться к месту своего проживания (водным, автомобильным или железнодорожным транспортом), одеждой в соответствии с сезоном, денежными средствами и питанием.

Заключение

Задержание является одной из важнейших процессуальных мер, применяемых в рамках предварительного расследования. Оно влечет реальное лишение лица свободы перемещения на определенный срок.

задержание полицией

По общим правилам, задержание может производиться после возбуждения уголовного производства. Однако на практике нередки случаи физического захвата граждан и до открытия дела.

Задержание – неотложная процессуальная мера. Она позволяет быстро доставить подозреваемого в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.