Основные логистические стратегии: понятие, виды, сущность и разработка

Логистическая стратегия - это направление логистики, которое является качественным и долгосрочным направлением. Данное направление касается форм и средств реализации логистики в фирме, которое формулируется высшим менеджментом компании. Формирование происходит в соответствии с теми целями, которые поставлены перед всей компанией. Стратегия же описывает принципиальный образ действий, которого следует придерживаться, чтобы достичь поставленных целей.

Общее описание понятия

У логистической стратегии (как и у любой другой) есть цели. В данном случае цели зависят от того, какого профиля и вида деятельности придерживается предприятие, от уровня экономического развития конторы. При разработке целей также важно учитывать качество обеспечения предприятия информационными и материальными ресурсами. Важную роль играет уровень подготовки персонала. К примеру, целью логистической стратегии торговой фирмы может стать внедрение новых подходов, инновационных идей, прогнозирование будущего потребительского спроса и способность его удовлетворения. Что касается других производственных фирм, то к тем целям, что уже были перечислены, можно добавить еще и такие, как обеспечение высококачественного логистического сервиса.

Стоит отметить, что существует огромное количество логистических стратегий, которыми могут пользоваться предприятия и фирмы. Однако же стоит выделить несколько базовых направлений, которые являются основами для развития других, более узконаправленных стратегий.

Обсуждение стратегии предприятия

Основные направления

Первый основной тип логистических стратегий называется минимизацией логистических издержек. Чтобы реализовать это направление, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Необходимо начать сокращение логистических издержек в отдельно взятых логистических функциях.
  2. Второй шаг заключается в том, что нужно правильно оптимизировать уровень запасов в логистической системе.
  3. Третий шаг - это подбор наилучшего варианта действий, к примеру, складирование - доставка. Суть заключается в смене основного логистического направления на второстепенное.
  4. Еще один способ реализации данной основной стратегии заключается в оптимизации решений в отдельных областях функционирования. Оптимизация происходит по принципу минимальных издержек логистического типа.
  5. Если выбрана данная стратегия, то еще одним способом ее реализации является 3PL подход. Применение данной технологии говорит о том, что предприятие будет оказывать целый комплекс логистических услуг, которые будут начинаться от доставки товара и адресного хранения до управления данными заказами, а также предоставления услуг по отслеживанию, доставляемого товара. Если компания является 3PL-провайдером, то она занимается всеми видами услуг, которые касаются перевозки, отслеживания грузов, работы с документацией и так далее.

Второй основной тип логистической стратегии - это улучшение качестве сервиса. Чтобы реализовать эту стратегию, существует несколько методов, которыми можно воспользоваться:

Подписание документа о логистической стратегии
  1. Существенное повышение качества выполнения всех логистических операций, которые предоставляет компания.
  2. Еще один путь развития - это поддержка предпродажного и послепродажного сервиса.
  3. Оказание услуг сервиса с добавленной стоимостью.
  4. Необходимо использовать логистические технологии для поддержки жизненного цикла продукта.
  5. Необходимо создать систему, которая будет управлять качеством логистического сервиса.
  6. Возможно также использование бенчмаркинга и прочих направлений.

Еще одна основная логистическая стратегия заключается в том, чтобы минимизировать инвестиции в логистическую инфраструктуру. Чтобы реализовать этот метод, нужно придерживаться следующих принципов:

  1. Оптимизировать конфигурацию логистической структуры: возможно, настроить прямую доставку грузов потребителям, чтобы миновать этап складирования.
  2. Если есть такая возможность, то стоит использовать склады общего назначения.
  3. Можно использовать логистических посредников в таких типах услуг, как перевозка, складирование и переработка имеющихся грузов.
  4. Существует такой логистической метод, как "точно в срок". Это также один из способов реализации подобной стратегии.
  5. Можно также оптимизировать расположение объектов, входящих в системную структуру.

