Разве может романтизм быть новым? Еще как! И данное литературное направление - живое подтверждение тому. Чем он отличается от обычного романтизма? Своей большей реалистичностью. Направление неоромантизма появилось относительно недавно, чуть больше 100 лет назад. И быстро приобрело популярность среди писателей как в России, так и за рубежом.
Что это такое
Неоромантизм - это художественное направление в литературе. Его корни уходят в конец XIX века. А если говорить более точно, то это направление стало популярно на рубеже XIX и XX века.
Понятие
В общем смысле, неоромантизм - это возрождение литературных течений первой половины XIX века. Еще его можно охарактеризовать, как начало модернизма.
Значение
Каковы основные черты неоромантизма? Его главной особенностью являются традиции романтического направления начала XIX века и реализм в искусстве середины этого же самого периода.
Если говорить более понятным языком, то произведения неоромантизма в литературе пронизаны своими героическими сюжетами. Это отличает их от произведений, написанных представителями романтизма. Героизм, пропитанный духом реализма. От героев подобных произведений требуется крепость духа, сила воли и оптимизм, чтобы не "сломаться" под воздействием жизненных обстоятельств.
Героизм в реальности
Все герои произведений в стиле неоромантизма - люди с огромной силой воли. Своими поступками они показывают основную и очень важную деталь течения: неиссякаемый оптимизм вкупе с возможностью духовной закалки человека.
Неоромантизм 20 века - это не противопоставление обычному человеку какого-то идеального героя. Это человек, превращенный в героя. В основе произведений - обычные жизненные ситуации, требующие принятия смелых решений. Вера в собственные силы - это ли не героизм? Идеал находят в реальности.
Авторы, работающие в стиле неоромантизма, уверены, что взгляд на реальность зависит от угла, под которым на нее смотрят. И все можно увидеть в чистом свете. Герои их пера умеют смотреть на мир сквозь призму прекрасного. Они видят в нем красоту и уникальность.
Единожды взглянув на окружающую среду по-другому, человек способен обнаружить в этом мире что-то интригующее, необычное и таинственное. Тяга к приключениям - это смысл жизни героев неоромантизма. Каждый их день - это отдельное приключение. Бурное, яркое и насыщенное. Заставляющее сменить собственную жизненную позицию, взглянуть под другим углом не только на мир, но и на самого себя.
Значение для читателя
Авторы этого течения хотели донести до своих читателей, что неоромантизм - это искусство особое. А искусство - ключ к пониманию смысла жизни. Произведения в духе неоромантизма помогают читателю пересмотреть свои жизненные позиции. Не только прочесть книгу, как красивую фантазию и убежать от будничной суеты в художественный мир, но и задуматься над этим миром, изменить свое отношение к нему.
Неоромантизм в зарубежной литературе
В первых рядах представителей неоромантизма Артур Конан Дойл. Всемирную славу ему принес легендарный Шерлок Холмс. И кстати, истории о великом сыщике написаны в стиле неоромантизма.
Основная идея, которой Артур Конан Дойл руководствовался, – утверждение справедливости.
Еще один выдающийся автор, следовавший течению неоромантизма, - Роберт Луис Стивенсон. Его произведения, такие как "Остров сокровищ" и "Дом на дюнах", наиболее ярко открывают стиль автора. Красочный и сдержанный. Герои произведений отличаются своей душевной чистотой, искренностью и немного детской наивностью.
Говоря о неоромантизме нельзя обойти стороной Джека Лондона. Его сборник рассказов "Мартен Иден" стал творческой вершиной писателя. Как отзывался о данном романе сам автор: "Трагедия одиночки, пытающегося внушить миру истину".
Жюль Верн, известный каждому школьнику своими романами "Дети капитана Гранта" и "Пятнадцатилетний капитан", также является ярким сторонником неоромантизма.
Редьярд Киплинг, которого мы знаем благодаря знаменитой "Книге джунглей", написал не менее выдающееся произведение. "Ким" - это повествование о подростке, путешествующем по Индии в компании старого Ламы. Опасные и полные тайн приключения, смертельные схватки и познание всей мудрости Востока – вполне в духе неоромантического течения.
Русские писатели
Неоромантизм в русской литературе не остался незамеченным. Ранние работы Максима Горького, например, яркое тому подтверждение. Вспомним "Старуху Изергиль". Герои Данко и Ларра, насколько они схожи: оба являются сильными личностями, стремятся к свободе, ищут что-то новое. Они ненавидят ответственность, отталкивают ее, считая средством давления на человека. Их противопоставляют толпе "серых посредственностей". То есть, толпе рабов. И толпа ненавидит их за это. За то, что Данко и Ларра выше их, храбрее и не боятся бросать вызов старому, привычному и разрушающему.
Чем заканчивается судьба героев? Толпа губит и Данко, и Ларру.
А Александр Грин? Один из лучших его романов - "Бегущая по волнам" - вот то, что является безусловным течением неоромантизма. Несмотря на то, что Грин является автором фантастики и приключений, в данном романе можно четко проследить характерные для его произведений линии. Те самые "гриновские", как их называют читатели. Здесь они открываются особенно ярко. Роман пестрит героями и событиями, но внимательный читатель заметит тонкую мысль, которая идет сплошной линией через все произведение. Какова она? Поиск сути вечных вопросов, которые касаются жизненных основ каждого человека.
Или "Алые паруса" – повесть-феерия, в которой девочка Ассоль ждала своего принца из-за моря. Она мечтала о том, что он приплывет на корабле. Над Ассоль смеялись, а она преодолевала невзгоды. И, несмотря ни на что, дождалась прекрасного принца, приплывшего на корабле с алыми парусами.
Этот роман заставляет верить в чудо. Какие бы преграды не стояли на нашем пути, как бы не относились к нашим мечтам, нельзя отступать. Главное - верить.
И последний роман Александра Грина, который открывает одну из сторон безумного мира - "Блистающий мир", в котором рассказано о Друде. Этот человек умел летать, а люди, правящие миром, убивают его. И блистающий красками, такой сочный и яркий мир вдруг показывает свою жестокую и черную сторону, совсем не романтическую. Люди убили полет, они убили мечту.
Александр Куприн, Николай Гумилев, Владимир Набоков - это классики, которые работали в стиле неоромантизма. Русские классики, не побоявшиеся отступить от привычной идеи романтизма, последовать чему-то новому. Совсем как горьковские Данко и Ларра.
Заключение
Мы подробно рассмотрели понятие неоромантизма.
Основная мысль статьи: неоромантизм - это литературное течение рубежа XIX и XX века, в котором соединился романтизм и реализм. Данное направление позволяет превратить обычного человека в героя, увидеть героизм в повседневной жизни.
Произведения, написанные в стиле неоромантизма, хороши по-особому. Это сложно описать словами, их нужно прочесть и попытаться взглянуть на мир под другим углом.