Архетип "Герой" - теория происхождения, особенности и интересные факты

Подписаться Редактировать статью

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали термин «архетип», «архетип героя», «архетип мудреца» и другие подобные выражения. Однако не все из нас до конца понимают, что это такое. В данной статье мы попытаемся разобраться, что такое архетипы, какими они бывают и, наконец, как проявляет себя архетип героя.

Теория Юнга

Вначале поговорим о том, что такое архетип. Это центральное понятие в теории коллективного бессознательного психоаналитика Карла Густава Юнга. Под архетипами понимаются подсознательные идеальные собирательные образы. Их можно охарактеризовать несколькими основными чертами: во-первых, архетипы проявляют себя во всех культурах без исключения, в каждом временном периоде. Во-вторых, они устойчивы, обладают четкими положительными и отрицательными чертами, имеют многочисленные отражения в мифах, сказках, а в современном мире – в литературных и кинематографических произведениях. И в третьих, важным признаком архетипа является то, что каждый человек реагирует на эти образы глубоко и эмоционально, они всегда производят на него впечатление, вызывают положительную или негативную реакцию.

Итак, эти элементы коллективного бессознательного, которое является общим для всего человечества, проявляют себя в каждой конкретной личности. В зависимости от того, какие архетипы проявлены в человеке наиболее сильно, они задают общую структуру его личности, влияя на мировосприятие, на специфику понимания себя и других людей, на выбор партнеров и многие другие аспекты. Кстати, последнее особенно тесно бывает связано с архетипами, поэтому работа с этими элементами бессознательного может помочь скорректировать или даже полностью изменить отношения.

Структура личности по Юнгу

Юнг рассматривал структуру человеческой личности как целое, состоящее из элементов: в ее центре располагается «Я», то есть само сознание. В нем сосредоточены все мысли и чувства, которые мы ясно и четко осознаем. К «Я» примыкает так называемая «Персона», которая вбирает в себя переживания и впечатления, не являющиеся для нас особенно важными. Сознание как бы вытесняет их на свою периферию. Кроме того, под обозначением «Персона» также подразумевают социальный имидж человека.

Бессознательное начинается с Тени. В нее включены все вытесненные переживания, которые прямо противоречат нашим установкам и взглядам (в отличие от тех, которые переместились в Персону). В Тени же находятся все наши комплексы, поэтому она представляет собой личное бессознательное. Коллективное же бессознательное представлено Анимусом в личности женщины и Анимой – в личности мужчины. Это идеальное представление о мужчинах и женщинах, которое наиболее сильно влияет на выбор партнера. Оно наследуется в основном через фольклорные образы.

Таким образом выглядит структура личности, все части которой взаимосвязаны и при необходимости поддаются умелой корректировке психотерапевта.

Архетипы Юнга: Герой

Количество архетипов не бесконечно, их набор весьма ограничен. Обычно психологи выделяют около 30 фигур, которые подходят под описание устойчивых образов. Одним из самых известных является так называемый архетип героя, который мы и рассмотрим подробнее. Анимус может быть именно таким.

воин с мечом

Итак, это один из центральных архетипов. Образ героя пронизывает всю мировую мифологию, являясь движущей силой в большей части легенд. Исследовав их, Юнг выяснил, что герой обладает набором традиционных для него качеств: прежде всего, его рождение божественно – оба или хотя бы один из родителей является богом. На протяжении всей жизни герой совершает великие деяния: борется с чудовищами, освобождает из плена, выполняет опасные для жизни задания. В принципе, его жизнь всегда связана с риском и постоянным напряжением, в ней непременно есть период крушения всех надежд. Частым сюжетом является спуск в подземный мир с последующим возвращением. Кроме того, героя сопровождают верные спутники, которые могут быть как мужского, так и женского пола.

Архетип героя по Юнгу

Этот архетип можно отождествить с человеческим Эго, которое развивается медленно и плавно. Сам факт появления сознания близок к чему-то магическому, божественному, что сопоставляется с рождением Героя от божественных родителей. Когда он спускается в подземное царство, он знакомится с собственным бессознательным. Для такого путешествия требуется немалая смелость и выдержка. Это сложная и опасная, однако необходимая задача для того, чтобы преодолеть себя и повзрослеть. В этом, по Юнгу, и заключается самый важный и значимый подвиг архетипа Героя. Не менее тяжелой работой является сохранение целостности своей личности, для чего Герой вынужден сражаться с чудовищами и выполнять опасные задания. Для этого ему необходимо быть не только смелым, но и настойчивым, изобретательным и удачливым. Такая борьба за самого себя обычно протекает циклами, в которых поражения чередуются с победами – как и традиционный путь архетипа Героя-Воина.

