Рынок покупателя - это... Определение понятия, сегментирование рынка и маркетинговые стратегии

Существует точка зрения, что прогресс нашего общества, как социальный, так и научно-технический, во многом определяется преобладающим типом рыночных отношений, которые сложились в обществе.

Самым благоприятным для развития считается тип рыночных отношений, который называется рынок покупателя. Именно такое соотношение сил игроков на рынке стимулирует большинство предприятий и организаций для развития. И побеждает наиболее сильный и успешный игрок.

покупатель в супермаркете

Рассмотрим, что же это — рынок покупателя.

Что такое рынок

Рынок — это совокупность оборота товаров и услуг, существующих в настоящий момент времени на основе потребительского спроса и дилерского предложения. Современный рынок не ограничен территориально и существует больше как глобальное понятие.

рынок восточный

Функции рынка

Рынок в современной экономике выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает тесную взаимосвязь между производством определенных товаров и услуг и их употреблением.
  • Стимулирует производство в сторону качественного и количественного роста.
  • Снижает затраты на производство путем оптимизации технологий.
  • Стимулирует научный прогресс.

Рынок стимулирует производителя изготовлять именно ту продукцию, которая отвечает потребностям потребителей. Производитель и его успех на рынке напрямую зависит от того, насколько точно его товар закрывает потребности рынка. Сильный производитель в современной рыночной экономике — это тот, который наиболее эффективно использует свои экономические ресурсы для удовлетворения потребностей потребителя.

Поэтому в условиях рыночной конкуренции побеждает сильнейший производитель, товар которого отличается высоким качеством и соответствует нуждам общества.

Рынок постоянно стимулирует производителя на модернизацию продукции, ее изменения.

Основные характеристики рынка

Основными характеристиками рынка являются:

  • Изменчивость. Как спрос так и предложение постоянно меняются под воздействием различных факторов: демографических, экономических и даже политических, психологических и других внешних, связанных с условиями жизни и внутренних, связанных с психологией потребителя и диллера.
  • Саморегуляция. Рынок автоматически реагирует на изменения в количестве и качестве товара. Например, при дефиците товара, цена на него растет, а при избытке — снижается. Также при появлении новинок, цена на старые товары снижается, так как снижается спрос.
  • Экономическая свобода. Потребитель и производитель самостоятельно определяют все способы взаимодействия друг с другом.
  • Свободная конкуренция. Конкуренция является необходимым условием роста рынка, повышения качества товаров и услуг и оптимизации ценовой политики.
  • Емкость рынка — это характеристика, которая определяется способностью поглощения рынком определенного вида продукции за фиксированную единицу времени.

В зависимости от данных характеристик и особенностей взаимодействия субъектов рынка, весь рынок можно разделить на рынок продавца, рынок посредника и рынок покупателя.

спрос предложение

Рынок продавца, рынок посредника и рынок покупателя

В зависимости от того, кто занимает ведущую роль на рынке, все рынки можно разделить на:

  • Рынок продавца — рынок, на котором ведущую роль играет производитель и поставщик товаров, во многом определяя текущую ситуацию, а также спрос и предложение на товар, и имея большой вес в ценообразовании. Это такой рынок, на котором имеется дефицит определенных товаров и услуг.
  • Рынок посредника — это рынок, на котором ведущую роль играют дистрибьюторы, посредники маркетингового канала, и спрос, предложение и цена во многом определяются ими, а значение имеет не наличие и отсутствие товара, а грамотно выстроенное позиционирование, маркетинг и логистика.
  • Рынок покупателя — это рынок, правила которого формирует конечный потребитель. Получается, продавцы вынуждены занимать активную позицию, растет количество товара, снижается цена, повышается качество. Это в какой-то степени позволяет покупателям устанавливать правила игры на рынке. Получается, что рынком покупателя является такой тип рынка, который полностью контролируется потребительским спросом.

Особенности рынка покупателей

рынок потребителя

Важные характеристики рынка покупателя это:

  • отсутствие дефицита товара или услуги;
  • большая часть товаров сделаны по стандартам высокого качества;
  • производители всеми возможными способами стараются снизить цену;
  • высокая конкуренция между производителями и диллерами;
  • продавцы вынуждены прилагать усилия для реализации своего товара;
  • важным критерием успеха является постоянная клиентоориентированность, изучение покупателей, их нужд, потребностей и поведения на рынке. Рынок покупателя определяет взаимодействие с клиентами;
  • представленные на рынке продукты отличаются широким ассортиментом;
  • предложение товаров превышает спрос на них.

