Устройство колеса автомобиля. Типы конструкций и маркировка

Из различных книг и других источников информации можно узнать, что первые колеса появились примерно за три тысячи лет до нашей эры. Об этом свидетельствуют различные изображения, на которых были нарисованы первые в мире повозки и колесницы.

Одна из версий свидетельствует о том, что первые колеса создавали по образу солнца. Колесный круг считался божественным символом для некоторых племен и народов. Толщина обода колеса достигала больших размеров, из-за этого его масса была слишком большой. Соответственно, скорость транспорта была довольно низкая. Колесо имело вид деревянного диска, который насаживался на ось и закреплялся клином. Предшественником колеса был деревянный каток.

Колесо со спицами

Колесо

Колеса первых автомобилей были деревянными и ничем не отличались от колес конных повозок. Затем люди придумали и создали колеса с деревянными спицами и металлическим ободом. Вскоре на смену деревянным спицам придумали спицы из проволоки, как у велосипедов и мотоциклов. Шины изготавливали в виде плоских резиновых лент. Через некоторый промежуток времени, благодаря техническому прогрессу, люди создали пневматические колеса.

Современные колеса

Особенность устройства колеса автомобиля заключается в том, что оно передает крутящий момент благодаря системе рычагов, и таким образом приводит в движение любое транспортное средство для передвижения. В современном мире колесо состоит из двух основных элементов, таких как резиновая шина и металлический диск. В наше время устройство колеса автомобиля упростили и сделали его намного прочнее и качественнее. Колеса бывают камерные и бескамерные. В бескамерных отсутствует камера между диском и покрышкой. Шина герметично прилегает к диску, сидя плотно на ободе. Колесо – важная часть автомобиля, оно состоит из обода и фланца.

Обод – это одна из частей колеса, на него надевается шина. Фланец - диск, расположенный в центральной части обода, с его помощью закрепляется колесо на ступице оси автомобиля. Обод является важной частью колеса.

Автомобильные колеса теперь доступны на всех мировых рынках. От качества колеса зависит его цена. Существуют сотни фирм, выпускающих шины для колес автомобилей. Давайте узнаем, зачем же нужна шина.

Она предназначена для надежного сцепления колеса и дорожного покрытия при движении и поворотах, а также для смягчения ударов; обеспечивает проходимость автомобиля на различных дорогах или по бездорожью. Шины делаются из натурального или синтетического каучука. Шина без камеры является покрышкой, которая состоит из корда, боковин и протектора. Самые огромные в мире шины для автомобилей выпускает компания Bridgestone. Они имеют маркировку 59/80R63, ширина 59 дюймов, внутренний радиус 63 дюйма, внешний - 80 дюймов. Эти шины устанавливаются на большие колеса. Их высота достигает четырех метров. Такой тип колес автомобиля имеет тяжелую конструкцию. На шине имеется протектор. Протектор - основой слой резины, отвечающий за сцепление колеса с дорогой, а также защищает внутренние части резины и всего колеса от повреждений при взаимодействии с дорожной поверхностью. Различают универсальный, дорожный или специальный. Шины изготавливают под все размеры диска колеса.

Шины классифицируются следующим образом:

  • Камерные и бескамерные - по строению внутренней поверхности колеса.
  • Диагональные - по строению каркаса. Диагональные шины - те, в которых установлено перекрестное расположение слоев корта. Угол их наклона составляет 35-38 градусов.
  • Радикальные - по таких шинах расположение нитей корта параллельное, под прямым углом.
  • Универсальные, сезонные (зимние и летние), повышенной проходимости – по ширине и высоте рисунка протектора на шинах.
    Протектор колеса.

Диски

Диск - это одна из частей устройства колеса автомобиля. Диски производят из различный металлов. Они состоят из следующих элементов, которые мы разберем подробней. Для тюнинга автомобиля выпускают специальные размеры дисков колеса. Диски измеряются в дюймах, к примеру: на 14 дюймов, на 17, на 21 и так далее.

  • Боковины.
  • Корд.
  • Металлический каркас.

Борт предназначен для закрепления шины на ободе, а также для ее герметизации между диском. В основе борта - кольцо, сделанное из прорезиненной стальной проволоки. Борт является слоем корда, завернутого по кругу кольца из проволочного наполнительного резинового шнура. Обладая высокой прочностью и жесткостью за счет стального кольца и монолитности, а также наполнительного шнура, борт считается самой жесткой частью на диске. Он способен выдержать сильные удары.

Боковины состоят из тонкого слоя эластичной резины, который расположен между плечевой зоной и бортом. Боковина предназначена для защиты протектора шины от механических повреждений и попадания влаги, также она является продолжением протектора.

Корд – это то, что находится внутри резины. Он может быть сделан из металлических, стеклянных, полимерных нитей.