Стратегия логистического аутсорсинга - это четвертый вариант. Для реализации этой стратегии есть пять способов:

  1. Необходимо принять решение "делать или покупать".
  2. Стоит сосредоточить свои логистические возможности на решении ключевых операций. Для решения второстепенных логистических процедур стоит найти посредников.
  3. Необходимо оптимизировать выбор источника внешних ресурсов.
  4. Необходимо оптимально разместить имеющиеся промышленные объекты, а также все логистические центры инфраструктуры.
  5. Следует использовать только инновационных поставщиков, а также оптимизировать число посредников и четко распределить функции, которые за ними закреплены.

Стратегия логистического аутсорсинга (как и три других варианта) основывается на том, что нужно минимизировать или же максимизировать показатели одного ключевого направления. К примеру, можно заняться общими логистическими издержками. Однако у такого подхода имеется недостаток, который заключается в том, что придется ввести ограничения на развитие других показателей. Если речь идет об основной логистической стратегии, целью которой является минимизация логистических издержек, то в таком случае придется пожертвовать качеством сервиса. Если говорить несколько проще, то чем выше будут потребительские требования к качеству сервиса, тем выше будут издержки, необходимые для реализации требуемого уровня.

Представление логистической стратегии

Что нужно учитывать при разработке

При разработке любого вида логистической стратегии есть несколько факторов, которые стоит учитывать. К примеру, исходной точкой для разработки любой стратегии будет становится всесторонний анализ стратегии с более высоким уровнем. Таким образом, удастся понять как правильно и каким образом можно внедрить стратегию так, чтобы она могла максимально улучшить качество сервиса.

Кроме того, нужно учитывать несколько следующих положений:

  1. Важно учитывать среду, в которой ведутся дела. Сюда же стоит включить и те факторы, влияющие на логистику, однако которыми сама логистика управлять не в состоянии.
  2. Сюда входит особое поведение организации, которое определяется некоторыми факторами. Первые из них - это те, которыми компания сможет управлять, а вторые - это те, что используются для того, чтобы фирма могла выделиться из общей массы других.

Тут важно понимать, что среда и особая компетенция, как факторы, влияющие на логистику, это лишь те опции, которые могут указать на нынешнее положение компании на рынке. Стратегия же более высокого уровня будет указывать на то положение, которое компания сможет занять в будущем в том случае, если двигаться по этому пути. В таком случае стратегия сможет показать, каким образом будет совершаться переход от нынешнего положения к будущему.

Чтобы собрать необходимые сведения об особой компетенции, а также о среде, в которой ведется бизнес, используется процедура, называемая логическим аудитом. Цель данного вида логистической стратегии заключается в том, чтобы собрать всю важную информацию о приемах, показателях и условиях, в которых проводится логистическая деятельность. Кроме того, здесь стоит обратить внимание на то, что аудит может быть внешним и внутренним. Внешний занимается средой действия логистики, в то время как внутренний необходим для того, чтобы проанализировать способы выполнения процедур внутри организации, а также определить, какие участки нуждаются в усовершенствовании.

Основные цели проведения такой процедуры заключаются в следующем:

  1. Первое - это выявление сильных и слабых сторон логистики внутри корпорации.
  2. Второе - это определение угроз, которые возникают в той среде, в которой ведется бизнес.

В среде ведения бизнеса есть ключевой фактор, которым выступает тип спроса. В зависимости от его положения логистическая стратегия компании может быть "тощей" или же динамичной. К примеру, "тощую" стратегию лучше всего применять в том случае, если фирма может спрогнозировать или хотя бы немного предсказать спрос, который будет на рынке услуг в будущем. Динамическая стратегия применяется в условиях, когда ассортимент продукции очень широкий, когда спрогнозировать спрос и его тип достаточно сложно.

Еще один важный фактор, который должен присутствовать в логистической стратегии компании еще на стадии ее проектирования - это системность подготовки решений. Они должны приниматься не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов младшего класса. Их основная задача - это и есть реализация стратегии. Стоит также отметить, что при проектировании любой стратегии необходимо рассматривать способность реализации выбранной стратегии, а также последствия, возникающие при ее применении.