Рынок покупателя — это рынок, который отличается большим выбором представленных товаров, возможностью найти именно то, что подходит под конкретные запросы каждого. Изучение рынка и потребителей во многом определяет успешность того или иного производителя или дистрибьютора.

Сегментирование рынка покупателей

Для успеха и получения высоких продаж рынка покупателя значение имеет изучение спроса и покупательского поведения. Проще всего спрос изучать, разбивая всех потенциальных покупателей на группы, сходные по определенным признакам.

Поэтому одним из ключевых моментов изучения рынка является его сегментирование.

Сегментирование рынка — это разделение всей массы покупателей на отдельные группы, которые по ожиданиям будут сходным образом реагировать на определенные маркетинговые действия. Получается, что сегмент рынка покупателей — это группа лиц, которая примерно одним и тем же образом взаимодействует с товаром.

игроки рынка

Тенденции рынка покупателей

Тенденция рынка — это возможность его изменения в ту или иную сторону в зависимости от направленности экономических процессов внутри него.

Тенденция может быть к изменению емкости рынка, изменению объема, прибыли участников торговли и многих других факторов.

Если рынок продавца и его тенденции можно отследить по объемам производства и налаживанию качественной связи между продавцом и покупателем, то тенденции рынка покупателя зависят во многом от социальных факторов и от спроса на тот или иной товар.

В ситуации, когда предложение превышает спрос, условия игры диктуются потребителем. И выигрывает, как правило, тот, кто способен либо предугадывать потребительское поведение, либо формировать спрос самостоятельно.

Спрос формируется посредством маркетинговых и рекламных кампаний, а также с помощью посредничества средств массовой информации.

Рынок покупателя — идеальный стимул для развития общества

Рынок продавца предполагает борьбу за кошелек потребителя. Несмотря на условия дефицита товара, платежеспособный спрос все равно остается ограниченным. И в этом случае начинает идти в ход агрессивная реклама и жесткие способы сбыть товар.

Но такая ситуация в естественной среде долго не держится. Как правило, на рынок выходят новые игроки. И в этом случае рынок эволюционирует до рынка покупателя — рынка, ориентированного под запросы конечного потребителя товара.

Ситуация на рынке покупателя требует построения определенных маркетинговых стратегий по взаимодействию с ними, а также улучшению качества товара и его функционала.

Такой рынок гораздо больше способствует прогрессу, потому что существует естественная конкуренция за клиентов, а значит, необходимо следить за качеством товара, а также улучшать его. Придумывать сопутствующие товары, продуманные рекламные кампании.

В основу производства ставятся результаты маркетинговых исследований. И производители заранее создают только тот товар, который предположительно будет нужен покупателю. Основные рынки покупателей когда-то были рынками продавцов.

Просто рынок в естественной среде практически всегда постепенно становится ориентирован на покупателя — это закономерный процесс.

Эволюция рынка на примере недвижимости в Москве и регионах

динамика рынка недвижимости

В середине 2000-х годов рынок недвижимости находился в состоянии сниженного предложения и повышенного спроса, а также в состоянии полной доступности и легкости получения кредитного продукта. Объемы реального спроса постоянно росли на фоне ограниченного предложение, что создало в сфере недвижимости рынок продавца.

Это способствовало бесконтрольному увеличению цен на жилье. Элитное жилье в городах выросло в цене более чем на 65%.

Тенденция роста рынка была нездоровой. Но для продавцов ситуация была комфортной и удобной — продать можно было все, что угодно.

Именно тогда получило распространение приобретение квартир еще на этапе строительства.

недвижимость строительство

После 2008 года спрос начал колебаться в условиях финансовой неопределенности. Покупатели показывали меньшую готовность к приобретению кредитного продукта.

Спрос начал уменьшаться сначала в Москве, а затем и в регионах.

При этом продавцы жилья не перестроились, цены остались на прежнем уровне, долго рынок недвижимости находился в стагнирующем состоянии. Не было никакого маркетинга. Рынок покупателя еще не сформировался.

Начиная с 2014 и дальше, рынок недвижимости приближается к рынку покупателя. Спрос на недвижимость уменьшается и даже волнения, связанные с ростом цен на доллар не привели к его скачку, оставив на прежнем уровне. Платежеспособный рост уменьшился, и, соответственно, уменьшаются цены на недвижимость.

Гораздо менее популярной стала покупка стройвариантов или неготового жилья.

Строительный бум последних лет привел к формированию стабильно высокого предложения первичного жилья в Москве. Спрос растет гораздо более медленно, что может способствовать тому, что рынок жилья в Москве будет долго оставаться рынком покупателей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.