Режим государственной границы: понятие, устройство, особенности

Процесс образования независимого государства или обретения им данного состояния неразрывно связан с установлением его территориальных границ. Они особенно охраняются в любой стране, так как именно благодаря границам обеспечивается независимость и целостность единицы.

Итак, рассмотрим, как происходит процесс установления государственной границы, режим государственной границы, а также то, какие юридические особенности имеет данное понятие.

Режим государственной границы

Общее понятие

Говоря о понятии государственной границы, следует понимать, что оно подразумевает под собой. При его рассмотрении необходимо учитывать, в каком аспекте оно рассматривается.

Если рассматривать понятие границы с точки зрения простой разговорной речи, то оно представляет собой линию, на которой установлены фактические отметки, обозначающие конец территории одного государства и начало другого. Данное понятие также может характеризоваться как определение, данное по фактическому критерию.

Если рассматривать его с точки зрения юриспруденции, то государственной границей признается закрепленная в международных договорах, заключенных между соседствующими странами, территория. В них сказано о том, что граница РФ прямо идентична тем, которые государство определило после распада СССР.

Что касается данного понятия, охарактеризованного с технической стороны, то границей признается линия, обозначенная на местности. Она имеет определенное обустройство и особый режим охраны.

Установление границы

Что касается установления государственной границы и режима государственной границы, то данные действия производятся исключительно после согласования всех вопросов с соседствующими странами, что производится на мировой арене, в соответствии с международным законодательством. Координаты всех фактических границ, проставленных на местности, должны четко соответствовать тем, которые определены в соглашениях.

На месте линия границы должна быть определена видимыми знаками и объектами. Определение границы также может происходить по ярко выраженным ориентирам, имеющимся на поверхности суши. В том случае, если граница проходит по воде, то, на основании норм международного права, ее следует проводить по фарватеру крупной судоходной реки или по внешней границе моря.

Функции границы

Говоря о режиме государственной границы, обязательно следует определить ее основные функции. По большей своей части, они заключаются в обеспечении безопасности государства и его целостности. Кроме этого, следует отметить еще и то, что данное понятие служит своеобразной передовой линией для поддержания контактов с иными государствами, а также способствует длительному и качественному поддержанию добрососедских отношений между ними.

Режим государственной границы Российской Федерации

Законодательное регулирование

Понятие и режим государственной границы Российской Федерации в надлежащем виде и в полном объеме закрепляются в содержании Закона "О государственной границе РФ", который был принят в 1993 году. Именно в нем предлагается юридическое толкование понятия границы, ее режима, а также порядок ее установления и изменения. Кроме этого, нормативный акт строго регламентирует порядки пропуска лиц и транспортных средств, провоза товаров через определенные пункты, расположенные на линии разграничения. Отдельное внимание в содержании данного Закона отводится тому, какие права и обязанности, а также гарантии имеют сотрудники пограничных служб, военных формирований, расположенных на приграничных участках, а также то, каким образом органы местного самоуправления и другие организации могут принимать участие в охране государственной границы.

Понятие границы и ее режима также определено в тексте Конституции РФ. Вопросы, связанные с ними, рассматриваются также и в текстах Налогового, а также Таможенного кодексов, действующих в пределах государства.

Понятие режима государственной границы

Данное понятие довольно детально представлено в тексте Закона "О государственной границе", в третьем разделе. В нем говорится о том, что режимом называется комплекс определенных правил, которым необходимо следовать в процессе пересечения границы. Кроме этого, правовой режим государственной границы предусматривает также не только порядок пересечения ее людьми, но также и провоза багажа, животных.

В понятие режима входят и особенности охраны линии разграничения от постороннего вмешательства, а также порядок осуществления сельскохозяйственной деятельности или любой другой вблизи разграничительной черты.

Административно-правовой режим государственной границы

Понятие административно-правового режима предусматривает довольно сложное толкование. Оно включает в себя несколько отдельных спектров, которые составляют его. В первую очередь сюда входят определенные конституционным законом нормы, которые регламентируют правовой режим защиты границы, а также весь юридический инструментарий, с помощью которого предписанные нормы реализуются в реальной жизни. Сюда также включаются международные нормы права, которые действуют в отношении защиты территориальной, водной и воздушной границ страны и, кроме всего этого, отдельный механизм финансового обеспечения, которое позволяет механизмам этого вида режима государственной границы функционировать в надлежащей форме.