Факторы для формирования стратегии

Шаги для разработки стратегии

На сегодняшний день есть некоторые основные шаги, которые стоит использовать при разработке логистической стратегии:

  1. Во время разработки стратегии нужно делать упор на те логистические области деятельности, которые способны в долгосрочном периоде усилить конкурентоспособность предприятия.
  2. Не стоит часто менять стратегию, чтобы извлечь краткосрочные выгоды. Такой ход приведет лишь к небольшим мимолетным улучшениям и не более того.
  3. Нужно очень осторожно принимать стратегии, которые считаются жесткими. Негибкие стратегии могут устареть, что лишит возможности маневра предприятия в будущем.
  4. Во время разработки логистической стратегии необходимо избегать тех, которые могут привести к успеху лишь в том случае, если сработает наиболее оптимистичный прогноз. Руководствоваться необходимо тем, что конкуренты способны принять какие-либо меры, которые могут привести к неблагоприятным условиям развития рынка для компании.
  5. Собственную стратегию необходимо разрабатывать таким образом, чтобы она могла нанести вред слабым сторонам конкурентов.

Этапы развития компания и формирования стратегии

Нужно понимать, что стратегия - это вещь, которая является практически индивидуальной и уникальной для каждой компании. Однако необходимо добавить, что существуют этапы разработки логистической стратегии, которые придется пройти любой компании.

Первый этап - это конфигурация сети. На данной стадии необходимо определить структуру, цели, количество и качество состава звеньев логистической цепи. Второй этап - это разработка организационной системы сети. В данном случае необходимо определить вариант структуры отдела, который будет применяться. Кроме того, необходимо решить вопрос о реинжиниринге в случае необходимости. Это обязательный элемент стратегии.

Далее необходимо озаботиться разработкой направлений и технологий координации стратегии. В настоящее время менеджмент предполагает развитие двух направлений - это межорганизационное и межфункциональное. После этого следует этап определения стратегических требований к качеству продукции, а также логистического потребительского сервиса. На сегодняшний день суть логистической стратегии в области продвижения продукции заключается в том, что она полностью ориентируется на потребителя. В таком случае от логистики требуется четкое формирование уровней качества данного сервиса. В будущем все эти уровни будут превращаться в полноценную систему плановых показателей. Эти показатели в дальнейшем должны контролироваться и поддерживаться персоналом, который отвечает за управление логистикой. Основная цель на данном этапе, которую должны преследовать сотрудники логического центра, это минимизация затрат на реализацию, но при этом с сохранением качества обслуживания, которого требует стратегия.

Одним из последних этапов стал процесс интегрирования системы управления запасами. Данный элемент уже стал традиционным, так как он присутствует абсолютно в любой стратегии, то есть у любого предприятия. Последний шаг - это выбор логистической системы. Данный этап является одним из важнейших, а его основная задача - это разработка и выбор информационной сети, которая сможет связать все информационные и телекоммуникационные звенья одной сети.

План и разделы стратегии

Планирование логистической стратегии (как и ее разработка) не имеют универсального метода. Стратегия состоит из ряда факторов. Общее представление о разработке логистического плана содержит несколько следующих разделов:

  1. Первый этап - это составление общего резюме, в котором излагается точная суть будущей стратегии, а также показывается то, как именно она будет взаимодействовать с другими отделами предприятия.
  2. Второй шаг - это описание цели логистики в самой организации, а также способы измерения качества ее работы и показатели деятельности.
  3. Следующий момент должен включать в себя описание деятельности, которая способна привести к достижению целей, поставленных перед фирмой. Также нужно рассмотреть варианты, при помощи которых будет осуществляться управление этими целями и изменениями.
  4. Далее следует описать как отдельные функции логистики в будущем будут вносить определенный вклад в то, чтобы добиться поставленных целей.
  5. Важно составить план, в котором будут учтены все ресурсы, необходимые для его выполнения.
  6. Также необходимо иметь план по планируемым затратам и по выбранным финансовым показателям.
  7. Последний пункт - это описание того, как выбранная стратегия логистики будет влиять на развитие бизнеса в будущем. Также очень важно рассмотреть то, какой вклад выбранное развитие сможет внести в улучшение сервиса и удовлетворение потребительского спроса.
Состалвение стратегии

Анализ логистики

Важно понимать, что с одной стороны предприятие рассматривается как часть более развитой системы, то есть на уровне регионального или национального. С другой - компания также рассматривается и в качестве обособленной самостоятельной экономической системы. По этим причинам понятие логической стратегии и ее формирование осуществляется исходя из такого фактора, как анализ внешней и внутренней среды логистики.