воин в доспехах

Анимус-Герой

Однако, как мы уже упоминали, Герой может символизировать не только Эго, но и Анимуса у женщин. В этом случае Герой обычно сражается со всевозможными стрессами и опасностями повседневной жизни, при этом неизменно выходя победителем. Женщина в таком случае склонна отдавать предпочтение мужчинам с качествами, свойственными этому архетипу.

Образ Героя

Для Героя привычна неспокойная обстановка – от поля боя до обычной улицы, где всевозможные сложности требуют немедленных решений, действий и немалого мужества. Для него свойственно стремление улучшить мир любым возможным способом. Однако, несмотря на внешнюю непоколебимую уверенность в своей силе и правоте, в душе он опасается поражения. У Героя развита дисциплинированность, он неизменно решителен и сосредоточен на цели. Он самый настоящий идеалист, ему свойственно создавать утопии в своем сознании и пытаться воплощать их в реальном мире.

Одежда архетипа Героя, вероятнее всего, будет максимально удобной для моментальных действий, в ней не будет и следа роскоши, ведь его место – поле битвы, а не богатый дворец. Любой излишний комфорт понимается им как большая опасность для человека, ведь он расслабляет его и делает более подверженным внешним и внутренним слабостям. Поэтому одежда архетипа Героя функциональна и часто незаметна.

человек на фоне заката

Подобные образы мы можем увидеть в кино: часто на Героях надеты доспехи, кольчуги. В их облике много кожи и металла. В архетипе Героя нередко бывает ярко выражен аспект воина, которому и соответствует подобный рыцарский облик.

Герои – это и определенные профессии, связанные со спасением человеческих жизней и немалым риском. Например, это пожарники, спасатели, военные, а также и профессиональные спортсмены, для которых важно стать первыми в своей сфере.

Когда черты Героя начинают проявляться в человеке, он готов принять вызов вне зависимости от того, кем он был брошен. Он становится архетипом героя-бунтаря, готового восстать против несправедливости, заполнившей мир в целом, и отдельных отрицательных персонажей в частности. Кроме того, человек начинает быть все более и более честолюбивым. Он стремится защищать униженных и оскорбленных (вернее тех, кого он считает таковыми). В итоге в своем наиболее положительном проявлении Герой действительно является носителем добра и света, благородным рыцарем без страха и упрека.

Негативный аспект Героя

На самом деле, как и другие архетипы, Герой может проявить весь свой негативный потенциал, если на то будут соответствующие обстоятельства. В худших случаях он становится властолюбивым, жестким и даже жестоким, невероятно высокомерным, страдающим паранойей – вечным поиском врагов. Героем можно считать того же Чингисхана, который стремился завоевать мир и сделал это, по крайней мере, на треть. Однако его путь был заполнен разрушениями, грабежами и насилием. Архетип Героя можно разделить на несколько уровней, и на самом низком из них единственное, чего он хочет – власти, как можно больше власти. Поэтому в Герое есть определенная ловушка. Человек может воспринимать себя благородным спасителем мира от зла, но окружающие люди будут справедливо видеть в нем злодея, который на самом деле разрушает, а не спасает.

Таким образом, самое страшное для любого Героя – в один прекрасный день обнаружить себя в роли тирана, самодура, которого боится все его окружение, прежде его боготворившее. Это не единственный его страх – для Героя также страшно понять, что он недостаточно силен и смел для выполнения поставленной перед ним задачи, подпасть под чужое негативное влияние и оказаться инструментом для выполнения чужих дурных целей, стать чрезмерно жестоким и требовательным по отношению к слабым, которых необходимо защищать.

ребенок в костюме супермена

Но поскольку чаще всего глубинными мотивами всех действий Героя являются две идеи – идея сверхсилы или идея справедливости, риск съехать в негатив подчас бывает очень высоким, поскольку сами идеи представляются невероятно высокими и по сути недостижимыми.

Архетип Героя в рекламе

Реклама является одним из самых массовых источников архетипов в современном мире. Неудивительно, что многие бренды продвигают свою продукцию, используя архетип Героя. Чаще всего его используют компании, которые работают в конкурентной среде – соответственно, им нужно быть агрессивными и уверенными в себе, чтобы продать свой товар, каким бы он ни был. Герой пытается изменить мир, поэтому такой образ подходит брендам, внедряющим различные инновации и решающим актуальные социальные проблемы. Герой помогает слабым – бренд, в свою очередь, позволяет людям раскрыть свои таланты, стать более сильными и уверенными в себе. Герой борется с вездесущим злом, несправедливостью, алчностью – бренд, используя этот архетип, стремится показать, что он дистанцируется от других компаний, нарушающих обещанные слова, ведущих себя нечестно и некомпетентно. И конечно же, такие бренды позиционируют себя пионерами в своей области.

