Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется наличием новых знаний и понятностью

Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется знаниями, которыми он располагает. Смысл сообщения, который не понимаем адресатом, адекватен отсутствию нового знания, а желание разобраться и понять, что именно содержало в себе сообщение, может отсутствовать.

Смысл в осязаемой форме

Информация - это смысл в осязаемой форме. Источник сообщения располагает собственными знаниями. Объективные причины обуславливают результат: применение знаний и создание сообщения. Получатель сообщения всегда ожидает, но не всегда и не все готов принять и понять.

единица информации

Если мама услышала будильник (начало серии сообщений), а он может звонить по общему правилу только в рабочий день, то побежала будить ребенка и готовить завтрак. Информативность - это относительное понятие. Сомнительно, что ребенок будет рад сообщению о том, что пора в школу, но оно ему понятно, доступно и порядком надоедает пять дней в неделю.

Как бы ни старалась станция сотовой связи передать сообщение маме ребенка от его папы, находящегося в командировке, ничего не получится, пока телефон отключен или звук выключен.

Сообщение должно быть оформлено в том варианте, который способен воспринять адресат: ушами, глазами или через техническое изделие.

Сообщение приходит в конкретное время, от конкретного источника в адрес конкретного получателя.

Получить можно чужое сообщение, а сообщение, доставленное правильно, можно не понять по причине отсутствия адекватного знания. Сообщение может нести в себе факт отсутствия нового знания. Сообщение может устареть, измениться или изначально не иметь смысла. Знание, его полезность, значение для принятия решения относительны, зависимы от возможностей получателя.

Информативность сообщения

Источник сообщения не может адресовать кому-либо то, что не имеет никакого значения с его точки зрения. Если у источника сообщения все хорошо с психикой, а сознание полноценно работает, то любое действие источника имеет смысл, содержит информацию и основывается на знаниях и причине, которая обусловила создание сообщения.

чем определяется информативность сообщения

Источником сообщения не обязательно выступает человек, сообщения происходят от природы, от технических устройств, от времени и по разным причинам, единица информации может быть совершенно разной.

Получатель сообщения - это глаза, уши, осязание человека. Интуиция - тоже способ получить информацию и правильно понять ее. Принять сообщение может компьютер, станция сотовой связи, иное устройство и передать результат человеку.

Информативность сообщения оценивается с точки зрения получателя на основании его знаний, текущей ситуации и времени. Даже если знаний достаточно, нет никакой гарантии, что человек готов потратить время и осознать полученное сообщение, оценить его значимость и понятность.

Интуиция и собственные знания

Информативность - это совершенно не обязательно реально полученное сообщение, какое-либо данное, сигнал, текст, звук. Сам факт поступления сообщения характеризуется источником, временем и местом. Однако не всегда эти три момента присутствуют.

Собственные знания могут получателю помочь догадаться, и факт передачи информации состоится, понимание будет достигнуто. Как это происходит - далеко не всегда ясно, но очевидно и доказано совместное участие сознания и подсознания человека при применении знаний.

Огромное количество знаний ложится на подсознание еще в раннем младенчестве, но как это пестрое многообразие жизненного опыта применяется в конкретной ситуации - можно только догадываться.

Знания и анализ сообщения

От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком, практически всегда очевидно. В подавляющем большинстве случаев информация передается и принимается сознательно, все процессы ожидаемы.

Знания и анализ сообщения

Не понятое или не полученное сообщение, в то время как оно ожидаемо, вынуждает получателя обратиться к каналу связи или к источнику и напомнить о том, что в его обязанности входит что-то отправить, сказать, сделать.

Потенциальный получатель сообщения может учиться, и всякое новое сообщение будет являться для него новым знанием, возможно, не понимаемым, но анализируемым с позиций собственных знаний.

Анализ позволяет человеку «усвоить» новые знания, разложить все по полочкам, классифицировать получаемую информацию, связать с тем, что уже стало известным.