Все меры, которые принимаются в рамках данного вида режима, направлены на то, чтобы обеспечивать не только целостность, но еще и неприкосновенность и надежность охраны границы государства, а также территорий, прилегающих к ней.

Данный режим предусматривает в себе сочетание трех составляющих, в процессе реализации которых осуществляются все поставленные цели. К их числу относятся: паспортный контроль, режим пропуска исключительно через специальные пункты в пределах государственной границы, а также общий пограничный режим.

Правовой режим государственной границы

Охрана границы

Как известно, обеспечение режима государственной границы осуществляется специализированными органами, которые входят в состав военных образований, призванных следить за безопасностью государства. Следует отметить, что охрана территориальных границ РФ - это очень важная задача, к решению которой необходимо подходить с большой долей ответственности, что и можно наблюдать в настоящее время, ведь именно таким образом производится защита не только фактической целостности страны, но также и ее экономических, социальных, а также некоторых иных интересов.

Практика показывает, что эффективность режима охраны государственной границы напрямую зависит от того, насколько умело ответственными лицами используется как юридический, так и социальный, и экономический инструментарий. Кроме этого, немалую роль играет надежность закрепления установленного режима охраны, а также наличие материальных ценностей, необходимых для реализации всех намеченных программ. Для обеспечения надежного режима охраны государственной границы на базе государства должны быть созданы специализированные органы, сотрудники которых обязаны регулярно проходить особое обучение. Все эти службы обязательно должны тесно контактировать между собой, а также с отдельными муниципальными службами.

Правовой режим государственной границы предусматривает несколько вариантов ее охраны. В частности, один из них - политический. Он предусматривает преследование единой цели, заключающейся в отсутствии вероятности пересечения линии разграничения лицами, несущими опасность стране. Что касается экономической охраны, то она заключается в действиях, связанных с предотвращением незаконного перемещения через границу тех предметов, которые представляют собой культурное наследие, ценностей, а также защиту от ввоза в пределы страны вирусов и смертоносных инфекций.

Что касается структуры режима государственной границы Российской Федерации, то ее составляющими является несколько элементов: охрана территориальной черты, пограничный режим, правила пропуска через разграничительную черту, а также особенности полномочий представителей органов, которые несут службу в пограничной зоне.

Режим охраны государственной границы

Полномочия пограничных органов

Режим государственной границы и пограничный режим предусматривает определенные специальные полномочия для тех лиц, которые занимаются непосредственной охраной территориального, водного и воздушного пространства, отведенного под границы РФ. Следует отметить, что все эти полномочия отражены в содержании Закона "О государственной границе РФ" и разделены на различные случаи пересечения линии разграничения, в зависимости от места ее расположения: на суше, в воздухе или на воде.

Так, пограничные войска, которые осуществляют свою деятельность по охране воздушного пространства государства, имеют определенный ряд полномочий в сфере пресечения полетов судов над определенными территориями, а также разрешения на экстренную посадку судна в определенных районах, расположенных вблизи разграничительной черты. В том случае если иностранное судно по ошибке пересекло границу РФ в результате форс-мажорных обстоятельств, пограничные войска имеют все полномочия относительно оказания помощи им в сложившейся ситуации и возвращении в соседнюю страну.

Представители данных служб имеют полное право использовать специальную технику, которая помогает опознавать объекты, приближающиеся к границе, запрещать или ограничивать степень частоты полетов в определенных регионах, а также применять боевую технику в случае необходимости и обоснованности обстоятельств.

Часть территориальной границы РФ пролегает также и в водной сфере. Здесь тоже за безопасностью государства следят пограничные службы. Их полномочия в данной среде состоят в противолодочной и противоподводно-диверсионной обороне. В том случае если представители органов обнаруживают в акватории близ границы подозрительные объекты, они обязаны принять все меры, которые необходимы для того, чтобы устранить возможную опасность. Представители ведомства также имеют право использовать боевое вооружение в данной среде.

