Как сделать отчет по практике студента в детском саду

Большинство студентов, прежде чем получить статус «молодого специалиста», обязано пройти практику в специализированном учреждении. Для ребят, что обучаются в педагогических вузах, такая практика подразумевает работу в школе, лагере или детском саду. И в каждом из перечисленных мест будущие мастера своего дела получают знания и навыки, полезные для будущей карьеры.

Детский сад, или сокращенно ДОУ, по мнению многих ребят и преподавателей, считается самым увлекательным и тяжелым для прохождения практики. А все потому, что в этом месте важно уметь заинтересовывать и увлекать за собой маленьких детей, которым нет дела до оценок и общепринятых норм и правил поведения.

цель практики

По этой причине и отчет по практике студента в детском саду является очень трудной самостоятельной работой. Во многом именно она и определяет отношение будущего учителя или педагога к выбранной профессии. Вот почему относиться к ней безалаберно крайне не рекомендуется.

Но как же сделать задание правильно? О чем следует писать в отчете, какие темы затрагивать и как их расположить в структуре теста? Ответы на эти и многие другие важные вопросы, касающиеся отчета о прохождении практики в детском саду, читатель узнает в нижеприведенном материале.

Виды студенческой практики

Первый момент, который необходимо определить самостоятельно или же вместе со своим куратором — руководителем практики, основополагающий. И касается он того, какую форму отчета следует выбрать. Ведь перед тем как отправить студента опробовать свои силы в так называемых реальных условиях, его в течение долгого времени снабжают определенным багажом знаний. Чтобы начинающий специалист смог перенять правила поведения, методику преподавания и другие важные мелочи от действующих учителей и педагогов, а уже потом ринуться в бой.

отчет по практике

Именно поэтому практика (соответственно, и отчет, и самоанализ практики в детском саду) будет разной. Рассмотрим каждый вид по порядку.

  1. Учебная практика предполагает ознакомительный этап практической деятельности. Во время него студент словно осваивается в детском саду, сначала изучает, как работает воспитатель с детьми. А в итоге проводит несколько занятий, воспитательных мероприятий под контролем или наблюдением своего куратора. Таким образом, главная цель учебной практики заключается в том, чтобы сформировать у студента первоначальный опыт работы в ДОУ. И в отчете по учебной практике в детском саду ребята должны описать, чему они научились, какие выводы сделали и прочее. Более подробно структуру и содержание отчета распишем чуть позже.
  2. Производственная практика подразумевает более глубокое изучение трудовой деятельности воспитателя. И на ней студент должен приступить к самостоятельной работе с воспитанниками, провести несколько занятий с глазу на глаз с детьми. Поэтому первостепенная задача производственной практики — обеспечить максимальный уровень вовлеченности студента в учебно-воспитательную деятельность, и тем самым подготовить нового воспитателя путем формирования профессиональных компетенций в условиях «реальной» среды. В отчете о производственной практике воспитателя в детском саду студенту важно представить план каждого занятия, задачи, результаты, реакцию детей, оценить успешность своего воспитания и т. д.
  3. Преддипломная практика и отчет по ней — итоговая работа студента, показывающая его уровень педагогического мастерства, на которой будущие специалисты формируют окончательные компетенции, накапливая базу для написания диплома.

Оформление отчета по практике

Прежде чем приступать к написанию отчета студента о практике в детском саду, следует разобраться со следующими немаловажными моментами:

