Массовое общение - это... Виды, формы и примеры массового общения

Психологические вопросы всегда занимали значительное место в жизни каждого человека, хоть порой это совершенно незаметно. Каждое наше действие аргументируется определенным психологическим поведением. Распространяется ли это и на общение? Как различают межличностное и массовое общение? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Классификация

Предложение вопросы и ответы

Массовое общение в принципе не является отдельным видом. Психология подразумевает целый ряд таких видов, каждый из которых имеет свое название и характеристику. Общение – довольно сложный процесс. Именно поэтому его разделяют вот на какие виды:

  1. Во-первых, это необходимое общение. Это те самые межличностные контакты, те люди, без которые практически сводится к нулю совместная деятельность.
  2. Желательные контакты. Такие контакты позволяют вам решить проблему, причем в крайне благоприятном для вас свете. Решение любых воспитательных, производственных и других отношений невозможно без желательного общения.
  3. Нейтральное. Не сказать, что данные контакты являются позитивными, но негатива в них тоже нет. Это просто общение между людьми, которое не приводит ни к каким результатам – будь они решающими или простыми, повседневными. Такое общение не мешает, но и не приводит к необходимому воздействию.
  4. Нежелательное общение. Крайне затрудняют позитивный исход поставленных задач, взаимодействие довольно неблагоприятно сказывается на решении проблем. Такое общение может привести к еще большим дополнительным неприятностям.

К слову, именно общение приводит к продуктивности. Практически все люди хотели бы повысить продуктивность дня, недели, месяца и даже года и достигают этого различными способами, не зная, что простое общение может действительно повлиять на повышение работоспособности. Иногда наша продуктивность повышается после общения с человеком, который нас вдохновляет и заставляет двигаться дальше. А иногда просто побывав на одной лекции и послушав мнения других людей, делаешь определенные выводы, которые тоже приводят к повышению собственной работоспособности в целом.

Конкретные виды

Рзмышление и продуктивность

От читательского глаза не мог ускользнуть момент, что среди вышеперечисленных видов общения совершенно нет упоминаний об межличностном и массовом общении. Однако данные два вида стали самыми главными в этой категории психологии, именно поэтому их стоить выделить.

С межличностным общением все довольно просто. Оно вполне легко проявляется в моменты разговоров (взаимодействия) с вашими непосредственными контактами. Они также легко регулируются посредством каких-либо общих правил общения, при этом учитывая интересы каждой стороны.

В межличностном общении применяют различные методы – от языковых и неязыковых методов разговора до целых механизмов влияния и психологического воздействия на человека. Такое воздействие довольно часто встречается и в общении также, но об этом мы поговорим в другом пункте.

Самое важное, что стоит подчеркнуть в межличностном общении, - это то, что люди, которые контактируют посредством именного такого вида, всегда имеют свои четкие внутренние цели, знают о своих потребностях и серьезно воспринимают только свои ценности.

И хотя в последствии общения партнеры могут привыкнуть друг к другу и даже успеть сменить свои четкие позиции, стоит понимать, что, когда наступит время принимать важное решение, они могут так и не сойтись на одном мнении.

Перейдем к массовому общению - теме нашей статьи.

Массовое общение – это такой вид, при котором контактирование происходит на определенной пространственно-временной дистанции. Простой пример: человек может воспринимать любую информацию из прошлого века, прошлой эпохи, абсолютно любую. Однако послать в то время какую-либо информацию он не может.

Еще одним примером массового общения может стать литература. Это и есть передача информации из прошлых времен посредством произведений – стихов, романов, поэм и так далее. Многие музыкальные произведения также несут в себе некую информацию. Такое общение еще называют опосредованным.

Психология утверждает, что с помощью такого общения человек может научиться чувствовать себя единым целым с обществом, которое его окружает, понять обстановку, прочувствовать все события, что происходят в мире. Также это полезно для того, чтобы стать частью человеческой культуры и неотъемлемой частью общества в целом. Именно поэтому данное общение называют массовым – оно направлено на объединение целой массы людей.

Другие типы массового общения

Взаимодействие между людьми

Кроме того, что человек постоянно получает какую-либо информацию от своих, так скажем, предков, есть еще несколько факторов, которые могут быть названы массовым общением.