Часто этот архетип используют производители автомобилей и спортивной продукции – например, компания Nike или Adidas. В рекламных роликах этих брендов отчетливо прослеживается образ Героя, который они фактически предлагают примерить на себя своим поклонникам, приобретая тот или иной товар их производства.

Архетипы используются в рекламе, в частности, для того, чтобы наиболее сильным образом воздействовать на зрителя, поскольку, как уже было сказано, архетипы неизменно вызывают сильную эмоциональную реакцию у любого человека. Следует отметить, что это очень эффективный метод, если создатели рекламы разумно сочетают архетипический образ и цели, которых они стремятся достичь при изобретении рекламного сообщения. Для этого используют не только непосредственный социальный образ, но также изображение, смысл и даже звук. Также часто в рекламе применяют не единственный архетип, но целый архетипический сценарий, который типичен для жизни многих людей, а не только для мифологии и литературы.

Олимпийские игры, например, также активно продвигают образ Героя, равно как и программы по изучению космических пространств. Среди других архетипов Юнга Герой наиболее подходит для их целей.

Герои в кинематографе

Наибольшее количество Героев мы можем найти в кино. Как мы уже говорили, он является эффектным и узнаваемым образом, который сразу способен завоевать симпатию зрителя. Чаще всего этот архетип представлен здесь мужскими персонажами, хотя встречаются и женские. Можно вспомнить огромное количество актеров, для которых роль Героя долгое время была основной: Арнольд Шварцнеггер, Джеки Чан, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне и многие другие.

воин на фоне пожара

В фильмах герои чаще всего выделяются своей силой, смелостью и стремлением к установлению справедливости и мира. Редко их образы отличаются особенной глубиной и тщательной проработкой. Здесь гораздо более важным является внешнее впечатление о Герое как хорошем парне, сражающимся с плохими и непременно побеждающим их. В массовой культуре всегда были востребованы такие образы, поскольку архетип Героя моментально находит отклик у зрителя как один из самых понятных и симпатичных.

Литературные Герои

Теперь скажем пару слов о литературе. Какие бывают архетипы персонажей? Герой, Волшебник, Мать и многие другие широко представлены в мировой литературе самых разных жанров. Использование этих устойчивых конструкций удобно, поскольку таким образом писатель создает персонажей, которых читатель моментально узнает. Архетипов героев в литературе значительно больше, чем в психологии – и действительно, существует множество легко узнаваемых типов персонажей. Тем более, каждый писатель может создать новый типаж, который в дальнейшем станет популярным и привычным. Архетипы героев служебного романа и фантастической повести, конечно, сильно отличаются друг от друга. Но сколько узнаваемых типов можно найти только в этих двух жанрах!

Однако существуют не только архетипы героев. Сюжетные архетипы мигрируют из одного произведения в другое уже много веков. Подавляющая часть литературы написана в рамках небольшого количества ограниченных сюжетов. В качестве примера можно привести путешествие – герои отправляются в далекий путь или, наоборот, издалека возвращаются домой, загадка – этот сюжетный архетип применяется в детективах, спасение – главный герой-жертва спасается из сложной опасной ситуации, часто с помощью друзей. Архетипом также является любовь, противостояние, жертвенность – особенно частые сюжеты для романов в жанре реализма.

Конечно же, в одном произведении может органично сочетаться сразу несколько архетипов. Определенная сложность у автора возникает с тем, чтобы не превратить их в затертые сюжетные повороты, которые делают текст фактически непригодным для чтения. Конечно, такие штампы – отголоски мифа, отточенные временем, но все же в интеллектуальной прозе такие приемы используются редко. Сюжетные архетипы более применимы в произведениях массовой культуры.

супермен на фоне американского флага

Героиня

Пару слов стоит сказать о том, что общепринятым выражением архетипа Героя является воин, мужчина. Однако Героем с успехом может быть и женщина. Архетип женщины-героя становится все более распространенным в современной массовой культуре: вспомним хотя бы «Игру престолов» или «Зену – королеву воинов». Но, наверное, самым известным реальным воплощением такого архетипа для многих стала Жанна Д’Арк.

девушка-воительница

Героиня по своим характеристикам мало отличается от Героя. Она также учит нас стойко переживать тяжелые времена, ставить перед собой высокие цели и непременно достигать их. Но, возможно, она не склонна видеть в мире четкое разделение на черное и белое, как это свойственно Герою.

Но все же традиционно этот архетип находит свое выражение в мужских образах.


Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60
Волосы
Топ-10 разорившихся звезд
Знаменитости
10 потрясающих женщин, родившихся мужчинами
Женские вопросы
Зачем нужен крошечный карман на джинсах?
Одежда
Что нужно делать после интимной близости: 9 правил
Сексуальность
Джо Метени – маньяк, который делал со своими жертвами нечто поистине ужасное
Культура