  1. Структура работы. В большинстве работ письменного вида обязательно должны быть титульный лист, оглавление и три основные части — вступительное слово, основная часть практической работы и заключение, список литературы. Отчет по практике также не является исключением. Но, кроме этого, в нем важно выделить и другие пункты: план прохождения практики, отзыв руководителя (куратора), аннотацию и приложения. В последних следует представить необходимые материалы для занятий. Например, карточки для учебных игр и т. д.
  2. Оформление текста. Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду необходимо набрать на компьютере в специальной программе, а после распечатать на принтере, используя листы формата А4. Важно, чтобы вся работа была напечатана на одинаковых листах одним принтером. В противном случае это негативно скажется на ее качестве и может существенно снизить оценку. Каждая страница должна быть пронумерована. Начать отчет следует с титульного листа, но цифру на нем не ставить. Шрифт допустим только Times New Roman. Цвет только черный. Размер или кегль для основного текста — 14, для заголовков — 16. Межстрочный интервал необходимо установить полуторный. Также очень важно не забыть отредактировать отступы: слева — 25 мм, справа, снизу и сверху – 20 мм.
  3. Оформление титульного листа. Отчет по практике студента в детском саду начинается с титульного листа. И от того, насколько правильно он оформлен и соответствует ли требования ГОСТа, зависит степень «придирчивости» приемной комиссии, а следовательно и итоговая оценка. Ведь титульный лист, вступление и заключение — те части любой работы, на которые преподаватели обращают наибольшее внимание. Если они выполнены некачественно, преподавателей это насторожит. В итоге вся работа будет просмотрена с особым вниманием и оценена довольно строго. Кроме того, важно учитывать, что многие вузы предъявляют собственные требования и рекомендации относительно оформления титульного листа. Именно по этой причине студенту следует заранее уточнить у руководителя практики ключевые моменты, а не искать примеры отчета по практике в детском саду во всевозможных источниках.
  4. Оформление списка использованной литературы. Этот пункт начинается перечислением законодательных актов или нормативных документов, расположенных в алфавитном порядке. Затем следуют книги, учебники, журналы и прочая печатная литература. После — список интернет-ресурсов. В конце - иностранные ресурсы и литература. Каждый вид источников должен быть расположен также в алфавитном порядке. Все печатные источники имеют следующую структуру: Ф. И. О. автора, название, вид источника (пособие, учебник и т. п.), город, издательство, год, номер страницы. Интернет-ресурсы оформляются несколько иначе: название источника, вид — электронный ресурс, нужна ли авторизация (если нет, то ничего не пишется), режим доступа (адрес ресурса), дата обращения (она не должна превышать десять дней до момента сдачи работы).

Однако, для того чтобы отчет по практике студента в детском саду приняли и оценили по достоинству, важно позаботиться не только о его оформлении, но и о грамотном содержании. Чем «заполнить» такой отчет, расскажем в следующем пункте.

писать отчет практика

Особенности содержания отчета по учебной, производственной и преддипломной практикам

Выше мы выяснили, какие виды практики существуют. А теперь разберемся, каковы сходства и отличия отчетов по каждому из них. Начнем с того, что отчет по практике студента в детском саду представляет собой самостоятельный анализ студентом умения применять приобретенные во время обучения знания, навыки и компетенции в реальных условиях. Но, к сожалению, не каждый вуз снабжает своих выпускников полноценными знаниями. Да и сами студенты нередко не стремятся получить их. Однако отчет оформлять приходится всем без исключения. И в этот момент у молодых специалистов возникает масса вопросов, нерешение которых ведет к провалу задания.

Именно поэтому важно четко представлять, что же следует писать в отчете. Итак:

  1. Вне зависимости от того, какая практика - учебная, производственная или преддипломная, отчет студента о практике в детском саду немыслим без предоставления характеристики заведения, в котором находился студент. В ней следует указать: название и адрес ДОУ, виды групп и их возрастную категорию, миссию и приоритеты детского сада, оснащение здания (кабинет психолога, логопеда и т. д.), принцип работы ДОУ. Также можно в приложении разместить уставные документы детского сада, должностную инструкцию воспитателя и т. п.
  2. Кроме того, к отчету по любому виду практики необходимо приложить дневник по практике, который должен непременно совпадать с содержанием отчета, и характеристику, написанную руководителем дошкольного образовательного учреждения, о работе и профессиональных качествах студента. На обоих документах должна стоять печать конкретного детского сада и подпись руководителя практики.
  3. Как мы уже выяснили ранее, учебная практика не предполагает получения студентом профессиональных навыков. Она лишь знакомит его со спецификой профессии. Именно поэтому отчет по учебной практике в детском саду может быть формальным. То есть оформленным в виде реферата и занимать не более пяти страниц.
  4. Производственная практика более серьезная и ответственная, поэтому проанализировать ее кратко нельзя. Ведь студент не просто наблюдал за деятельностью опытного воспитателя, он приобретал начальные профессиональные навыки: сам готовил план занятий, подбирал материалы для проведения развивающих игр и прочих обучающих методик. Иначе говоря, он примерял на себя роль воспитателя. Именно поэтому по итогам производственной практики необходимо написать полноценный отчет размером до двадцати страниц. В нем важно сделать упор на собственные достижения. Описать план каждого занятия, его задачи и цели, реакцию детей, достигнутые результаты, возможные замечания, недочеты или поправки.
  5. Преддипломная практика является заключительной, на нее студенты отправляются перед защитой диплома. Ее цель заключается в сборе необходимого материала для написания итоговой работы. По этой причине отчет о прохождении практики в детском саду может содержать от 30 до 40-45 страниц, на которых важно отразить самостоятельно разработанный учебный план работы группы на одну смену, определить его цели и задачи, описать ход проведения, результаты, недочеты, сформировать выводы.