К примеру, взять любой семинар, тренинг, лекцию, вебинар и многие другие способы общения с широкой аудиторией. Сам процесс происходит посредством обращения ведущего к определенному количеству людей. Они могут при этом задавать вопросы, выражать свое мнение, если это дискуссия или дебаты.

Такой формат уж явно отличается от общения личного – когда контактируешь с кем-то одним. Мы знаем собеседника в данном случае, можем с ним пообщаться долгое время, познаем его позитивные и негативные качества и так далее. Чего мы явно не можем делать с целой аудиторией.

Еще одно отличие, которое не позволяет нам назвать личное и массовое общение одинаковыми, состоит в том, что, разговаривая с человеком, мы можем выбирать его пол, возраст, расу, внешние факторы, национальность, его предпочтения, взгляды, привычки и качества. Уж поверьте, если вам когда-нибудь придется вести тренинг, вам будет крайне сложно выбрать себе аудиторию одинаково по всем параметрам. К вам просто придут люди, и вы не сможете их отсеять. Все эти люди с разными жизненными взглядами, предпочтениями и с совершенно разным опытом.

Сложности

Психология массового общения тем интересна, что имеет определенные сложности. Это нередко замечают те, кто занят в данной сфере психологии и активно практикуют сей вид общения.

Как уже упоминалось, лекции и тренинги подразумевают взаимодействие между лектором и аудиторией. И аудитория состоит из людей, каждый из которых имеет свое личное виденье на ситуацию, собственные выводы и мировоззрение.

Так вот, сложность состоит вовсе не в том, чтобы собрать всех этих людей вместе. Век технологий позволяет сделать это быстро и эффективно. Проблема в том, чтобы угодить каждому из них, удовлетворить каждого пришедшего своим отношением и своей информацией. Это самая основная сложность массового общения. Это то, чему учатся долгие годы, изучая при этом не только необходимую информацию, но и многие психологические аспекты поведения и общения с людьми, искусство привлечения внимания и обращения на себя взглядов. Нужно заставить людей слушать, а значит, работать над дикцией и, что немаловажно, харизмой.

Типы и виды

Психология общения

Различают межличностное и массовое общение, однако и эти два вида могут также делиться на определенного рода типы.

Все мы знаем о том, что любое общение состоит не только из потоков информации, но и из потоков чувств. Эти чувства могут быть позитивными и негативными в том числе. И относится этот фактор не только к массовому, но и личному контактированию.

Тремя примерами массового общения являются:

  • Конфликтное. Когда человек состоит в личных или массовых конфликтных отношениях. Это подразумевает то, что он не добьется решения проблем или других вопросов из-за сложившейся ситуации или отрицательных эмоций.
  • Доверительное. Отношение находятся на вполне позитивном уровне, можно легко найти компромисс в случае неприятной ситуации.
  • Деловое. Такое отношение может быть доверительным и конфликтном разве что на личном уровне. В случае массового общения на деловые темы, конфликтная ситуация (или, наоборот, поощрение в чью-то конкретную сторону) происходит крайне редко и является неуместной.

С помощью трех примеров массового общения можно легко определить, на каком уровне контактирования с людьми находитесь вы или ваши окружающие в самых различных ситуациях.

Техника

Массовое общение – это такой способ обращения к людям, при котором практически невозможно либо же очень сложно не использовать современную технику.

Представьте ситуацию: вы пришли на лекцию, на которую захотело прийти 100 человек. Места есть, все расположились и готовы слушать. Вот только никто, за исключением первых рядов, не услышит голос лектора из-за общего шума и отсутствия микрофона. На таких мероприятиях должны быть запланированы не только обще организационные вопросы, но и вопросы с техническим оборудованием. Микрофон (а еще лучше, если это будет камера, которая может увеличивать изображение говорящего) значительно облегчит прослушивание информации. Собственно, все это можно назвать средствами массового общения.

Телефонные разговоры

примеры общения

У некоторых может возникнуть весьма понятный вопрос: если массовое общение подразумевает общение на расстоянии, а иногда на определенной временной дистанции, то являются ли телефонные разговоры, например, таким видом общения?

Да, это действительно так. И телефонные разговоры, и любые виды переписок являются массовым общением. Почему массовым, а не личным? Если это ваша личная переписка, то тогда, конечно, это личное общение. В противном случае, скажем, групповой телефонный разговор или общий чат будут охарактеризованы как массовое общение.

