Австрийская школа маржинализма: особенности, главные принципы

До семидесятых годов девятнадцатого столетия в экономике господствовала так называемая классическая теория. Однако позже все изменилось, и на смену ей пришел маржинализм. Чем особенным отличается данное направление и что характерно для австрийской школы маржинализма?

Что такое маржинализм

Слово "маржинализм" пришло в нашу страну из французского языка, а в последний, в свою очередь, попало из латыни. С латинского оно переводится как "край", а с французского - как "находящийся на краю". Этот термин, обозначающий, как нетрудно догадаться, одно из направлений в экономике, нашел активное употребление в данной науке. Маржинализмом называют направление, основанное на методах анализа с помощью предельных экономических понятий (чуть позже будет дано определение тому, что значит "предельный"). Данное направление основывается на субъективном анализе явлений, именно поэтому другое название маржинализма - субъективная экономическая школа.

Принцип экономики

Вернемся к вопросу о том, что же такое "предельное понятие". Предельной, или иначе маржинальной величиной, экономисты называют увеличение (или прирост) какой-либо величины из-за увеличения (прироста) какой-либо другой величины на один. Например, если мы в прошлом году сажали пять ростков огурца на рассаду, а в этом посадим шесть (то есть увеличим количество ростков на один), то общее число огурцов, появившихся на этих ростках, увеличится тоже - то есть прирастет. Соответственно, количество урожая огурцов и будет являться той самой предельной величиной - для рассады.

Зародился маржинализм не то чтобы очень давно - в девятнадцатом столетии. А о том, как, почему и благодаря кому это произошло, рассказано ниже.

История зарождения маржинализма

Как появился маржинализм? Как было только что упомянуто, он действительно возник в девятнадцатом веке, а если точнее - в семидесятых его годах. Хотя вообще, строго говоря, зачатки данного направления экономики имелись еще в древности, во времена Аристотеля - как раз-таки он и стал первым разрабатывать анализ субъективного начала. За ним последовали схоласты Средневековья, потом - авторы эпохи Просвещения.

Наука экономика

Однако как бы то ни было, но настоящей популярности и пика своего расцвета маржинализм сумел достичь все-таки в конце девятнадцатого века. Предпосылкой для роста данного направления стало активное развитие промышленности и прикладных наук, что потребовало наличия таких условий, которые позволили бы распределять виды имеющихся услуг с оптимальным результатом между конкурентами. Произошла так называемая маржинальная революция - переход к новым концепциям от старых, классических. Об основных идеях маржинализма будет сказано немного позже, а пока самое время поговорить о людях, которым экономический мир обязан становлением нового направления.

Самые первые упоминания теоретических подходов маржинализма можно встретить в работах таких ученых, как Антуан Курно, Герман Госсен, Жюль Дюпон и Иоганн фон Тюнен. Их нельзя в полноценном смысле назвать маржиналистами, так же, как не считают их и основателями этого направления. Однако факт остается фактом, и общепризнанным: вышеперечисленные деятели науки предприняли первые шаги по разработке идей маржинализма. Курно, например, интересовался микроэкономикой и пытался изучать экономические процессы с помощью математики - поскольку именно математиком и являлся. Благодаря Курно появился термин "эластичный спрос" (когда спрос на товар меняется из-за того, что меняется цена). Фон Тюнен первым стал размышлять о теории предельной производительности, Дюпон изучал ценовые излишки, а Госсен - сформулировал законы взаимодействия между людьми. Так или иначе, все эти ученые сыграли по-настоящему значимую роль в будущем становлении маржинализма. Среди имен основателей же его называют имена Карла Менгера, Уильяма Джевонса и Леона Вальраса.

Основные положения маржинализма

Несмотря на то что существует сразу несколько школ данного направления, несомненно, имеющих собственные черты и особенности, есть в маржинализме и общие элементы. Так, например, в основе изучения его лежит покупательская потребность, а также поведение отдельных фирм. Здесь анализируют как на макро-, так и на микроуровне устойчивое состояние экономики и вопросы, с этим связанные. Маржиналисты активно оперировали математическими методами, а для того, чтобы проанализировать какие-либо произошедшие изменения, обращались к предельным величинам (иными словами, к количественному анализу) - о чем уже говорилось ранее. Кроме того, они не считали, что сфера производства должна оставаться в приоритете, и подходили к изучению экономических явлений с точки зрения субъективизма - то есть конкретного отдельного субъекта. Самое главное же, что проповедовали последователи данного направления - жизнь ради счастья: они рассматривали человека как существо, которое стремится максимально получить удовлетворение от своих запросов. Ко всему вышесказанному привела маржиналистская революция.