Как избежать трудностей в написании отчета

Очень часто студенты не воспринимают свое задание серьезно. Стремятся поскорее пройти практику, сдать отчет и забыть обо всем. Вот только подобная халатность нередко приводит к тому, что у студента не хватает достаточного количества материала для написания самоанализа собственной деятельности. В итоге отчет по практике воспитателя в детском саду получается сумбурным, бестолковым и неправдоподобным. Разумеется, с ним рассчитывать на приличную оценку не приходится.

отчет практика детский сад

По этой причине, для того чтобы написать качественный отчет, следует хорошенько подготовиться.

  1. Сначала ознакомиться с местом прохождения практики. Изучить его расположение, оснащение, деятельность, структуру групп, предметную среду, нормативно-правовые документы, должностную инструкцию — обязанности воспитателя, познакомиться с сотрудниками, руководителем.
  2. Затем, основываясь на полученной информации, подготовить визитную карточку или паспорт ДОУ. Написать в нем название, адрес, телефон конкретного детского сада, Ф. И. О. его руководителя, Ф. И. О. методиста, Ф. И. О. воспитателей, название группы, в которой проводится стажировка, режим дня и Ф. И. О. воспитанников и прочую важную информацию, касающуюся места прохождения практики.
  3. После познакомиться с детьми и их деятельностью; выяснить, по каким методическим материалам они обучаются; путем наблюдений, бесед, творческих заданий и прочего определить уровень их развития; сформулировать выводы.
  4. Далее составить план трудовой деятельности воспитателя. То есть описать его обязанности, начиная с момента прихода на работу и заканчивая уходом с нее. Сделать выводы.
  5. Потом составить план деятельности воспитателя и детей, продумать методы и приемы обучения, учитывая то, что главные задачи воспитателя — знакомство воспитанников с окружающим миром, адаптации к нему и помощь во взаимодействии с людьми вокруг.
  6. И наконец, в итоге отчета по практике воспитателя в детском саду студент должен грамотно подготовить, провести и обязательно законспектировать итоговое творческое занятие. Указать его цель, задачи, этапы, результаты, недочеты. Сформулировать выводы.
  7. При написании отчета, а соответственно и при подготовке к практике, следует четко осознавать, что воспитателю важно уметь: организовывать не одну, а несколько видов деятельности; устанавливать в коллективе доброжелательную атмосферу; формировать навыки общения детей; способствовать развитию личности; обязательно давать воспитанникам время на отдых. И еще воспитатель должен оставаться примером, то есть своим поведением показывать детям доброту, заботливое отношению к людям, вежливость и прочие необходимые навыки.

Структура и пример отчета по учебной практике

титульный лист

Отчет по ознакомительной практике в детском саду состоит из следующих частей:

  • титульного листа;
  • оглавления (если того требуют правила вуза);
  • введения (цели и задачи практики, паспорт ДОУ, краткая характеристика группы);
  • основной части (дневник практики, характеристика студента, план работы воспитателя, особенность его деятельности, принцип обучения и т. п.);
  • заключения (подведение итогов, анализ достижения целей и выполнения задач).

Уже говорилось ранее о том, что титульный лист, введение и заключение — три главных фактора, которые во многом определяют успешность работы. Именно поэтому на них важно обратить особое внимание. По этой причине в представленном далее примере отчета по учебной практике мы сделаем упор именно на них. Общие рекомендации относительно оформления титульного листа мы представили выше. Но все же студенту необходимо уточнить в своем вузе о возможных нюансах. Теперь же разберем вступительную и заключительную части отчета по итогам практики в детском саду.

