Кондикционное обязательство - это... Определение, понятие, особенности, условия и способы регулирования

Кондикционное обязательство – это юридический инструмент, предназначенный для предотвращения получения участниками гражданского оборота какой-либо выгоды без надлежащих правовых оснований. Законодательство запрещает неосновательное обогащение или сбережение имущества за чужой счет. Рассмотрим далее специфику коллизионного и материально-правового регулирования кондикционных обязательств.

Актуальность вопроса

Научное изучение кондикционных обязательств имеет особое практическое значение для гражданского оборота. Нормы, установленные законом, призваны обеспечить защиту интересов и прав всех участников правоотношений.

кондикционное обязательство это

В 1102 статье ГК предусматривается, что субъект, который без оснований, закрепленных нормативными актами, приобрел или сберег имущество за счет какого-либо другого лица, обязан вернуть соответствующие ценности их владельцу. Рассматривая определение кондикционного обязательства, можно сказать, что оно выполняет охранительную функцию. Оно предполагает, что приобретатель должен передать потерпевшей стороне (кредитору) все имущество, неосновательно сбереженное или полученное за счет последнего.

Специфика института

В понятии кондикционных обязательств используется термин "имущество". Его следует рассматривать в широком смысле. Под имуществом необходимо понимать не только вещи, но и денежные средства, ценные бумаги, а также вещные права.

Достаточными правовыми основаниями для сбережения или приобретения ценностей являются юридические факты – правовые титулы, поименованные в 8 статье ГК.

Особенности применения норм

Правила о кондикционных обязательствах в гражданском праве используются вне зависимости от наличия или отсутствия воли обогатившегося. Не имеют значения также мотивы и причины обогащения или сбережения ценностей. Во внимание принимается главным образом объективный результат действий, т. е. сам факт необоснованного обогащения. В ряде случаев может учитываться и субъективный аспект. Он имеет значение тогда, когда, кроме обязанности вернуть имущество, лицу вменяются и дополнительные имущественные санкции. Речь, в частности, о возмещении убытков, а также уплате процентов в соответствии с 395 статьей ГК.

Классификация

Кондикционное обязательство – это специфическое правоотношение. Оно возникает всегда, если имеет место необоснованное обогащение или сбережение. Классификацию таких ситуаций можно провести по разным признакам. Так, к примеру, в зависимости от способа приобретения имущества выделяют:

  1. Неосновательное обогащение. Здесь речь о том, что субъект – приобретатель – без юридических оснований получает чужое имущество путем совершения активных действий. Они могут быть выражены, к примеру, в присвоении недолжного: через терминал банка владелец счета заказывает выдачу средств в пределах остатка, но ввиду операционной ошибки ему выдается сумма, размер которой превышает запрошенную. Следовательно, деньги, полученные сверх остатка, будут являться неосновательным обогащением.
  2. Необоснованное сбережение. В этом случае субъект кондикционных обязательств обогащается посредством сохранения своих денег или иных ценностей. К примеру, арендное соглашение признано недействительным либо незаключенным, о чем арендатор не знает. Соответственно, он продолжает выплачивать арендную плату, из которой собственник объекта покрывает расходы на коммунальные услуги, тем самым экономит – сберегает – свои собственные средства.

Нюансы

Особенность кондикционного обязательства состоит в том, что оно может применяться в качестве самостоятельного инструмента защиты нарушенных прав или в совокупности с иными требованиями, направленными на охрану интересов и прав, указанных в 1103 статье ГК. Так, потерпевшая сторона может рассчитывать не только на возврат имущества и восстановление первоначального материального положения, но и на компенсацию неполученной прибыли и выплату процентов за пользование чужим имуществом в силу положений ст. 1107 Кодекса.

кондикционные обязательства

Коллизионное и материально-правовое регулирование кондикционных обязательств

Нормы, регламентирующие правила необоснованного обогащения, весьма специфичны. В силу объемности гражданского оборота, разнообразия возникающих правоотношений не всегда общий порядок применим к конкретной ситуации. Соответственно, нередко имеют место коллизии (противоречия) норм.

В соответствии с 1 пунктом ст. 1103 ГК, кондикционное обязательство возникает в рамках требований о возврате исполненного по недействительным сделкам (правила реституции). Однако это возможно не во всех ситуациях. Так, правила о необоснованном обогащении не подлежат применению, если в качестве последствия недействительности сделки выступает запрет реституции.

В силу 2 пункта 1103 статьи ГК, кондикционное обязательство возникает в случае предъявления и удовлетворения виндикационного иска. В частности, речь о расчетах между заявителем и ответчиком по ст. 303 Кодекса.

В силу п. 2 ст. 1103 ГК, нормы о необоснованном обогащении распространяются на требования, вытекающие из договорных обязательств. Примерами являются случаи "переплаты", отгрузки излишнего товара, а также признания соглашения незаключенным.

Закон предусматривает как минимум еще один случай применения норм, регламентирующих кондикционные обязательства. Этот случай закреплен в 4 пункте 1103 статьи ГК. Речь о деликтных обязательствах, в рамках которых потерпевший вправе потребовать от причинителя ущерба не только полной компенсации понесенных убытков, но и полученных сумм необоснованного обогащения.