Школы маржинализма

Английская, лозаннская, австрийская, американская, кембриджская - всего пять школ, пять теорий, пять концепций. Чем-то они похожи, чем-то различаются. Несмотря на то что далее будет более подробно рассмотрена австрийская школа маржинализма и ее особенности, для полного понимания картины следует хотя бы вкратце остановиться на иных четырех школах.

Английская школа: краткое содержание

Период становления английской школы маржинализма приходится на самое начало функционирования данного направления - семидесятые годы девятнадцатого столетия, - связан с именем Уильяма Джевонса и относится к первому этапу маржинализма. Этот этап впоследствии был назван "субъективное направление".

Уильям Джевонс являлся ярым сторонником использования методов математики, а также полагал, что в экономике главное - удовольствие. Товар должен обладать полезностью, то есть приносить удовольствие. Именно благодаря Джевонсу в науке появился такой термин, как "нетовар" - то есть то, что не приносит удовольствия, однако и не вызывает страдания у покупателя. Если же потребитель не получил удовлетворения и даже, наоборот, недоволен, речь идет уже об "антитоваре" - еще одном термине, введенном Джевонсом.

Экономист и философ отвергал труд как нечто такое, что приносит страдание, следовательно, не полезно (полезно же только то, что дает удовольствие). Он считал, что у всех свои способности, и если человек малоимущий, то общество не обязано о нем заботиться. Именно в английской школе было выработано правило получения максимальной прибыли: необходимо наращивать объемы производства до той поры, пока предельный доход не уравняется с предельными издержками.

Лозаннская школа: краткое содержание

Ее становление происходило в тот же период, что и предыдущей школы, а основателем ее выступил швейцарский экономист (по мнению многих, самый великий) Леон Вальрас. Он считал, что в экономике есть три раздела, один из которых изучает обмен и определение цены товаров с использованием математических методов, другой - организацию производства, третий - распределение доходов в обществе.

Вальрас ввел в экономику понятие экономического равновесия, при котором все цены и доходы напрямую зависят друг от друга. Кроме того, чтобы равновесие сохранялось, по Вальрасу, необходимы равные друг другу спрос и предложение. Впоследствии эту теорию продолжил развивать последователь Вальраса - итальянец Вильфредо Парето.

Американская школа: краткое содержание

Точно так же, как и кембриджская, американская школа маржинализма относится уже ко второму этапу - девяностым годам того же столетия. Представителем данной школы является Джон Кларк. Ее главное отличие от прочих - анализ проблем производства с помощью концепции предельной производительности труда. Также одними из основных положений данной школы стали идеи о статике и динамике хозяйственной системы: системой ее представители называли необходимые для равновесия рынка условия, динамикой - их отсутствие.

Кембриджская школа: краткое содержание

Основателем кембриджской школы является Альфред Маршалл. Потребности дополняют издержки - таков постулат этого ученого. Предметом своего интереса и исследования Маршалл ставил анализ факторов, влияющих на формирование цены. Современное макроэкономическое направление получило свое развитие во многом благодаря исследованиям Маршалла увеличения количества товара производителями вследствие увеличения спроса на них.

Австрийская школа маржинализма: краткое содержание

И вот теперь, имея хотя бы небольшое представление о чертах иных школ, самое время обратиться к главному предмету нашего интереса - австрийской школе. Ее основателем и наиболее видным представителем стал Карл Менгер - его называли ключевой фигурой австрийской школы маржинализма. Образование школы произошло на первом этапе развития направления. Именно из-за происхождения своего основателя и его ближайших сторонников школа и получила свое название (как, впрочем, и во всех других случаях). Другое название школы – венская, или психологическая школа.

Экономические расчеты

По сравнению с английской, лозаннской школами маржинализма австрийская – представительница наиболее старого неоклассического направления. Термин «неоклассическая экономика» появился уже многим позднее – для того, чтобы разграничить маржиналистов первого этапа и маржиналистов второго, в частности, отделить австрийскую школу от кембриджской: первые исповедовали субъективный подход, вторые – объективный. Почему именно «неоклассическая экономика»? Данный подход стал своего рода классикой экономической теории, однако от настоящей классической концепции кардинально отличался. Классическая теория за основу брала идею стоимости товара, равной количеству труда, приложенного для его создания. Австрийская школа маржинализма отвергала данную концепцию. Какие же концепции выдвигали ее сторонники? Ниже будут рассмотрены представители и основные идеи австрийской школы маржинализма. Кроме того, будет дана и биография ее лидера – Карла Менгера, и двух наиболее ярких его сторонников – Фридриха фон Визера и Ойгена Бем-Баверка.