Что касается полномочий лиц, которые ведут свою деятельность на суше, то они полностью аналогичны тем, которые имеют лица, чья работа по охране государственной границы и правового режима страны проводится в воздухе или на воде.

Режим государственной границы пограничный режим

Применение оружия

В тех случаях, когда безопасности страны угрожает реальная опасность, представители пограничных служб обязаны применить боевое оружие. Однако данные действия должны совершаться в строгом соответствии с международными договорами, а также с военными регламентами, которые в настоящий момент действуют на территории РФ.

Так, в соответствии с установленными правилами, прежде чем использовать боевое оружие, пограничные войска должны выдвинуть четкое предупреждение о незаконном пересечении границы опасного объекта, а также о том, что если территория страны не будет покинута, войска намерены применить боевую технику. В том случае, если повиновения и добровольного покидания границ не последовало, войска обязаны использовать оружие. Следует отметить, что его категорически запрещено применять в отношении пассажирских транспортных средств.

Военнослужащие также могут обезвреживать с помощью оружия животных, которые несут явную опасность населению, проживающему в приграничных районах.

Безо всякого предупреждения может быть применена техника в том случае, если налицо факт угрозы неприкрытого военного вторжения на территорию Российской Федерации.

Правила режима

Для того, чтобы все нормы законодательства реализовались надлежащим образом, необходимо установление определенных правил, которые будут способствовать этому. Любая деятельность в отношении границы страны не исключение. Следует отметить, что режим государственной границы и пограничный режим предусматривают требования, которые должны выполнять все, причем неукоснительно. Они прописаны в российском законодательстве и предусматривают ряд определенных действий, которые направлены на содержание фактической линии разграничения, обеспечение ее нормального состояния, а также знаков, которые являются специальными отметками, установленными в ее пределах.

Отдельное внимание в правилах уделяется тому, каким образом должно происходить пересечение границы как физическими лицами, так и транспортными средствами. Что касается ее пересечения по воде, то данные правила должны быть установлены путем согласования и заключения договора с каждым соседствующим государством в отдельности. В аналогичных актах также могут указываться особенности порядка следования от пограничной линии до пункта, где совершается пропуск времени пересечения и т. п. Что касается воздушных судов, то в соответствии с действующими в настоящее время правилами, они могут пересекать воздушные границы России и далее двигаться по выделенному для них воздушному коридору, ведущему вглубь территории государства.

В правилах также устанавливается режим в пунктах пропуска через государственную границу как лиц, так и животных, а также проезда на транспортных средствах. Ими также предписывается контроль, который проводится в процессе пересечения линии разграничения через специальный пункт (санитарный, таможенный или пограничный).

Правила также предписывают, что любая деятельность, которая ведется в приграничной зоне, никоим образом не должна создавать какие-либо помехи осуществлению основных функций границы, а также поддержанию линии разграничения в нормальном состоянии.

Безусловно, в районе государственной границы очень часто происходят некие мелкие конфликты, а также инциденты. Правила режима государственной границы также предписывают порядок их разрешения и случаи, когда служащие имеют право применять оружие.

Установление государственной границы режим государственной границы

О нарушениях

Режим границы также предусматривает определенные правила относительно нарушителей. Так, лица, которые незаконным образом проникли на территорию страны, умышленно нарушив режим охраны государственной границы РФ, именуются преступниками. Они в незамедлительном порядке должны быть привлечены к ответственности, которая может быть выражена как в виде материального взыскания, так и в виде заключения под стражу. Данное правило касается как лиц без гражданства, так и тех, кто является гражданами иного государства, которые на незаконных основаниях находятся в территориальных пределах России. В том случае, если указанные лица не пользуются возможностью получения политического убежища, а также не имеется достаточного количества оснований для привлечения их к ответственности, они должны быть переданы властям родного государства. Данная процедура должна быть осуществлена в установленном порядке, который предписан международными нормами права.

Если лицо, попав на территорию России, утратило документы, удостоверяющие его право на въезд в страну в течение того периода, когда оно пребывало в государстве, в таком случае необходимо совершить процедуру его опознания. Она производится в специализированных службах и исключительно компетентными органами. Указанные лица обязаны установить личность человека, а также определить обстоятельства, при которых были утрачены документы.