В этом контексте информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется уровнем образованности получателя и его способностью к адекватному анализу поступающей информации и получению новых знаний.

Стадии интеллекта и уровни понятности

Достаточно давно психологи определили три стадии интеллекта, причем эти три стадии человек проходит практически постоянно в любой сфере своей деятельности.

Ребенок начинает активный процесс познания. Ситуации, в которых он находится, его желания и поведение можно понять только в контексте окружающей его системы событий, объектов, ценностей, биологических и иных потребностей.

Набор усвоенных ситуаций дает возможность ребенку перейти к следующей стадии: репродуцирующей. Ребенок начинает обобщать знания, вводит понятия круглое, вкусное, летающее, плавающее и проч. Знания раскладываются по категориям, по весу, цвету, отношениям и т. д.

На третьей стадии - контекстуальной, ребенок применяет знания на практике: играет в мяч, делает из сахара карамельки на газовой плите, пускает воздушного змея или строит плот, чтобы ловить рыбу.

Стадии развития интеллекта - уровни понимаемости действительности и способности адекватно реагировать на сообщения, события, действия - человек проходит всегда снова и снова, как только начинает разбираться в новой для себя сфере: изучает новый язык программирования, строит дом или занимается спортом.

Уровни понятности

Уровни понимаемости в каждой новой области знаний с каждым разом становятся все более развитыми, каждые новые сферы знаний расширяют кругозор, оттачивают логику и интуицию. Чем больше человек начитан, образован, развит, тем больше у него шансов блеснуть наличием новых знаний и понятностей, которые станут правильной реакцией на новое сообщение, которое было не ожидаемо, не прогнозируемо и не содержит то, что человек уже знает.

Трансформация знаний

Есть еще одна стадия развития интеллекта, которую обычно считают необязательной или не каждому доступной: умение переносить знания на новые территории применения.

Это умение решать задачи из серии: «Вы на Марсе, ...». Чем определяется информативность сообщения? Если ложь здесь принципиально исключена, то очень сомнительно, что сегодня на Земле есть хотя бы один человек, который бы оценил информативность выше абсолютного нуля.

Жизнь на Марсе

Между тем, на Земле есть достаточно много людей, которые компетентны в вопросах «жизни» других планет, имеют представления, и смогут хоть что-то сделать, чтобы выжить или выбраться из такой невозможной ситуации.

Жизнь в деревне, или Марс в реальности

Вопрос перемещения на другие планеты - это фантастика, но оказаться городскому человеку в деревне - не такая большая проблема, но не каждый городской житель сможет устроиться в деревенской жизни. Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется его собственными знаниями, но желание выйти из непредвиденной ситуации по аналогии и по примеру других людей тоже хорошее правило.

Жизнь в деревне

Знания - это фундамент, но желание их применить очень важно. Понятность - это отражение входящей информации либо полное ее восприятие теми знаниями, которые имеются, но без желания и действия никакое знание не сработает.

Иная единица информации может вызвать всплеск «понимаемости» и бурную реакцию у большого коллектива: эффект толпы или реально важное событие, которого долго ждали.

Но огромный поток информации, идущий по каналам связи, может вызвать пристальное внимание только одного специалиста, а массы пользователей ничего не заметят. Например, код сайта никогда никакому посетителю ничего не скажет, но программист может сразу обратить внимание на то, по какой конкретной причине этот код не сработает в ситуации, которую не предусмотрел автор.

Активные знания

Учиться, накапливать опыт и знания - хорошая практика и всегда безопасный вариант выхода из любой непредвиденной ситуации. Когда информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется и контролируется его собственными знаниями и желаниями, результат будет наилучшим.

Знания, которые получены посредством собственных знаний без надежды на помощь или толкование источника информации, коллег по школьной парте, студенческой скамье или рабочему месту - лучшее решение, успех в любом деле.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.