Представители австрийской школы

Кроме уже неоднократно упомянутого Карла Менгера, в число сторонников данного направления входило большое количество и других, не менее известных в экономической среде людей. К ним можно отнести, например, Людвига фон Мизеса, Генри Хэзлитта, Фридриха фон Хайека, Теодора Герцка и других. Всего насчитывается шесть поколений последователей австрийской школы маржинализма - более нескольких десятков человек.

Чуть более подробно следует остановиться на фигуре Карла Менгера. Он родился в тысяча восемьсот сороковом года в семье юриста. Помимо Карла, у его родителей было еще два сына. Обучался праву сразу в двух университетах - в венском и пражском, после окончания учебы обратил свой взор на экономическую теорию. Защитил докторскую диссертацию. Говоря о возникновении австрийской школы маржинализма кратко: Карл Менгер заложил основы для ее развития в своем объемном труде (кстати, принесшем автору немалую известность) "Основания политической экономии", вышедшем в самом начале семидесятых. Работал в течение трех десятков лет профессором в Венском университете, заведовал кафедрой политической экономии, принимал участие в реформировании денежной системы государства. Скончался в тысяча девятьсот двадцать первом году.

Столица Австрии Вена

Труд Менгера принес ему такую феноменальную популярность, поскольку автор полагал, что верный принцип изучения экономических процессов - через их законы; кроме того, в своей работе Менгер рассматривал неудовлетворение желаний человека в качестве причины нарушения его физиологического равновесия. О прочих идеях Менгера, ставших опорными для данной школы, подробнее будет сказано ниже.

Другие представители австрийской школы маржинализма, заслуживающие упоминания, это Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер. Оба они являлись своего рода учениками Менгера, его последователями, соратниками, единомышленниками. Кратко пробежимся по данным из жизни каждого из них.

Фридрих фон Визер был урожденным венцем. На свет он появился в семье военного, ставшего позднее тайным советником и получившего дворянское звание. Это счастливое событие – имеется в виду рождение сына – произошло в семействе фон Визеров (тогда еще без приставки «фон») в середине лета тысяча восемьсот пятьдесят первого года. Мальчик учился в гимназии, принадлежавшей к числу трех наиболее элитных учебных заведений города. Именно в школе юный фон Визер и познакомился с Ойгеном Бем-Баверком, который стал не только его другом и коллегой, но и родственником (женился на сестре Визера). После окончания школы изучал юриспруденцию (опять же вместе с Бем-Баверком), посещая в университете и курсы по экономической теории. Позднее состоял на государственной службе, во время которой и стал усовершенствовать, так сказать, свои навыки и познания в области экономической мысли.

В конце восьмидесятых годов Фридрих фон Визер стал профессором Пражского университета, а после отставки Карла Менгера с поста заведующего кафедрой именно Визер занял его место. Кроме того, вместе с Бем-Баверком и Менгером фон Визер был членом палаты лордов Британии, а еще – являлся министром торговли вплоть до тысяча девятьсот восемнадцатого года. Визер, к сожалению, ненадолго пережил своего старшего товарища – он умер через пять лет после Менгера, в тысяча девятьсот двадцать шестом году. Опираясь на идеи Менгера, фон Визер разработал множество своих теорий, например, так называемую теорию вменения, а еще – теорию альтернативных издержек (она предполагала возможность альтернативного распоряжения финансовыми ресурсами). Из них троих (Менгер, Бем-Баверк и фон Визер) многие называют именно последнего лучшим и наиболее успешным в плане преподавания и сотрудничества со студенческой молодежью. Влияние его на учащихся было поистине огромным, несмотря даже на то, что, в отличие от двух своих ближайших коллег, Фридрих фон Визер не являлся ортодоксальным аналитиком. В кое-каких его идеях и высказываниях о капитале прослеживается некоторое воздействие трудов Карла Маркса, хотя сам Визер никогда этого не признавал (возможно, еще и потому, что Бем-Баверк был ярым критиком марксовских концепций и суждений – мало того, он даже выпустил довольно увесистую монографию, в которой подробно разобрал ошибки, допущенные Марксом и указал на действительно – по его мнению – верное направление).