Манипуляции

Все, наверное, когда-нибудь слышали о таком психологическом воздействии, как манипуляции. Чаще всего, они, конечно, проводятся посредством личного контакта. Однако бывает множество случаев, когда вся аудитория была «подвержена» влиянию одного опытного манипулятора.

Именно поэтому формой массового общения могут стать простые манипуляции с сознанием людей. Обычно это происходит под воздействием одного и того же воспроизведения или текста, который зачитывает диктор. Считается, что манипулировать группой людей легче, чем одним человеком. Это может происходить по той простой причине, что происходит банальная цепная реакция. Так же, как за одним человеком начинает аплодировать вся аудитория, так и воздействие на сознание одного повлияет на сознание всех. Так ли это на самом деле, знают только манипуляторы и опытные психологи.

Фатическое общение

Еще одним видом массового общения является фатическое. Хотя оно и не является непосредственной частью массового контакта, однако встречается также часто.

Фатическое массовое общение – это глупый, практически полностью лишенный смысла разговор и обсуждение, аргументами которых являются краткие фразы, иногда брошенные без разбора.

Данный вид обычно встречается в определенных местах, где людям от скуки просто нечем больше заняться. Важно отметить также и то, что фатическое общение должно регулироваться определенными нормами морали и этики, чтобы ничего не выходило за рамки.

При этом информационный и интеллектуальный уровень такого разговора не слишком высок.

Средства массовой информации

Коммуникации в обществе

Опосредованным массовое общение называется не просто так. Название подразумевает то, что такое контактирование происходит «посредством» использования каких-либо сфер – общественных, технологических и так далее.

На самом деле, мало кто знает, что массовое общение – это еще и средства массовой информации. Все довольно логично. Также, как лектор общается с помощью микрофона с аудиторией, так и журналист общается с очень широким спектром людей с помощью уже не только микрофона, но и профессиональной камеры, а также услуг операторов и режиссеров.

Кстати говоря, журналист, который пишет статью в газету, использует фактор массового общения наравне со всеми. Он тоже «обращается» к широкой аудитории, в попытках донести какую-либо информацию.

В таком случае, можно с легкостью сказать, что как массовое, так и любое другое общение может иметь последствия и нести ответственность. Это уже отдельная тема для обсуждения, однако важно знать, что любое контактирование не должно завершаться тяжелыми последствиями во избежание этой ответственности.

СМИ не раз подвергались обвинениям за неправильное отношение к информации, ее могли коверкать, переиначивать, разглашать личную информацию или выкладывать фото и видео без разрешения правообладателя. А сколько жалоб на них было после того, как пользователи находили в статьях и эфирах оскорбление в свою сторону!

Проще говоря, абсолютно любые примеры массового общения могут понести за собой разные последствия.

Психология общения

Виды общения

В мире много различных психологических аспектов, которые строятся друг на друге, зависят друг от друга и даже противоречат друг другу.

Но, конечно, основным в психологии всегда было общение. Просто потому, что без него не будет никакой психологии. И все же, общение – это всего лишь маленький пунктик в огромном списке всевозможных видом контактирования в обществе.

Но и сказать, что без него будет лучше или легче, тоже никак нельзя. Все в психологии зависит друг от друга, и даже массовое общения соединяет целые группы людей, заставляет их взаимодействовать между собой, совершать какие-то общие дела и поступки, а потом даже освещать их в средствах массовой информации. Все это помогают делать непосредственно виды общения.

Опосредованное массовое общение не только собирает всех в одном месте и является фактором обсуждения определенной темы. Оно служит отличным источником информации, как бы странно это не звучало. Все же, любые эфиры СМИ, любые тренинги, вебинары, лекции, собрания и митинги – все это создано для того, чтобы человечество владело и передавало информацию.

Любые психологические факторы являются неотъемлемой частью жизни каждого, хотя на первый взгляд это может показаться обратным.

Встречи порождают общение, а общение порождает взаимодействия, поступки, отношения между людьми и многое другое.

Итак, мы разобрали, основные виды общения - массовое, межличностное и любое другое. Была дана краткая характеристика этих видов деятельности человека. Также в статье были приведены примеры массового общения. Об особенностях и возможностях того или иного вида было рассказано выше.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.