Административные органы - это... Понятие, классификация и функции административных органов

Административные органы играют очень важную роль в сфере государственного управления. Они контролируют соблюдение всеми лицами и субъектами административно-правовых норм. Эти органы также являются представителями одной из ветвей власти и выполняют специфические функции.

Понятие административных органов

Административные органы – это государственные или муниципальные организации, которые формируются в порядке, определенном законодательством. Кроме того, это могут быть индивидуальные субъекты, наделенные полномочиями осуществлять административно-публичную деятельность в рамках предоставленной компетенции. Административные органы – это органы, которые действуют от имени РФ, ее субъектов или муниципальных образований, выполняя функции охранительно-защитного, регулятивного или нормотворческого характера.

Управленческая иерархия

К таким органам также относятся муниципальные и государственные учреждения, публичные должностные лица и прочие индивидуальные субъекты, которые действуют в правоотношениях административного плана от государственного или муниципального имени и являются наделенными полномочиями административного характера.

Специальные признаки административных органов

Это отличия подобных органов от неадминистративных или не обладающих властью органов, осуществляющих административные правоотношения на местном уровне или уровне государства.

К специальным признакам этих субъектов относятся следующие:

  1. Они являются организациями или индивидуальными субъектами, которые образуются на государственном или муниципальном уровне и действуют от имени назначившего их субъекта, представляя их интересы в административной сфере правоотношений.
  2. Они наделены высшей по сравнению с другими административно–правовыми субъектами властью, исключающей отношения с равными им органами.
  3. Цель их создания – осуществление внутренней и внешней деятельности в административно-публичной сфере в одном или нескольких направлениях.
  4. Они обладают собственной административной компетенцией в сфере административно-публичных правоотношений, решают определенный объем вопросов, которые отнесены законом к их ведению. Этот объем вопросов раскрывается в их правовом статусе, целях, задачах и функциях, а также указан в соответствующем законодательном акте (положении).
  5. Для реализации своих целей органы наделяются необходимыми полномочиями в сфере административного управления (нормотворческими, регулятивными или охранительно-защитными). Они могут издавать подзаконные акты и осуществлять в отношении подчиненных им органов властные действия юридически значимого характера.
  6. Они являются частью иерархически выстроенной системы с подчинением нижерасположенных органов вышестоящим. Например, региональные государственные учреждения подчиняются территориальным управлениям соответствующих федеральных служб.
  7. Они имеют свою структуру, включающую подразделения внутреннего типа (департаменты, отделения, управления, отделы и т. д.). Эти подразделения выполняют отдельные функции и решают отдельные задачи, входящие в компетенцию главенствующего органа.
  8. Финансирование органов осуществляется из соответствующего бюджета (федерального, субъектного или муниципального). К примеру, деятельность районной администрации города финансируется из муниципального бюджета. Исключения из правил составляют случаи, когда конкретный субъект осуществляет определенные административно-властные полномочия, не находясь при этом в статусе государственного или муниципального служащего и не входящего в штат соответствующего органа власти. Например, некоторые работники транспорта на железной дороге уполномочиваются составлять протоколы о правонарушениях административного характера в отношении лиц, не соблюдающих соответствующие нормы поведения.
  9. Они реализуют в своей области полномочия по контролю за соблюдением другими лицами и субъектами административно–правовых норм этой сферы с помощью особых форм и методов административно–правового характера, которые отличаются от форм и методов представителей других ветвей власти. К формам относятся издание актов индивидуального и административно–правового характера и выполнение определенных действий. К методам относятся регулирование, наблюдение (надзор или контроль), ограничение, принуждение или арбитрирование.
Заседание правительства

Цели создания и деятельности

Административные субъекты власти и другие органы создаются с определенными целями. К ним относятся:

  • Содействие реализации интересов субъектов на государственном, субъектном или муниципальном уровне, а также на уровне организаций и индивидуальных лиц.
  • Обеспечение и поддержание правопорядка публичного характера, который устанавливается нормами различных отраслей права в сфере власти государства или местного руководства, а также взаимодействия между организациями и индивидуальными лицами.
Работники администрации
  • Обеспечение безопасности общества и государства в целом, а также организаций и индивидуальных лиц.

Задачи деятельности

К задачам административных органов относятся:

  1. Организация функционирования всей совокупности органов и их подсистем с высокой степенью эффективности.
  2. Организация рационального и эффективного распоряжения имуществом и финансовыми средствами из бюджетных и внебюджетных источников.
  3. Организация исполнения положения законодательства на всех уровнях в своей сфере деятельности.
  4. Организация исполнения актов судебного характера в их сфере деятельности.
Совещание в администрации Президента

Административные функции

Функции административных органов - это базовые направления деятельности органов. Они определены соответствующими правовыми административными нормами и обусловлены достигаемыми ими целями и выполняемыми задачами.

Министерство здравоохранения

Функции федеральных органов государственной власти и других административных органов разделяются на следующие группы:

  • нормативно-политическую;
  • правоприменительную.

Функции нормативно-политического характера

Они включают в себя выработку политики государства в области административно-публичного управления в общем или в части. Также они определяют порядок осуществления регулирования нормативно–правового характера.

Эти функции делятся на два вида:

  1. Осуществления регулирования нормативно–правового характера путем принятия или издания правовых нормативных актов, которые регулируют отношения во всей сфере или ее части.
  2. Выработка политики государства в области административно-публичного управления.