Бем-Баверк был ровесником фон Визера, старше его лишь на несколько месяцев. Его отец был вице-губернатором Моравии. О школьных годах Ойгена (кстати, есть и другие варианты его имени – Ейген и даже Евгений) Бем-Баверка уже было сказано выше, впрочем, как и об институтских. С тысяча восемьсот семьдесят девятого года он работал в министерстве финансов, однако уже год спустя оставил свою должность для того, чтобы устроиться преподавателем в университет Инсбрука – через четыре года он получил и статус профессора. Впрочем, в восемьдесят девятом году Бем-Баверк совершил рекогносцировку, вновь обратившись к государственной службе – сначала стал советником министра финансов, а чуть позднее – и министром в одной из частей Австро-Венгрии. Во многом именно благодаря заслугам Ойгена Бем-Баверка австро-венгерская империя смогла пробиться к темпам роста экономики, которые были характерны для ведущих мировых держав.

Венский университет ранее

В начале нового столетия вернулся к преподаванию – работал уже в Венском университете, обучал таких людей, как, например, Отто Бауэр и Людвиг фон Мизес. В тысяча девятьсот одиннадцатом году согласился занять должность президента Академии наук Австрии, однако пробыл на ней недолго – всего спустя три года после своего назначения Бем-Баверк скончался.

Фон Визер расходился с Бем-Баверком во взглядах на участие государства в экономике - последний полагал это лишним, первый же считал необходимым. Кстати, о Бем-Баверке – именно он разработал концепцию прибыли, связанную с теорией ожидания. Согласно ей представители австрийской школы маржинализма считали, что есть блага настоящие (заработная плата) и будущие, причем последние ценятся гораздо меньше первых, поскольку многим не хватает стремления, воли, уверенности в своих силах и завтрашнем дне, чтобы верно расставить приоритеты. Многие хотят все и сразу, и непременно сейчас, совершенно не задумываясь о том, что будет позже. Получаемая прибыль же является процентом - то есть своего рода наградой за умение ждать. Бем-Баверку также принадлежит авторство и экономически выгодного понятия обмена (к нему вернемся чуть позже).

Так можно описать деятельность наиболее видных представителей австрийской школы маржинализма кратко и не пускаясь в детали. Далее же следует разобрать идеи и разработки приверженцев данного направления экономической мысли, но сначала – об общих чертах, присущих каждому из них.

Особенности австрийской школы

Как мы уже увидели выше, к австрийской школе маржинализма принадлежат разные люди, и не всегда их точки зрения совпадают. Однако расхождение мнений - скорее редкость, в основном же взгляды у всех адептов направления едины, иначе бы они не относились к одной и той же школе. Все приверженцы данного направления понимали ценность блага (о том, что есть благо, будет рассказано ниже, в пункте об идеях Карла Менгера и его соратников) как его предельную полезность. Австрийская школа маржинализма отвергала использование математических методов (в отличие от других школ). Кроме того, как уже много раз упоминалось, характерной чертой данного направления являлся субъективизм. Экономисты-австрийцы обращали особое, пристальное внимание на психологические особенности поведения покупателей. Это позволило говорить о субъективизме и психологизме австрийской школы маржинализма. Также приверженцы австрийской школы были уверены, что искусственно смоделировать нормальную экономическую деятельность человека невозможно.

Идеи Карла Менгера сотоварищи

Говоря о представителях и основных идеях австрийской школы маржинализма, нельзя вновь не затронуть в этой связи имя Карла Менгера. Именно он ввел в употребление многие понятия, на которых впоследствии и строились теории австрийцев. Так, именно Менгер разработал концепцию блага. У каждого человека есть определенные потребности - неважно, в чем. Благо, по Менгеру, это то, что может удовлетворить данные потребности (и человек волен использовать для этого данный предмет). Я хочу спать - благом для меня станет кровать с подушкой и одеялом. Я хочу есть - в роли блага выступит суп, бутерброд или шоколадка. Учение о благах австрийской школы маржинализма и ее "отца-основателя" предполагает подразделение благ на настоящие, воображаемые и экономические. Примеры первых приведены выше, ко вторым относятся вещи, которые не в состоянии исполнить наши желания, но мы верим, что это не так (какое-либо лекарство, например, которое не обладает способностью исцелить от определенной болезни, но человек верит в обратное).

Экономические блага же, согласно Карлу Менгеру и всей австрийской психологической школе маржинализма, это такая разновидность благ, которой в настоящее время недостаточно (по количеству), чтобы принести удовлетворение нужде в данном благе (например, наличие/отсутствие в магазине того или иного продукта). Именно потому, что доступный объем этого блага меньше, нежели спрос на него, оно становится наиболее ценным и привлекательным для человека. Эта теория австрийской школы маржинализма позволяет вывести следующую закономерность: редкость порождает ценность. А еще она дает проследить очередное отличие школы Менгера от классической теории: там активно использовались термины "стоимость" и "товар", австрийцы же в первую очередь оперировали определениями "ценности" и "экономического блага".