Диски делают из стали, алюминия, магния. Сталь используется для дешевых колес. Из алюминия делаются легкосплавные диски. Этот вид металла - легкий и недорогой, устойчив к коррозии. Марка используемого алюминия - 6061. Характеристика его свойств идеально подходит для изготовления колес.

Из магния производят колеса для гоночных авто. Диски получаются прочными и легкими. Изготовление такого типа колес требует наличия профессионального оборудования, так как процесс обработки магния очень сложен из-за его реакции на высокую температуру плавления. Также диски производят из карбона и титана. Из этих материалов получаются легкие и прочные колеса.

Большие диски

Маркировка колес

Наличие на шине надписи P195/55 R15 84 H означает ее размер и категорию. Приведем расшифровку:

  • Р – обозначает категорию для легковых автомобилей, а 195 – это ширина шины в мм.
  • 55 - это серия шины.
  • R - конструкция шины (радикальная). Кстати, радиус никакого отношения к этой букве не имеет.
  • 15 - диаметр диска.
  • 84 - максимальная нагрузка на колесо (следует смотреть в специальных таблицах).
  • H - максимальная скорость (также нужно смотреть в таблицах).

Еще указывается производитель шины, к примеру: Hada, Avon, Nitto, страна-изготовитель и знак предприятия, на котором сделан данный товар. Также имеются четыре цифры, которые обозначают дату изготовления.

Теперь разберем основные символы на шинах:

  • MAX LOAD - допустимая максимальная нагрузка в кг.
  • TUBE TYRE – шина с камерой.
  • TUBELESS – шина бескамерная.
  • MAX PRESSURE – допускаемый объем давления в шинах в кПа.
  • REINFORCED – суперусиленная шина. Обладает уникальными свойствами.
  • RADIAL – ширина радиальной конструкции.
  • REGROOVABLE – максимальное углубление рисунка протектора при нарезке.
  • DSI, TWI – расположение индикаторов износа.
  • ALL STEEL - надпись предназначена для шин с каркасом и металлокордным брекером.
  • M&S – всесезонные шины. Mud & Show – переводится как грязь+ снег.
  • Rotation – обозначает, что шина имеет направление и на ней указана стрелка.
  • All Season – шины, которые используют круглый год.
  • Inside и Outside, а также Side Facing Inwards и Side Facing Out, - асимметричные шины. При установке бывают левые или правые, то есть Left или Right.
  • AQUA, WATER, RAIN - обозначает, что шины обладают высокой защитой и устойчивостью при дождливой погоде.
  • E – Европейский стандарт безопасности.
  • DOT – стандарт безопасности США
  • Traction А, В, С - способность к торможению на мокрой поверхности.
  • Treadwear – износостойкость шины (пробег).
  • Temperature А, В, С – термостойкость при высоких скоростях.
Разнообразие размеров.

Примечание

Маркировка колес автомобилей зависит от категории автотранспорта, страны, климатических условий. Необходимо внимательно выбирать размер колеса. На грузовые автомобили на задние мосты и прицепы устанавливают по несколько пар. Большие колеса, малые, средние – на каждый вид покупается свой размер шины.

колесо в сборе.

Ремонт колеса автомобиля

Нередко нам приходится сталкиваться с проблемами на дорогах. Одна из них – это повреждение дисков колес и прокол шин. Давайте рассмотрим, как можно справиться с этой проблемой.

Ремонт дисков колес зависит от его типа и материала изготовления. Как именно будет проводиться ремонт колес? С использованием каких технологий и сколько времени это займет? Во многом это зависит от самого диска. При ремонте дисков устанавливают небольшие грузики для дисбаланса. Ремонт колес автомобилей достаточно прост.

Диски бывают литые, кованые и штампованные. Литые диски – это самый распространенный вид. Для их изготовления применяют легкие сплавы металлов. В результате получается прочная и легкая конструкция, заметно легче стальных дисков и сделанная гораздо точнее. Литые диски легче, чем другие виды, но допустимый дисбаланс меньше, чем у штампованных. Штампованные диски намного слабее литых, они изготавливаются из прокатной углеродистой стали путем штампования. Кованые - еще менее распространенный вид дисков. Но они обладают преимуществом перед штампованными и литыми, намного прочнее и более износостойкие.

При повреждении литого диска используют не прокат, а правку, то есть вытягивают его на специальных станках. Сваркой наращивают утраченные при повреждении элементы. Штампованный диск восстанавливают прокатом. Это позволяет структура материала, из которого он сделан. Диск намного эластичней и поддается прокату. Кованые диски ремонтируются так же, как и литые.