Указанные функции осуществляют исключительно органы, занимающие руководящую позицию в административной системе. К ним относятся федеральные органы государственной власти, такие как правительство, министерства федерального уровня, президент.

Функции правоприменительной сферы

Включают применение действующих законодательных норм в сфере публично–административных отношений. Такое применение норм властного характера разделяется на две отдельных функции:

  • Индивидуальное административно-правовое регулирование правоотношений конкретного типа, которые возникают в сфере административно-публичных отношений (регистрационных, правопредоставительных, экзаменационных, лицензионно-разрешительных и т. д.).
  • Индивидуальная административно-правовая охрана и защита правоотношений конкретного типа, которые возникают в сфере административно-публичных отношений (контроль и надзор за поведением и действиями отношений и применение к нарушителям государственных принудительных мер). Такие функции осуществляются почти всеми органами. При этом некоторые осуществляют исключительно административно-правовое регулирование правоотношений конкретного типа (например, агентства федерального уровня и их территориальные отделения), а другие – только правозащитную функцию (таможенные и налоговые органы, органы ФСБ и т. д.).

Полномочия административного характера

Полномочия административного характера – предоставленные законодательством определенным органам права для осуществления функций и выполнения задач, которые перед ними поставлены.

По содержанию полномочия делятся на три группы:

  1. Издание и принятие правовых нормативных актов, которые регулируют соответствующие отношения (например, отдельные акты глав сельских поселений или других лиц).
  2. Издание и принятие правовых индивидуальных актов, с помощью которых проводится индивидуальное правовое административное регулирование, а также защита и охрана (например, постановление о назначении наказания административного характера).
  3. Совершение прочих, имеющих юридическое значение властных действий, способствующих реализации функций правового регулирования, а также защитной и охранной функций (например, лицензирования).
Совещание у прокурора

Издание и принятие правовых нормативных актов относится к полномочиям определенных органов – правительства, президента и министерств федерального уровня. Издание и принятие правовых индивидуальных актов, а также совершение прочих, имеющих юридическое значение властных действий, способствующих реализации функций правового регулирования, относится к полномочиям почти всех органов административного типа. Различается только объем полномочий, в зависимости от функций и задач каждого.

Если органом является организация, ее полномочия реализуются соответствующим должностным лицом.

В отношении осуществления полномочий имеются некоторые ограничения или запреты. Например, проверяющие органы вправе осуществлять контроль с ограничением времени и продолжительности проверок. Ограничения вводятся для соблюдения баланса между обязанностями контролирующих субъектов, а также правами и законными интересами объектов проверок, в целях предотвращения лишнего вмешательства в деятельность организаций и причинения их деятельности вреда.

Обязанности административного характера

Все органы административного типа – от президента до администраций краев – выполняют определенные обязанности, которые возлагаются на них нормами законодательства. Они способствуют обеспечению решения их функций и задач.

Общими обязанностями для всех органов административного типа, включая городские власти, являются следующие:

  • Соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также соблюдение прав организаций.
  • Осуществление административно-публичной деятельности в строгом соответствии с компетенцией, предоставленной органу правовыми нормативными актами соответствующего характера.
  • Соблюдение установленных правовыми нормативными актами соответствующего характера процедур и порядков при реализации задач и выполнения функций.
  • Соблюдение ограничений и запретов, установленных правовыми нормативными актами соответствующего характера.

Классификация административных органов

Все органы административного типа можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. По видам органов.
  2. По видам деятельности.
  3. По содержанию и объему компетенции.
  4. По порядку разрешения вопросов подведомственного характера.
  5. По пределам границ территории действия.
  6. По сроку действия.
Министерство внутренних дел

По видам органы делятся на:

  • органы исполнительной власти;
  • управления государственного типа;
  • прочие органы, которые не входят в систему;
  • должностные государственные лица, которые действуют от государственного имени;
  • учреждения государственного типа;
  • органы на местном уровне самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную и юрисдикционную деятельность;
  • должностные лица, действующие от муниципального имени;
  • должностные лица и работники организаций, наделенные полномочиями административного характера.

По видам деятельности органы делятся на:

  1. Административно-регулятивные.
  2. Административно-наблюдательные, надзорные или контрольные.
  3. Административно-охранительные.
  4. Административно-арбитражные.

Такое разделение является условным в связи с тем, что большинство органов осуществляют все указанные функции в той или иной мере, одни из которых относятся к основным, а другие – к второстепенным.

По содержанию и объему компетенции выделяют следующие органы:

  • С общей компетенцией.
  • С отраслевой компетенцией.
  • С межотраслевой компетенцией.
  • Со специальной компетенцией.

По порядку разрешения вопросов подведомственного характера органы делятся на:

  1. Единоначальные.
  2. Единоличные.
  3. Коллегиальные.

По пределам границ территории действия выделяют следующие органы:

  • Федерального уровня, действующие на всей территории РФ (правительство, министерства, прокуратура и т. д.).
  • Уровня субъектов, действующих на территории конкретного субъекта (правительство, администрация края, департаменты, министерства и т. д.).
  • Муниципального уровня. Действуют на территории города, сельского поселения и др. (главы сельских поселений, управления и отделы администрации и т. д.).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.