Все экономические блага по учению основателя теории потребностей, представителя австрийской школы маржинализма Менгера, градуируются по категориям. Первая категория - блага потребительские, благодаря им удовлетворяются насущные желания человека. Благами более высших категорий являются те, что требуются для производства первых. Пока сохраняется спрос на первые блага, пока они ценны, сохраняется и ценность благ последующих категорий; падение же ценности потребительских благ нивелирует и ценность остальных (пока мы приобретаем ту или иную продукцию, ценным будет оставаться и сырье для нее).

Говоря об идеях австрийской школы маржинализма, нельзя не сказать о понятии неэкономического блага. Это абсолютная противоположность экономическому - когда что-то у тебя в таком избытке, что ты просто перестаешь это ценить. Данное определение вновь возвращает нас к выведенной выше закономерности: тем ценнее, чем реже, то есть меньше.

Напомним еще раз: понятие стоимости австрийцы заменили термином "ценность". Теория стоимости австрийской школы маржинализма напрямую связана с таким явлением, как полезность. Чем больше у человека какого-то блага, тем менее оно полезно - читай: ценно (о чем и говорилось выше). Таким образом, можно сделать вывод о том, что представители австрийской школы маржинализма определяют стоимость блага предельной полезностью.

Необходимо упомянуть также и о том, что пресловутая ценность не является одинаковой для всех. Здесь снова уместно вспомнить о субъективизме и психологизме австрийской школы маржинализма - именно субъективной и психологической является ценность каждого отдельного блага для каждого отдельного индивида. То, что я наделяю высокой ценностью, будет практически совершенно бесполезным для моего друга - и наоборот. Отсюда в австрийской психологической школе маржинализма вытекает следующее понятие - обмена. Обмен, по мнению австрийцев, возможен и экономически выгоден лишь в том случае, когда предлагаемую мною вещь я считаю менее полезной и нужной, чем ту, которую хочу получить взамен. Тот же человек, с кем я планирую сделку, должен оценивать имеющийся у меня предмет выше своего. Тогда, по теории австрийской школы маржинализма, обмен "сработает". Предмет, который мы хотим обменять, называется, по терминологии Менгера, товаром.

неоклассическая экономика

Современность

В начале восьмидесятых годов минувшего века в Штатах открыли Институт Людвига фон Мизеса (напомним, это один из сторонников и соратников австрийской школы маржинализма). В нем проводят летние школы, выпускают научные работы (в том числе и периодическую литературу, в частности, журналы), организовывают семинары и конференции для всех желающих узнать хотя бы кратко австрийскую школу маржинализма изнутри.

Интересные факты

  1. Портрет Ойгена Бем-Баверка можно найти на стошиллинговой купюре.
  2. Карл Менгер одно время был наставником наследного принца Австрии Рудольфа, который позже свел счеты с жизнью.
  3. Еще один перевод французского слова marginal – предел. Возможно, именно подобным вариантом значения и обуславливается наименование направления (вспомним о предельных величинах, предельной полезности и тому подобном).
  4. Представителями австрийской школы являются отнюдь не только австрийцы по происхождению, несмотря на то, что все ее основатели действительно были уроженцами данной страны. Поддерживают концепции австрийской школы маржинализма являются ученые из Германии, Британии, Соединенных Штатов и разных других стран.
  5. В Советском Союзе австрийская школа подвергалась жесточайшей критике и считалась главным и злейшим врагом марксизма.
  6. В Белоруссии вот уже более пятнадцати лет успешно функционирует научно-исследовательский центр, названный также в честь Людвига фон Мизеса. Он распространяет идеи либертарианства (философия, чей основной принцип – свобода во всех отношениях).
  7. Некоторые ученые полагают маржинализм своеобразным связующим звеном между неоклассической теорией и кейнсианством, распространенным в начале и середине двадцатого столетия (суть концепции данного направления – в участии в рыночном кругообращении государства для того, чтобы потребители могли повысить с его помощью свои покупательские способности).
  8. О свершении маржинальной революции в области экономики многие узнали постфактум – лишь после провозглашения этого факта Леоном Вальрасом в середине восьмидесятых годов девятнадцатого столетия.
Рост экономики

Карл Менгер и его последователи внесли действительно значительный вклад в развитие экономической науки. Можно не соглашаться с их концепциями и мнениями, но опровергать огромную роль австрийцев в становлении маржинализма - невозможно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Субъективистские и психологические основания австрийской школы маржинализма и их значение в эволюции экономической науки. Помогите написать эссе на эту тему
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.