Персонализм - это экзистенциально-теистическое направление в философии. Представители персонализма

В переводе с латинского языка слово «персонализм» означает «личность». Персонализм – это теистическое направление в современной философии. Исходя из самого названия, не трудно догадаться, что именно личность (то есть сам человек) выступает базовой творческой реальностью и является высшей духовной ценностью. Эта направление появилось в конце прошлого века, когда были сформированы основные его принципы, о которых и пойдет сегодня речь.

Краткие сведения

В России первые идеи персонализма были сформулированы Николаем Бердяевым и Львом Шестовым. Дальнейшие идеи персонализма были отражены в творчестве Н. Лосского, С. Булгакова, А. Белого, В. Иванова. Особым этапом считается развитие персонализма во Франции, началом для формирования этого направления в стране стали работы Эммануэля Мунье.

Под персонализмом подразумевается экзистенциально-теистическое направление в философии, что было сформировано в ХХ веке. Для этого течения характерно воспринимать человека, как действующую личность, а не просто некий абстрактный субъект, способный к мыслеформировнию.

Персонализм – это направление, которое первым признало личность высшей духовной ценностью и творческой реальностью, а мир вокруг него – это проявление творчества высшего разума (Бога, Абсолюта и т. д.). На первом плане у персоналистов находится человеческая личность во всех ее проявлениях. Личность становится фундаментальной онтологической категорией, где воля, активность и деятельность сочетаются с постоянством существования. Однако истоки этой личности находятся не в самом человечке, а в единственном божественном начале.

Христианские вероучения и его модификации

Основная причина развития персонализма – это тяжелый экономический кризис в 20-х-30-х гг. прошлого века. В это время утверждаются тоталитарные и фашистские режимы в Европе и Азии и становятся видимыми во всей своей остроте специфические вопросы личностного бытия человека и смысла его существования.

персонализм в философии это

Отвечать на эти вопросы пытались и другие философские школы, существовавшие задолго до появления персонализма, но только здесь на эти вопросы ученые пытаются ответить преимущественно в рамках теистической традиции. Главным образом ответы на эти вопросы формировались в рамках христианского вероучения и его модификациях. Католические традиции прослеживаются в трудах Кароля Войтылы, лево-католические настроения можно заметить в работах Э. Мунье и представителей французского направления. Различные протестантские и методистские взгляды прослеживаются в трудах американских философов-персоналистов.

Правда персоналисты исследуют проблему бытия и человеческого существования не только в рамках историко-философских и теологических традиций. Нередко они обращаются к текстам художественной литературы, где одновременно раскрывается конкретно-исторический и универсальный характер человеческого бытия.

Школы и христианский персонализм

В целом принято выделять четыре школы персонализма: русская, немецкая, американская и французская. Основным предметом исследования во всех направлениях является творческая субъективность, которая объясняется только через причастность к Богу.

Человек – это отдельная личность, уникальная персона с душой, в которой фокусирует в себе божественную энергию. Человеческая душа является самосознательной и самонаправляемой, но так как людям не свойственна духовность, они впадают в первую попавшуюся крайность – в эгоизм.

Но есть и другая крайность коллективизм, в котором личность нивелируется и сливается с массой. Персонализм – это именно тот подход, что позволяет уйти от этих крайностей и выявить истинную суть человека и возродить его индивидуальность. Прийти к индивидуальности, можно только поняв себя и осознав свою сущность в качестве неповторимого, уникального субъекта.

Свобода и нравственность

Также основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственности. Считается, что если личность стремиться к Богу или добру и совершенству (что, по сути, одно и то же), она находится на правильном пути. Моральное совершенствование, нравственность и религиозность создадут общество гармоничных личностей.

персонализм это

Также философия персонализма рассматривает религиозно-этическую проблематику. Персоналисты считают, чтобы не нанести увечье божественному всемогуществу, необходимо самоограничивать божественную волю и присоединяться к ней. У каждого человека есть право выбора, именно это право дает возможность принимать участие в осуществлении в мире богоугодного дела. Можно сказать, что божественное самоограничение является частью персоналистской этики, где Божья воля ограничивается посредством человеческой свободы. Но если посмотреть на проблему с дугой стороны, то становится очевидным, что самоограничение выполняет функцию теодицеи, то есть богооправдания от зла, что царит в мире, дарованной свободой выбора.

