Личностный смысл - это... Определение, значение и особенности

Каждый человек наделяет определенные явления и предметы окружающего мира собственным значением. Нередко отсутствие этих значений выражается в достаточно драматических проявлениях – неврозах, депрессиях, потере себя. Значения, которые придает человек тем или иным феноменам, получили название личностного, или индивидуального, смысла.

личностные и индивидуальные смыслы

Основное определение

Личностный смысл – это термин, ставший одним из ключевых для современного западного общества. В концепциях западных психологов данный термин получил свое развитие. В первую очередь, данное понятие получило широкий обзор в работах Р. Мэя и В. Франкла. Словарь дает следующее определение личностного смысла. Это особая индивидуально-специфическая, а также личностно-пристрастная характеристика определенных явлений.

Индивидуальный смысл в работах Франкла

Франклом индивидуальный смысл сводится к тому, что человек «дает жизни» и что он «берет от мира». По мнению Франкла, данное понятие непосредственно связано с той позицией, что занимает человек в отношении своей судьбы. Так как каждому неизбежно приходится сталкиваться с такими переживаниями, как боль, чувство вины и смерть, то смысл жизни может быть найден не только посредством восприятия благ, но и через страдание.

Виктор Франкл

В исследованиях этого выдающегося психолога обычно выделяют несколько моментов, касающихся идеи личностного смысла. Во-первых, индивидуальное значение события непосредственно связано со многими вещами и явлениями. В любой из жизненных ситуаций есть возможности, чтобы реализовать тот или иной индивидуальный смысл. Смысл – явление, неотделимое от ценностей, которые на своем жизненном пути человек открывает для себя во внешнем мире. Франкл, оспаривая известную концепцию А. Маслоу о самореализации, выдвигает собственное положение. Он считает, что человек должен не посвящать жизнь реализации заложенных в нем талантов, а нацеливать внимание на реализацию определенных ценностей, возможностей. В данной идее можно выделить нечто связанное с духовной стороной жизни, к примеру идею о целостном подходе к человеку.

Где искать смысл?

Но если современное психологическое знание относит ценность к одной из составляющих частей личности, то Франкл считает, что ценность нужно искать во внешнем мире, а не внутри. А также, вынося понятие смысла за пределы личностного бытия, ученый приходит к интересному выводу: человеку необходимы «напряженные состояния». Его формула во многом сходна с концепцией другого ученого – К. Левина, создавшего модель так называемых напряженных систем. Личностный смысл и у одного, и у второго исследователя реализуется в условиях несовпадения устремлений индивида и условий внешних обстоятельств. В том случае, если человеку не удается отыскать индивидуальный смысл в тяжелых жизненных обстоятельствах, наступает личностная деградация. Прекратить этот процесс можно только посредством отыскания новых смыслов.

концепции личностного смысла в психологии

Концепция А. Н. Леонтьева

Согласно исследованиям А. Н. Леонтьева, личностный смысл – это один из основополагающих компонентов сознания. Его чувственная ткань, согласно мнению ученого, образует состав конкретных образов объективной реальности, которая может или актуально восприниматься, или всплывать в виде образов в памяти. Помимо смысла структура сознания содержит еще два компонента – значение и чувственную ткань восприятия. Чувственная ткань позволяет воспринимать внешний мир как некое поле и объект деятельности. Что касается значения, оно представляет собой то или иное содержание, наполняющее слово, предложение либо знак языка. Универсальными системами значений являются музыка, танец, изобразительное искусство.

значимость - основа смысла

Личностный смысл – это компонент сознания, отражающий значимость определенных событий для человека. Он позволяет определить соотношение явлений объективной действительности к интересам человека. Если интересы и события или предметы внешнего мира совпадают, то они одновременно наделяются индивидуальной ценностью. Личностный смысл и значения - это части сознания, тесно связанные между собой. Значение, которое воспринимается индивидуальным сознанием, приобретает совершенно особый индивидуальный смысл.

Например, многие школьники хотели бы получать хорошие оценки. Это желание имеет общее для всех значение, которое также является нормой в обществе. Но для одного школьника хорошая оценка будет говорить об уровне его знаний, талантов. Для другого она будет значить, что он лучше своих сверстников по каким-то показателям. Для третьего хорошая отметка означает получение долгожданного подарка от родителей.

школьники младшего возраста

Индивидуальное содержание значения, которое определенное событие приобретает для каждого человека, и носит название личностного смысла. Данный феномен показывает, что общественный и личностный смысл образования нередко бывает разным. То, что важно для общества, может оказаться незначительным для индивида и наоборот. Если обществу важно, чтобы гражданин исполнял свои социальные обязанности, был достойным и образованным его членом, приносящим пользу социуму, то индивид в получение образования может вкладывать совершенно другой смысл.