Автомобильные колеса получают различные повреждения, которые часто можно самостоятельно устранить. Но при серьезных повреждениях лучше обратитесь в автосервис, воспользуйтесь эвакуатором. Автомобильные колеса, имеющие порезы и шинные шишки, являются опасными для езды. При обнаружении таких дефектов лучше сразу все исправить.

Колесо грузовика.

Ремонт шин

Давайте разберем, что собой представляет прокол. Это повреждение шинной части в области протектора. Имея инструмент и набор специальных заплаток, его можно устранить в любых условиях своими руками, а затем добраться до сервиса.

Боковой порез можно отремонтировать только на вулканизации. Это наиболее опасный тип повреждения колеса. Рекомендуется при себе иметь запасное колесо.

Заклеиваем прокол своими руками

Проделываем следующие действия:

  • Снимаем и сдуваем колесо
  • Вытаскиваем его из диска.
  • Осматриваем место повреждения.
  • Смотрим, чтобы жгут или заплатка, которую мы поставим, соответствовали размеру прокола.
  • Очищаем поверхность от грязи и пыли.
  • Затыкаем жгутом дырку, порез или прокол (можно использовать два жгута).
  • Накачиваем колесо.

Рассмотрим следующий тип колеса

У грузовых автомобилей установлены бездисковые или дисковые колеса. У КАМАЗа колеса оснащены пневматическими шинами. Колеса подразделяются на ведомые и ведущие, а также комбинированные. Колесо грузовика состоит из обода и диска. Устройство колеса автомобиля грузового типа - особое. Диск оснащен плоским ободом. На грузовых автомобилях на заднюю ось устанавливают по два колеса. Диск внутреннего колеса крепится на шпильки колпачковыми гайками, а наружный прикручивается коническими. У гаек, расположенных с правой стороны, нарезана правая резьба, с левой стороны нарезана левая. Запасное колесо на КАМАЗ устанавливается сзади кабины. Оно подается специальным гидравлическим отводом. Также на некоторые типы грузовиков устанавливают неразборные колеса.

Большие колеса.

Бездисковые колеса применяются на грузовых автомобилях КАМАЗ и МАЗ. В настоящее время их используют для автобусов и тяжелогрузных автомобилей. Они состоят из спицевой ступицы и обода. Такие типы колес легко обслуживаются и восстанавливаются при повреждениях. На КАМАЗ колеса подбирают и устанавливают по специальной категории грузоподъемности.

Ступица колеса

Ступица - важная часть крепления колеса на ось. Оно крепится через подшипник. Подшипник колес является важной частью, так как от него зависит безопасность управления автомобилем. Также на ступицу устанавливают тормозной барабан или диск. Она обеспечивает вращательные движения колеса.

Подшипник крепится на ось упорной шайбой и гайкой. Зажимая или ослабляя гайку, мы прижимаем или расслабляем ролики. Таким образом производится регулировка для удаления люфта. Подшипник колеса не защищен от попадания грязи и пыли, поэтому требует постоянного ухода и облуживания. Сальник подшипника приходит в негодное состояние, из-за этого из него начинает вытекать смазочный материал. Обычно это происходит при нагревании детали или взаимодействии с водой. А при износе сальника в подшипник попадает грязь, пыль, песок. Это приводит к его износу и требует замены.

Подшипник с переднего колеса состоит из трех частей: обоймы (внешней и внутренней), кассеты с роликами. При установке их смазывают «Литолом». Это смазка, наносится она внутрь подшипника. Не рекомендуется вскрывать подшипник, а также заменять в нем смазку.

При износе подшипника его заменяют при помощи выпрессовки. Не рекомендуется выбивать его молотком. Прессовка позволяет легко извлечь изношенный подшипник из посадочного места.

Гайки

Основным элементом крепления колеса на ступицу являются гайки. Они имеют форму шестиугольника и бывают различных видов по форме резьбы и размеру. Их изготавливают из алюминия, хрома-ванадия, стали и титана.

Алюминиевые гайки очень дорогие. Их изготавливают для гоночных автомобилей. Они мало весят, это обеспечивает снижение лишнего веса колеса. Алюминиевые гайки мягкие и требуют постоянной затяжки колеса. При покупке обязательно уточните, какие точно подходят гайки на ваш автомобиль.

Гайки из хром-ванадия стоят столько же, как и алюминиевые. Но они намного тяжелее. Самые дорогие гайки - из титана, они применяются для тюнингованных автомобилей. Они очень прочные и легкие и превосходят по качеству все остальные изделия.

Стальные - это самые простые и популярные гайки. Являются самым распространенным видом на мировом рынке. Их различают по типу обработки: оцинкованные или хромированные. Они доступны по цене.

Виды гаек

В заключение

Покупайте только качественные колеса, от них зависит безопасность управления автомобилем. При износе одного колеса рекомендуется менять пару.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.