Административные органы играют очень важную роль в сфере государственного управления. Они контролируют соблюдение всеми лицами и субъектами административно-правовых норм. Эти органы также являются представителями одной из ветвей власти и выполняют специфические функции.
Понятие административных органов
Административные органы – это государственные или муниципальные организации, которые формируются в порядке, определенном законодательством. Кроме того, это могут быть индивидуальные субъекты, наделенные полномочиями осуществлять административно-публичную деятельность в рамках предоставленной компетенции. Административные органы – это органы, которые действуют от имени РФ, ее субъектов или муниципальных образований, выполняя функции охранительно-защитного, регулятивного или нормотворческого характера.
К таким органам также относятся муниципальные и государственные учреждения, публичные должностные лица и прочие индивидуальные субъекты, которые действуют в правоотношениях административного плана от государственного или муниципального имени и являются наделенными полномочиями административного характера.
Специальные признаки административных органов
Это отличия подобных органов от неадминистративных или не обладающих властью органов, осуществляющих административные правоотношения на местном уровне или уровне государства.
К специальным признакам этих субъектов относятся следующие:
- Они являются организациями или индивидуальными субъектами, которые образуются на государственном или муниципальном уровне и действуют от имени назначившего их субъекта, представляя их интересы в административной сфере правоотношений.
- Они наделены высшей по сравнению с другими административно–правовыми субъектами властью, исключающей отношения с равными им органами.
- Цель их создания – осуществление внутренней и внешней деятельности в административно-публичной сфере в одном или нескольких направлениях.
- Они обладают собственной административной компетенцией в сфере административно-публичных правоотношений, решают определенный объем вопросов, которые отнесены законом к их ведению. Этот объем вопросов раскрывается в их правовом статусе, целях, задачах и функциях, а также указан в соответствующем законодательном акте (положении).
- Для реализации своих целей органы наделяются необходимыми полномочиями в сфере административного управления (нормотворческими, регулятивными или охранительно-защитными). Они могут издавать подзаконные акты и осуществлять в отношении подчиненных им органов властные действия юридически значимого характера.
- Они являются частью иерархически выстроенной системы с подчинением нижерасположенных органов вышестоящим. Например, региональные государственные учреждения подчиняются территориальным управлениям соответствующих федеральных служб.
- Они имеют свою структуру, включающую подразделения внутреннего типа (департаменты, отделения, управления, отделы и т. д.). Эти подразделения выполняют отдельные функции и решают отдельные задачи, входящие в компетенцию главенствующего органа.
- Финансирование органов осуществляется из соответствующего бюджета (федерального, субъектного или муниципального). К примеру, деятельность районной администрации города финансируется из муниципального бюджета. Исключения из правил составляют случаи, когда конкретный субъект осуществляет определенные административно-властные полномочия, не находясь при этом в статусе государственного или муниципального служащего и не входящего в штат соответствующего органа власти. Например, некоторые работники транспорта на железной дороге уполномочиваются составлять протоколы о правонарушениях административного характера в отношении лиц, не соблюдающих соответствующие нормы поведения.
- Они реализуют в своей области полномочия по контролю за соблюдением другими лицами и субъектами административно–правовых норм этой сферы с помощью особых форм и методов административно–правового характера, которые отличаются от форм и методов представителей других ветвей власти. К формам относятся издание актов индивидуального и административно–правового характера и выполнение определенных действий. К методам относятся регулирование, наблюдение (надзор или контроль), ограничение, принуждение или арбитрирование.
Цели создания и деятельности
Административные субъекты власти и другие органы создаются с определенными целями. К ним относятся:
- Содействие реализации интересов субъектов на государственном, субъектном или муниципальном уровне, а также на уровне организаций и индивидуальных лиц.
- Обеспечение и поддержание правопорядка публичного характера, который устанавливается нормами различных отраслей права в сфере власти государства или местного руководства, а также взаимодействия между организациями и индивидуальными лицами.
- Обеспечение безопасности общества и государства в целом, а также организаций и индивидуальных лиц.
Задачи деятельности
К задачам административных органов относятся:
- Организация функционирования всей совокупности органов и их подсистем с высокой степенью эффективности.
- Организация рационального и эффективного распоряжения имуществом и финансовыми средствами из бюджетных и внебюджетных источников.
- Организация исполнения положения законодательства на всех уровнях в своей сфере деятельности.
- Организация исполнения актов судебного характера в их сфере деятельности.
Административные функции
Функции административных органов - это базовые направления деятельности органов. Они определены соответствующими правовыми административными нормами и обусловлены достигаемыми ими целями и выполняемыми задачами.
Функции федеральных органов государственной власти и других административных органов разделяются на следующие группы:
- нормативно-политическую;
- правоприменительную.
Функции нормативно-политического характера
Они включают в себя выработку политики государства в области административно-публичного управления в общем или в части. Также они определяют порядок осуществления регулирования нормативно–правового характера.
Эти функции делятся на два вида:
- Осуществления регулирования нормативно–правового характера путем принятия или издания правовых нормативных актов, которые регулируют отношения во всей сфере или ее части.