Введение:

  1. Начать лучше словами: «Я проходила практику». И далее представить паспорт ДОУ и краткую характеристику группы, в которой была пройдена стажировка. А также указать длительность практики.
  2. Затем указать цель: знакомство с трудовой деятельностью воспитателя; приобретение первоначального педагогического опыта; формирование практических профессиональных умений и т. п. И задачи - анализировать методику и стиль работы воспитателя; выяснить особенности детей разных возрастных групп; научиться строить общение с воспитанниками и т. п.
  3. Далее во вступительной части отчета по практике в детском саду следует кратко описать ключевые этапы своей деятельности. Например: составление индивидуального плана работы; ознакомление с принципами работы воспитателя; проведение сравнительного анализа деятельности и достижений места прохождения практики и других детских садов и т. п.

Заключение:

  1. Начать следует такими словами: «Во время практики мной были сделаны следующие выводы».
  2. После следует провести сравнительный анализ своих наиболее важных ситуаций или действий и их результатов. Например: «Во время наблюдения за воспитателем отметила, что педагог включил в деятельность детей на прогулке подвижные игры. В итоге некоторые воспитанники вспотели».

В основную часть отчета о педагогической практике в детском саду допустимо вставить только дневник практики. А к самой работе важно не забыть приложить характеристику, выданную заведующей ДОУ по итогам стажировки студента.

пример отчета по практике

Структура и пример отчета по производственной практике

Этот отчет включает в себя следующие части:

  • титульный лист;
  • план прохождения практики;
  • характеристику от руководителя;
  • оглавление;
  • введение;
  • основную часть;
  • заключение;
  • использованные источники списком;
  • приложения.

По поводу оформления титульного листа и необходимости характеристики упоминалось неоднократно. В плане прохождения практики необходимо описать все мероприятия, которые студент собирается провести с воспитанниками. Его лучше представить в виде таблицы: название, цель, материалы, время. В оглавлении нужно перечислить все разделы работы с указанием страниц. В списке источников указать, откуда были взяты игры, материалы для бесед и прочее. В приложении подробно расписать методику — суть каждого мероприятия, добавить необходимый материал (например, карточки с вопросами) и т. п.

В принципе отчет по производственной практике в детском саду не слишком отличается от предыдущего. Однако цели и задачи этой практики будут несколько иными:

  1. Цели: знакомство со всеми видами деятельности педагога; изучение обязанностей воспитателя; адаптация к условиям педагогического процесса; формирование профессиональной компетенции; обучение использованию теоретических знаний, полученных на учебе, в реальных условиях.
  2. Задачи: закрепить теорию на практике; научиться ориентироваться в современной образовательной среде; изучать детей, чтобы использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности; начать вырабатывать индивидуальный стиль работы.

А в основной части отчета по методической практике в детском саду студент должен будет описывать не наблюдения, а свои действия в роли воспитателя.

Структура и пример отчета по преддипломной практике

Этот отчет считается самым серьезным и сложным. Ведь он как бы резюмирует всю учебную деятельность студента, показывает, какого уровня он достиг, как показал себя, да и вообще, педагогика — это его призвание или нет. К тому же преддипломная практика и отчет по ней — это отличная возможность молодому специалисту показать свой профессионализм перед потенциальным работодателем. И, надо отметить, многие компании, принимая к себе «зеленого» сотрудника — вчерашнего выпускника, требуют дипломную работу, для того чтобы узнать его потенциал.

Итак, отчет воспитателя по преддипломной практике в детском саду состоит из следующих частей:

  • титульного листа;
  • плана прохождения практики;
  • характеристики от руководителя;
  • аннотации — раздела, в котором необходимо выделить актуальность работы и кратко описать содержание;
  • оглавления;
  • введения — вступительной части;
  • основной части — главной составляющей отчета, в ней необходимо подробно описать итоговое мероприятие: его план, подготовку, течение, достоинства и недостатки, результаты, выводы;
  • заключения;
  • списка источников;
  • приложений.

В этом отчете также будут несколько иные цели и задачи:

  1. Цель: овладение первоначальным профессиональным опытом; проверка готовности молодого специалиста к самостоятельной педагогической деятельности; использование психолого-педагогических знаний, полученных в вузе, при взаимодействии с коллективом; сбор материала и подготовка к написанию дипломной работы и т. п.
  2. Задачи: совершенствование умения подбирать верные приемы, формы и методики воспитательно-образовательной работы; разработка творческого мероприятия, нацеленного на обучение воспитанников в игровой форме и т. п.