Внешняя среда логистики представляет собой совокупность всех факторов, сил и субъектов, которые находятся за границами конкретной фирмы, но в то же время они способны повлиять на функционирование логистики предприятия. Влияние такой среды на реализацию стратегии оказывается нерегулярно и не напрямую. В качестве внешних неконтролируемых факторов могут выступать, к примеру, потребительские предпочтения и вкусы, привычки покупателей, технологические изменения, влияние конкурентов и другие факторы. Их все необходимо учитывать при планировании логистической стратегии. В таком случае план должен быть ориентирован на то, чтобы максимально удовлетворить спрос потребителей, определить возможное влияние конкурентов, оценить отношения с различным государственными ведомствами, вести наблюдение за состоянием экономики и прочее.

Также стоит отметить, что внешняя среда логистики будет изменяться с течением времени, будут меняться компоненты, входящие в ее состав, а также входящие в них связи, их сохранения между ними во время функционирования. Стоит также отметить, что охватить и учесть все факторы, которые оказывают некое воздействие, невозможно. Можно лишь их упорядочить на основе определенной классификации факторов логистики. Вместе с тем нужно понимать, что эти факторы будут достаточно неоднородными, так как все они будут возникать в результате взаимодействия систем самого разного уровня.

Компоненты стратегии

Существует также и внутренняя среда логистики предприятия. Анализ логистической стратегии в данном случае заключается в исследовании совокупности факторов, которые поддаются контролю со стороны высшего руководства, а также со стороны работников функциональных подразделений.

Описание внутренней среды логистики

К внутренней среде логистики можно отнести такие показатели, как, к примеру, капитал, технологии, средства производства, персонал, систему менеджмента и так далее. При исследовании внутренней структуры очень важно тщательно рассмотреть такие действия менеджмента, как определение сферы деятельности, которую охватывает менеджмент.

К понятию данной сферы стоит отнести общие категории продукции, а также услуг. Также в качестве сферы деятельности нужно определить территориальные границы логистической деятельности. Это может быть город, регион, страна и так далее. Нужно определить функции, которые будут определять положение предприятия в данной цепочке. Определяется также вид собственности. Это может быть как частное предприятие, так и корпоративное и т.д. У логистической деятельности должна быть четкая направленность.

Далее должна идти формулировка целей, а также задач логистического менеджмента. Важно отметить, что в стратегии логического обслуживания формируются лишь общие цели, которые стоят перед предприятием. В таком случае руководство должно сформулировать главную цель, которую преследует развитие логистической отрасли, а также поставить конкретные задачи перед службами исполнения. Эти задачи в итоге должны привести к достижению общей конечной цели. Формирование задачи основывается на стратегической политике всей компании. Только при выполнении всех данных условий можно будет сказать, успешно ли выполняется логистическая стратегия или же ее постигла неудача. Кроме того, достаточно важно оценить и исследовать все предыдущие стратегии, которые были приняты. Это позволит выявить их возможные проблемы. Во время принятия решений, направленных на разработку способов реализации логической стратегии, необходимо следовать одному четкому принципу: должны ставиться общие цели, после чего нужно переходить к принятию конкретных решений, чтобы их достичь. В данном случае отлично подходит метод параллельно-последовательного принципа. Вместе с разработкой общих целей логистической стратегии разрабатываются и промежуточные решения, которые нацелены на достижение общего результата.

Очень важно определить место для логистического менеджмента в общем менеджменте всего предприятия. Значимость логистики становится очевидна, когда она имеет решающий голос и власть. Это возможно в том случае, если у руководителя логистического отдела есть все необходимые ресурсы.