- Выработка политики государства в области административно-публичного управления.
Указанные функции осуществляют исключительно органы, занимающие руководящую позицию в административной системе. К ним относятся федеральные органы государственной власти, такие как правительство, министерства федерального уровня, президент.
Функции правоприменительной сферы
Включают применение действующих законодательных норм в сфере публично–административных отношений. Такое применение норм властного характера разделяется на две отдельных функции:
- Индивидуальное административно-правовое регулирование правоотношений конкретного типа, которые возникают в сфере административно-публичных отношений (регистрационных, правопредоставительных, экзаменационных, лицензионно-разрешительных и т. д.).
- Индивидуальная административно-правовая охрана и защита правоотношений конкретного типа, которые возникают в сфере административно-публичных отношений (контроль и надзор за поведением и действиями отношений и применение к нарушителям государственных принудительных мер). Такие функции осуществляются почти всеми органами. При этом некоторые осуществляют исключительно административно-правовое регулирование правоотношений конкретного типа (например, агентства федерального уровня и их территориальные отделения), а другие – только правозащитную функцию (таможенные и налоговые органы, органы ФСБ и т. д.).
Полномочия административного характера
Полномочия административного характера – предоставленные законодательством определенным органам права для осуществления функций и выполнения задач, которые перед ними поставлены.
По содержанию полномочия делятся на три группы:
- Издание и принятие правовых нормативных актов, которые регулируют соответствующие отношения (например, отдельные акты глав сельских поселений или других лиц).
- Издание и принятие правовых индивидуальных актов, с помощью которых проводится индивидуальное правовое административное регулирование, а также защита и охрана (например, постановление о назначении наказания административного характера).
- Совершение прочих, имеющих юридическое значение властных действий, способствующих реализации функций правового регулирования, а также защитной и охранной функций (например, лицензирования).
Издание и принятие правовых нормативных актов относится к полномочиям определенных органов – правительства, президента и министерств федерального уровня. Издание и принятие правовых индивидуальных актов, а также совершение прочих, имеющих юридическое значение властных действий, способствующих реализации функций правового регулирования, относится к полномочиям почти всех органов административного типа. Различается только объем полномочий, в зависимости от функций и задач каждого.
Если органом является организация, ее полномочия реализуются соответствующим должностным лицом.
В отношении осуществления полномочий имеются некоторые ограничения или запреты. Например, проверяющие органы вправе осуществлять контроль с ограничением времени и продолжительности проверок. Ограничения вводятся для соблюдения баланса между обязанностями контролирующих субъектов, а также правами и законными интересами объектов проверок, в целях предотвращения лишнего вмешательства в деятельность организаций и причинения их деятельности вреда.
Обязанности административного характера
Все органы административного типа – от президента до администраций краев – выполняют определенные обязанности, которые возлагаются на них нормами законодательства. Они способствуют обеспечению решения их функций и задач.
Общими обязанностями для всех органов административного типа, включая городские власти, являются следующие:
- Соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также соблюдение прав организаций.
- Осуществление административно-публичной деятельности в строгом соответствии с компетенцией, предоставленной органу правовыми нормативными актами соответствующего характера.
- Соблюдение установленных правовыми нормативными актами соответствующего характера процедур и порядков при реализации задач и выполнения функций.
- Соблюдение ограничений и запретов, установленных правовыми нормативными актами соответствующего характера.
Классификация административных органов
Все органы административного типа можно классифицировать по следующим основаниям:
- По видам органов.
- По видам деятельности.
- По содержанию и объему компетенции.
- По порядку разрешения вопросов подведомственного характера.
- По пределам границ территории действия.
- По сроку действия.
По видам органы делятся на:
- органы исполнительной власти;
- управления государственного типа;
- прочие органы, которые не входят в систему;
- должностные государственные лица, которые действуют от государственного имени;
- учреждения государственного типа;
- органы на местном уровне самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную и юрисдикционную деятельность;
- должностные лица, действующие от муниципального имени;
- должностные лица и работники организаций, наделенные полномочиями административного характера.
По видам деятельности органы делятся на:
- Административно-регулятивные.
- Административно-наблюдательные, надзорные или контрольные.
- Административно-охранительные.
- Административно-арбитражные.
Такое разделение является условным в связи с тем, что большинство органов осуществляют все указанные функции в той или иной мере, одни из которых относятся к основным, а другие – к второстепенным.
По содержанию и объему компетенции выделяют следующие органы:
- С общей компетенцией.
- С отраслевой компетенцией.
- С межотраслевой компетенцией.
- Со специальной компетенцией.
По порядку разрешения вопросов подведомственного характера органы делятся на:
- Единоначальные.
- Единоличные.
- Коллегиальные.
По пределам границ территории действия выделяют следующие органы:
- Федерального уровня, действующие на всей территории РФ (правительство, министерства, прокуратура и т. д.).
- Уровня субъектов, действующих на территории конкретного субъекта (правительство, администрация края, департаменты, министерства и т. д.).
- Муниципального уровня. Действуют на территории города, сельского поселения и др. (главы сельских поселений, управления и отделы администрации и т. д.).