Иногда получается так, что возникают вопросы в отношении предполагаемых нарушителей пограничного режима, которые не так просто урегулировать путем проведения стандартных процедур. В таком случае необходимо воспользоваться дипломатическими каналами с тем государством, гражданином которого лицо является.

Содержание границы

В России отдельное внимание уделяется вопросам, связанным с содержанием линии разграничения. Режим государственной границы включает в себя данный элемент, так как именно от него зависит, как долго будут находиться в исправном состоянии все знаки, а также ограничители, обозначающие линию. Порядок содержания границы также предусматривает и выделение отдельных средств на приобретение транспортного и технического оснащения, необходимого для охраны границы.

Со стороны правительства регулярно проводятся проверки относительно того, насколько в надлежащем состоянии находится разграничительная линия. Все результаты, полученные в ходе их проведения, отражаются в актах.

Пересечение границы

Как известно, режим охраны государственной границы РФ устанавливает возможность пересечения разграничительной линии исключительно при наличии специальных документов, которые разрешают въезд в страну. В виде таковых могут выступать визы, специальные пропуска, акты, удостоверения и т. п. Параллельно с ними также необходимо предъявлять и документы, которые удостоверяют личность человека.

Что касается мест, в которых возможно перемещение через границу, то они определяются в международных договорах. Каждый пункт такого вида имеет определенные обозначения, на них работают представители таможенных органов, которые ведут досмотр как самих людей, так и транспорта, а также багажа. Как правило, они установлены на железнодорожных путях, автотранспортных магистралях, морских вокзалах, а также в международных аэропортах, из которых осуществляется вылет в Россию.

Что касается перемещения грузов, то их характер, а также допустимое количество указаны в содержании Таможенного кодекса, который на данный момент действует в пределах РФ. Если говорить о перевозке животных, то на каждое из них должно иметься разрешение и документ, свидетельствующий о медицинском освидетельствовании особи.

Режим государственной границы

Ведение хозяйственной деятельности возле пограничной линии

Нередко случается так, что пограничная линия пролегает в районе населенных пунктов, в которых местное население занимается привычной для них деятельностью хозяйственного и промышленного типа. Правовой режим государственной границы Российской Федерации допускает это, однако при учете следования определенным правилам.

В первую очередь любая производимая в районе пограничной линии деятельность не должна препятствовать осуществлению специализированными органами их работы. Кроме этого, она не должна наносить ущерб или какой-либо иной вред России, а также экологической ситуации в стране. Кроме этого, в результате промышленной или иной хозяйственной деятельности не должна нарушаться сохранность объектов, определяющих границу (столбов, указателей и т. п.).

В том случае, если на пограничной линии активно ведется промышленная деятельность, которая подразумевает регулярное пересечение границы государств, это обязательно должно быть согласовано на международном уровне путем заключения договора между соседствующими странами.

Разрешение инцидентов

Нередко случаются различные инциденты, которые связаны с пересечением границ лицами. Решать такие ситуации обязаны сотрудники пограничных таможенных служб, на которых возложена обязанность следить за порядком в данной зоне.

Действующим в РФ режимом государственной границы предусматриваются определенные правила, которым нужно следовать, обнаруживая нарушения в области пограничной зоны.

В том случае, если лицо пересекло границу, не имея на то специальных разрешительных документов или минуя пограничный пункт, оно будет признано нарушителем. Если нарушение режима государственной границы произошло умышленно, что может быть доказано следственным путем, то в таком случае лицо должно быть подвергнуто наказанию, о чем уже говорилось ранее. В том случае, если умысла в деянии не наблюдается, к нему могут не применяться какие-либо санкции, а ситуация может быть решена путем мирного выдворения его за пределы России.

Все вопросы, связанные с урегулированием вопросов законности пересечения границы РФ, должны решаться пограничными комиссарами, а также их заместителями. В некоторых случаях они могут возлагаться на сотрудников таможенной или миграционной службы.

Если происходит урегулирование вопросов, связанных с совместными действиями иностранных и российских граждан, а также водных или воздушных судов этих сторон, то в таком случае все инциденты должны решаться исключительно в присутствии пограничных представителей обоих государств. Если это не представляется возможным, то решение вопроса возлагается на представителей, отнесенных к дипломатичным каналам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.