Стратегия бизнес-единицы

Стоит добавить, что в качестве реализации логистической стратегии может использоваться разделение на бизнес-единицы. Для каждой такой единицы осуществляется отдельное развитие индивидуальной стратегии. Бизнес-единица для сетевого предприятия это, к примеру, отдельный филиал. Если это диверсифицированное предприятие, то бизнес-единицей может выступать разное направление предпринимательской деятельности и т.д. Можно лишь добавить, что логистическая стратегия организации, если она достаточно маленькая, может быть аналогичной стратегии бизнес-единицы. В этом случае предприятие само по себе и будет этой единицей.

Установление логистической стратегии на таком уровне позволит открыть следующие возможности:

  1. Органам управления предприятием удастся сосредоточиться на отдельных логистических задачах, которые относятся к их направлению. При этом появится возможность оценки их возможностей, а также значимости.
  2. Появится возможность определить наиболее значимые факторы, которые помогут добиться конечной цели в данном направлении. Также это поможет распределить все цели по их значимости для всего предприятия в целом.
  3. Появится возможность четко определить, на каких именно целях стоит сосредоточиться сразу, почему. Кроме того, это поможет определиться в том, куда вкладывать средства в первую очередь.
  4. Это поможет определить наиболее проблемные зоны, которые имеются в выбранной стратегии.
  5. Понимание сути стратегии в данном случае поможет также внести структурные изменения в логистическую систему.
  6. Появится возможность достичь сбалансированного положения на рынке в целом за счет того, что будет возможность четко определить перспективы развития для установленных основных направлений логистической деятельности предприятия.
  7. Это поможет создать прочную основу для того, чтобы в будущем была возможность расширить принятие стратегических решений, которые будут напрямую связаны с расширением и диверсификацией логистической деятельности.

Примеры действия

Примеры логистических стратегий, обслуживания их и влияние на развитие предприятия в целом можно увидеть на состоявшихся фирмам. К примеру, можно обратить свое внимание на компанию "Нестле Фуд". Эта фирма представлена на российском рынке с 1996 года. Основное направление деятельности данной компании - это производство и продажа различных продуктов питания.

логистические стратегии примеры

Основными стратегическими направлениями данной компании стали следующие пункты:

  • производитель стремится поддерживать высокую производительность, при этом затрачивая как можно меньше ресурсов на производство, но сохраняя мировой уровень качества своей продукции;
  • постоянно развиваются проекты, которые несут в себе идею выпуска новой продукции;
  • используются передовые производственные и информационные технологии;
  • в компании используются самые современные методы для разработки методов планирования и управления.

Ключевой фактор, который делает разработку логистической стратегии предприятия максимально эффективной, - это тщательное изучение рынка. Постоянно ведутся работы по анализу рынка, по динамике его развития, изучаются отношения, которые возникают между самой компанией, а также ее потребителями. Большое внимание уделяется такому фактору, как анализ деятельности конкурентов в данной области.

Основными задачами данной фирмы являются внедрение новых подходов к работе и решению задач, инновационных идей на стратегических направлениях развития.

Кроме того, важно обратить внимание на то, что контора руководствуется тремя основными стратегиями, а не одной.

Основная цель первой выбранной стратегии - это увеличение прикладываемых усилий в области исследования и развития. Такой подход позволяет предприятию улучшать свои показатели в будущем (за счет действий в настоящем).

Вторая стратегия заключается в том, что предприятие старается применять лишь то оборудование, которое будет удовлетворять рыночным переменам и будет максимально снижать себестоимость продукции, которую оно производит.

Последнее основное направление - это максимальная децентрализация управления бизнеса в регионах. Это делается для того, чтобы была возможность максимального приближения к региональным производственным решениям, которые будут направлены на продвижение торговых марок, а также на улучшение обслуживания клиентов.

На российском рынке данная фирма применяет самые разные способы реализации логистических стратегий, рыночные и организационные возможности для того, чтобы максимально усилить свой отрыв от конкурентов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.