Личность

Персонализм в философии – это, прежде всего, учение о личности, признание ее высшей ценностью. И как сказал Поль Рикер, такая позиция для философии является более перспективной, чем познание философской мысли через понятия сознания, субъекта и индивида.

Исследуя философию персонализма, Э. Мунье приходит к выводу, что становление человека, как личности полностью совпадает с движением исторического прогресса к цивилизованному существованию, культурности и духовности.

Персоналисты хотя и считают, что в основе их учения лежит идея о множественных "существованиях", "сознаниях" и "волях", они отстаивают основную идею персонализма, согласно которой Бог – это верховная личность, сотворившая все сущее.

человек ломает рамки

Личность персоналисты считают важнейшей онтологической категорией, ведь она является проявлением бытия, непрерывность которого определяется человеческой активностью. Личность характеризуют три взаимозависимых характеристики:

  1. Экстериоризация. Самоосуществление человека в мире.
  2. Интериоризация. Углубленная саморефлексия, то есть человек анализирует окружающий его мир.
  3. Трансценденция. Направленность на постижение сверхкатегориального бытия, то есть понимание того, что открывается только в акте веры.

Большинство представителей персонализма в философии разграничивают понятия «индивида» и «личности». Они уверены, что человек, который является представителем рода людского и частью социума, может называться индивидом. То есть, это некий социальный винтик. В свою очередь, личность личностью называется тот человек, который обладает свободным волеизъявлением и может преодолеть все социальные преграды и внутренние трудности. Личность постоянно пытается реализовать себя, имеет нравственные ценности и не боится брать на себя ответственность.

Персонализм в России

Как уже было сказано, это философское направление развивалось в четырех отдельных школах. В России главную роль в развитии персонализма сыграл Николай Бердяев. Пытаясь дать определение этому новому направлению, он писал следующее:

Я определяю свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую.

Отечественным персоналистам пришлась по вкусу идея противостояния способам существования, что возводили идеал в принципы заданности, предустановленности и статичности. Русские персоналисты считали, что личность – это свобода, прорыв, духовная сила. Предшествующей философией здесь считался дуализм, разграничение бытия на: мир и человека, который вынужден под него приспосабливаться. Персонализм Бердяева в этом случае гласит, что:

Человек был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия. Истина в субъекте, но не в субъекте, противополагающем себя объективации и потому выделяющим себя из бытия, а в субъекте, как существующем.

Считалось, что человек способен познать мировые загадки, только обращаясь к собственному духовному опыту, ведь все тайны жизни можно понять благодаря самонаблюдению. По своему призванию личность обладает безграничными возможностями, она способна творить мир и придавать ему смысл.

экзистенциально теистическое направление в философии

Русские персоналисты считали, что смысл личности, отдельного человека заключается в полном драматизме, а не в счастье. Благодаря такому подходу концепция считается глубоко религиозной, этим она отличается от других течений, распространившихся на Западе. Стоит отметить, что русский персонализм оказал огромное влияние на развитие этого течения в Германии и Франции. Так каковы основные положения персонализма в этих странах?

Философское течение в Германии

Некоторые элементы учения философа-идеалиста Ф. Якоби в дальнейшем стали развиваться в экзистенциализме и философии жизни, хотя изначально именно его можно назвать первопроходцем в персонализме. В Германии над этой парадигмой работало много ученых. К примеру, М. Шеллер первым разработал концепцию этического персонализма, ценность личности считал высшим аксиологическим уровнем. В. Штерн говорил о критическом персонализме, а Х. Тиллике разработал теологическую этику, которая стала основой персонализма в немецкой философии.

Особого значения в немецком направлении развития персонализма приобретает проблематика задатков и способностей индивида, глубинные сферы индивидуального бытия. Здесь «личностный метод» объявили универсальным для познания не только человека, но и все действительности.

Американский персонализм

В Америке это философское течение начало развиваться примерно в то же время, что и в России. Ее основателем был Б. Боун. Помимо него, представителями являются Р. Флюэллинг, Э. Брайтмен, Дж. Хауисон и У. Хокинг. В американском персонализме личность понимается как неповторимая, уникальная субъективность, спроецированная на создание общественного мира.