Понятие смыслового барьера

Люди вкладывают разный индивидуальный смысл в слова, и это вызывает немало трудностей взаимопонимания. Такие случаи получили в психологии название смыслового барьера. Данный термин был введен отечественным психологом Л. С. Славиной. В процессе исследования групп младших школьников она искала причины непослушания некоторых детей. Оказалось, что во многом данный феномен был связан с различием смыслов учителя и ребенка.

К примеру, педагог задает школьнику вопрос, стараясь «вытянуть» его и поставить лучшую отметку. Ученик же считает, что преподаватель к нему придирается. Учитель может поставить ту оценку, которая представляется справедливой, а школьник уверен, что оценка занижена.

Смысловой барьер может возникать в любой сфере. Например, между ребенком и родителями или между двумя взрослыми людьми. Стоит отметить, что при частом повторении взаимного непонимания смысловой барьер будет становиться все больше и захватывать новые области взаимоотношений между людьми. Тогда действия, исходящие, к примеру, от придирчивого учителя, перестанут восприниматься учеником вообще. В народе это четко описывает фраза «как от стенки горох».

Значимость – главная составляющая смысла

В процессе раскрытия понятия «смысл» полезно обратиться к истории языка: старославянское слово «смысл» значило «ум, образ мыслей, мудрость». В словаре Ожегова есть еще одна трактовка данного слова: это «содержание, суть, цель». В каждом из определений понятия «смысл» можно проследить, что оно принадлежит именно к ментальной составляющей жизни человека.

индивидуальные смыслы

Психологи Дж. Ройс и С. А. Пауэлл также отмечали, что личностный смысл – это понятие, ассоциирующееся с термином «значимость». Ее люди придают каждому критическому событию либо аспекту бытия. Когда человек теряет идеалы, наступает состояние, называемое экзистенциальной фрустрацией. В. Франкл называет его экзистенциальным вакуумом. Именно здесь кроется причина, вызывающая большинство современных неврозов. Одним из критических качеств для поддержания психологического здоровья является определенная толика напряжения, к примеру такого, которое может появиться благодаря наличию смысла.

Смыслы в профессиональной деятельности

Особое значение в свете данной концепции приобретает личностный смысл профессиональной деятельности. Во многих случаях сегодня человек оказывается отчужден от объекта своего труда. Смысл работы сводится для него к тому, чтобы «отбыть» рабочий день как можно скорее и получить за это оплату, покрывающую основные расходы. Но в некоторых случаях оказывается и так, что профессиональная деятельность несет для человека и другие значения – дает возможность реализовать свои таланты, получить авторитет. В таком случае, напротив, работа может обладать терапевтическим действием, помогая сохранять душевное равновесие в том случае, когда другие жизненные сферы временно лишаются индивидуальных смыслов.

важность отыскать смысл жизни

Функции индивидуального смысла

Исследователи Зейгарник и Братусь писали о том, что уровень развития личности является уровнем ценностного определения, существования в мире определенных смыслов. Основная плоскость личностного развития – нравственно-ценностная. Согласно данным авторам смысл несет следующие функции:

  • Посредством наделения смыслом определенных значений осуществляется взаимодействие человека и общества. Ценности представляют собой язык данного взаимодействия.
  • Приверженность определенным ценностям позволяет личности быть тождественной самой себе и целостной. Она определяет основные характеристики личности, уровень ее нравственности. Обретение ценности – это залог последующего обретения самого себя.
  • Посредством смыслов и ценностей происходит мысленное конструирование идеального будущего, в том числе и с нравственной стороны.

Концепции Хекхаузена и Ялома

В трудах Хекхаузена описаны главные компоненты смысловых систем. Во-первых, это смыслообразующие мотивы. Они побуждают человека к активности. Во-вторых, смысловые установки, через которые и находит свое отражение индивидуальный смысл. В-третьих, это поступки, управляемые определенными нравственно-смысловыми установками.

Противопоставление внешнего и внутреннего относительно личностных и ценностных смыслов нашло свое отражение и в исследованиях И. Ялома. Это психотерапевт из США. Бытие человека, в особенности в сложных жизненных обстоятельствах, сводится к выживанию и попытках отыскать смысл в собственном внутреннем мире. Экзистенциальная психотерапия позволяет отыскать его за пределами личности. Данная идея совпадает с концепцией Франкла.

Взгляд Д. Келли

Американский психолог Д. Келли, также исследовавший понятие личностного смыла, фокусируется на внутреннем мире личности. Он считает, что внутренние процессы являются «проложенными в психике каналами». Именно в их русле индивид и прогнозирует развитие событий. Индивидуальность, которая всегда воспринимает реальность субъективно, стоит при этом на первом плане. Вследствие этого совершенно чужие люди могут быть похожими, поскольку приблизительно одним и тем же значениям могут наделяться одни и те же важные события в их жизни. Личностный смысл у таких людей совпадает. Нередко бывает и наоборот – близкие люди обладают совершенно разными взглядами на события.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.