Подготовить подобную работу довольно непросто. Зато, если подойти к ее выполнению с особой тщательностью, удастся значительно облегчить процесс написания диплома. Ведь аналитический отчет по практике в детском саду можно взять за основу и дополнить подробными комментариями, подкрепить свои слова и гипотезы педагогической литературой, методичками, пособиями или цитатами великих педагогов: Константина Дмитриевича Ушинского, Александра Ивановича Герцена, Антона Семеновича Макаренко и других.

студент в детском саду

Специализация воспитателя как основополагающий фактор формирования отчета по практике

Уже ранее говорилось о том, что на практику в детский сад, лагерь, школу, училище и прочее отправляют студентов педагогических вузов. Однако специальность или образовательный профиль у них могут быть разными. Ведь педагоги бывают:

  • школьные — учителя таких предметов, как русский, литература, математика, обществознание, история, химия, физика и т. д.;
  • институтов и университетов — преподаватели «вузовских» дисциплин — основы информатики и вычислительной техники, религиоведение, политология, культура речи и т. д.;
  • «детсадовские» — основной воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, логопед и т. д.;
  • дополнительного образования — преподаватели музыки, рисования, танцев и т. д.

Именно поэтому у каждого студента отчет по психолого-педагогической практике в детском саду будет свой, отличающийся от других. Например, у педагога-психолога главным предметом изучения является личность человека, его модель поведения, характер и прочее. Поэтому ему потребуется подготовить различные игры, помогающие лучше узнать воспитанников, сформировать темы для ненавязчивых бесед, возможно, подобрать мультфильм или сказку, нацеленную на то, чтобы настроить детей на нужный лад. Логопеду же такая методика без надобности, ведь ему важнее исследовать дикцию малышей. Для этого ему потребуется провести занятие на тему скороговорок или же разучить и поставить с воспитанниками небольшую сценку, например, одной из сказок Корнея Чуковского.

Таким образом, содержание отчета по логопедической практике в детском саду будет существенно отличаться от отчета по психолого-педагогической. Об этом следует помнить, чтобы работы не пришлось переделывать.

отчет практика ДОУ

Как подготовиться к практике в детском саду?

С вопросом, сформированным в заголовке, сталкиваются студенты, которые обучаются по любому профилю, кроме тех, кто учится по направлению «преподаватель дошкольного образования». Ведь они готовятся к тому, что будут обучать взрослых детей в условиях школы. А на практике в детском саду им придется опробовать себя совершенно в другой роли и, соответственно, условиях. Чтобы подготовиться к такой практике, важно предварительно разобраться, что же представляется собой работа в ДОУ. Ведь это поможет подготовить верные методики, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности. Тогда будущему воспитателю, психологу или логопеду в отчете по практике в детском саду не придется фантазировать и «подгонять» работу под события, описанные в дневнике практики. Кроме того, удастся получить и положительную характеристику, которая окажет немалое влияние на оценку.

Итак, главное лицо в ДОУ — это заведующая. И именно со знакомства с ней следует начать изучение места будущей практики. Также в каждом детском саду есть старший воспитатель, занимающийся методической работой. Он подскажет всю необходимую для составления паспорта учреждения информацию о его деятельности и других важных моментах. В каждой группе есть воспитатель. В основном, их даже два. Они работают сообща и осуществляют не только присмотр за воспитанниками, но и планирование мероприятий, прогулок, кормления и прочих воспитательно-образовательных действий.

Во многих вузах студенту разрешают самостоятельно подобрать место прохождения практики. Поэтому у него появляется возможность определить не только подходящее ДОУ, но и возраст группы. И это во многом облегчит подготовку к практике и написание отчета по ней. Также студент может попросить у заведующей должностную инструкцию воспитателя, чтобы ознакомиться с ней и позже включить в отчет о преддипломной практике в детском саду психолога, логопеда или основного воспитателя.

отчет воспитателя

Что входит в обязанности воспитателя

От того, каким образовательным профилем владеет воспитатель, зависит его рабочий день. Например, в обязанности основного воспитателя входит:

  • встреча воспитанников;
  • кормление детей;
  • проведение развивающих занятий;
  • одевание детей, сопровождение и присмотр на прогулке;
  • раздевание и отправление на дневной сон;
  • подъем воспитанников;
  • сопровождение детей на дополнительные занятия;
  • возвращение воспитанников родителям.

У преподавателя-психолога заняты лишь некоторые часы, в которые он оценивает личностные характеристики детей различными методиками, соответствующими возрасту группы. Точно так же и у логопеда. Только он занимается развитием связной речи воспитанников, коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса малышей и т. д.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.