деловые люди

Здесь философы рассматривают историю мира как односторонний процесс развития личностного начала человека. Согласно их позиции человек достигает пика блаженства в единении с Богом. Здесь религиозно-этическая проблематика играет ключевую роль в учении. Также внимание уделяют вопросам свободного выбора и нравственности. Считается, что моральное самосовершенствование человека способно привести к созданию гармоничного общества.

Франция

В этой стране персонализм сформировался как учение в 30-х гг. прошлого века. Основоположником этого направления был Э. Мунье. Вместе с ним разрабатывали это учение Д. де Ружмон, Ж. Изар, Ж. Лакруа, П. Ландсберг, М. Недонсель, Г. Мадинье. В эти «лихие» 30-е годы левокатолические последователи французского персонализма предложили создать философское учение о человеческой личности, как основной проблеме современной цивилизации и присвоить этому течению всемирную значимость.

Во Франции концепция личности прошла длительный период становления. Она начала складываться, когда философы стали осмысливать все известные истории гуманистические традиции, что шли еще от времен Сократа. В персонализме, большое значение придавали именно концепциям человека, которые были разработаны в ХХ век. Естественно, среди них были экзистенциальные и марксистские учения.

персонализм основные идеи

Последователи личностной философии по-своему истолковывали проблемы христианского учения о человеке. Они пытались ослабить свойственный теологии догматизм и внести новое, более подходящее для современного мира содержание.

Мунье говорил, что персонализм появился с целью защитить личность, ведь она является той вершиной, с которой берут начало все пути, поэтому активно протестирует против тоталитаризма. Человек ангажирован в мир, то есть присутствует в нем в качестве активного, осмысленного и ответственного существа, которое находится в мире «здесь и сейчас». Взаимодействия с миром человек постоянно себя совершенствует, но только когда он соотносит себя с Абсолютом, получает верные жизненные ориентиры.

Поток в потоке

Персонализм можно назвать специфической формой социальной утопии, он интересен и необычен для своего времени, ведь тогда человек, был просто винтиком социальной системы, а не личностью с высоким потенциалом и неограниченными возможностями. Но это еще не все. В этом философском течении было сформировано еще одно направление – диалогический персонализм. Это направление ставит в основу изучения проблему коммуникации (социального диалога). Считается, что диалог есть основанием формирования личности. То есть без общения с себе подобными человек не может стать полноценной личностью.

диалогический персонализм

Это направление изучает новые категории, такие как «Я», «Ты» и «Мы», пытаясь преодолеть тем самым Я-центризм классических философских учений. Здесь познание выносится на новый онтологический уровень, где царит духовность и творчество, а понятия «Я», «Ты», «Мы» становятся новыми экзистенциальными категориями. К наиболее заметным представителям этого направления можно отнести Мартина Бубера, Михаила Бахтина, Эммануэля Левинаса и др.

Персонализм в философии – это направление, в центре которого стоит человек, и только ему под силу решить все социальные проблемы и конфликты, если он сумеет стать настоящей личностью. В противном случае общество так и останется обычным механизмом, который запрограммирован на безликое существование, ведь созидание и творчество немыслимо без настоящих личностей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 5
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Откровение Ис8,20 - это не только преодоление первородного греха, как разрыва отношений с Богом, но это источник Боговедения, как написано у Осии: "Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжений", 6,6
Копировать ссылку
3.Философы развивали идею государственной теократии, и она была отвергнута большинством. Но идея личной теократии реально осуществима: Моисей, Самуил, Давид, Соломон отчасти, Иисус, как идеальная личность, Богородица Мария, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский и множество других святых. Эта личная теократия удобно достигается через повеление обращаться к откровению, см Ис 8,20
Копировать ссылку
2.Следует обратить внимание на то, что свободно развивающаяся личность при условии образования и самообразования в соответствии с законами, который Бог написал в мыслях и сердцах, то есть в психике и интеллекте человека, обязательно встретит Бога, см Иер 31,31-34..Отсюда видим роль насилия и несвободы и невежества.
Копировать ссылку
1. Говорят о теистическом направлении философии и о смертельной вражде личности и общества, но забывают упомянуть о евангельском тексте: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас...", Мф.11,28-30.
Копировать ссылку
Персонализм - замечательное, остросовременное направление философии. Но хотелось бы добавить:
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.