Все указанные ситуации закреплены в отечественном законодательстве. Между тем неосновательное обогащение может иметь место и в рамках международных правоотношений. Рассмотрим коротко, какие коллизионные привязки применяются в кондикционных обязательствах, регламентируемых нормами международного права.

По общим правилам, требования, вытекающие из необоснованного обогащения, регулируются правом той страны, в которой имущество было приобретено или сбережено без надлежащих на то оснований. Но если обогащение имело место в силу иных правоотношений, то возникшее обязательство подчиняется нормам, подлежащим применению к этим конкретным правоотношениям. Кроме этого, в 1223.1 статье ГК установлено, что участники внедоговорных обязательств вправе подчинить их любому праву по своему выбору. При этом, однако, должны соблюдаться права третьих лиц, а также императивные нормы правопорядка, касающиеся соответствующего правоотношения.

Таким образом, коллизионное регулирование кондикционных обязательств в международной практике зависит от категории этих обязательств. Это положение вытекает из ст. 1221 ГК.

субъекты кондикционных обязательств

Общий порядок возврата ценностей

Исходя из положений 1104 статьи ГК, необоснованное обогащение должно быть возвращено потерпевшему в натуре. При этом передается документация и принадлежности предметов, полученных должником.

Приобретатель отвечает за любое ухудшение или недостачу имущества после того, как ему стало или должно было стать известно о неосновательном обогащении. Ответственность до наступления этого момента возникает исключительно при наличии грубой неосторожности или умысла.

Как правило, возврат ценностей в натуре невозможен в силу разных обстоятельств: гибель вещи, утрата и пр. Зачастую замена имущества должником потерпевшего не устраивает. В таких ситуациях в силу 1105 статьи ГК, компенсации подлежит стоимость необоснованно сбереженных или приобретенных ценностей и возможные потери потерпевшего.

Если предмет обогащения – имущественное право, кредитор может требовать его восстановления и взыскания всех сумм, полученных должником. К примеру, в результате мошеннических действий в реестре акционеров была изменена запись. В результате произошло присвоение имущественного права другим субъектом. В такой ситуации потерпевший может потребовать восстановления записи и взыскания в его пользу доходов, полученных нарушителем.

В силу п. 1 статьи 1107 ГК, владелец ценностей или прав, необоснованно приобретенных или сбереженных должником, вправе рассчитывать и на выплату доходов, которые обогатившийся извлек либо должен был извлечь. Расчет осуществляется с момента, когда потерпевший узнал или ему должно было стать известно о необоснованном обогащении. В соответствии с п. 2 этой же нормы, на денежную сумму, неосновательно приобретенную или сбереженную, начисляются проценты за использование чужих средств. При этом действуют правила 395 статьи ГК.

Важный момент

Если в рамках судебного разбирательства будет выявлено, что обогатившийся является добросовестным приобретателем, т. е. он не знал/не мог знать о необоснованности обогащения, то, в силу положений 1108 статьи Кодекса, он может потребовать от потерпевшего компенсации всех расходов, возникших в связи с содержанием и обеспечением сохранности ценностей. Расчет производится с момента, когда возникло кондикционное обязательство. В этом случае полученная приобретателем выгода засчитывается в счет его требований.

коллизионное и материально правовое регулирование кондикционных обязательств

Исключения из правил

Следует сказать, что далеко не во всех случаях субъект кондикционных обязательств должен возвращать имущество или право, сбереженное или приобретенное без достаточных оснований. Такие ситуации закреплены в 1109 статье ГК. Эти ситуации имеют внешнее сходство с неосновательным обогащением, однако не совпадают с ним по своему содержанию.

В силу п. 1, 2 1109 статьи ГК, не подлежат возврату суммы необоснованного обогащения либо другое имущество, переданное во исполнение обязательств до наступления срока его выполнения либо по окончании срока давности. В первой ситуации имеется юридическое основание для предоставления ценностей и, соответственно, обогащения. Дело в том, что в силу 315 статьи ГК, досрочное выполнение обязательства допустимо. Во втором случае, истечение давностного срока не предполагает прекращения субъективного права.

В силу п. 4 1109 статьи ГК, не возвращается имущество, полученное от субъекта, знавшего об отсутствии обязательства, или предоставившего ценности для благотворительности. В первой ситуации закон охраняет интересы добросовестного приобретателя, а во второй – права одаряемого. И в первом, и во втором случае реализуется воля лица, передавшего ценности.

Не возвращается имущество или деньги, предоставленные гражданину сверх полагавшегося в качестве средств к существованию, если в его действиях не выявлены признаки недобросовестности, и допущена счетная ошибка. К примеру, начислена и выплачена зарплата по более высокому тарифу, перечислена большая сумма стипендии или пенсии и пр. Счетной ошибкой не признается аппаратная ошибка банковского терминала, неправильные действия служащего при зачислении средств и пр.

Кондикционные и деликтные обязательства

Эти юридические категории имеют много общего. И деликтное, и кондикционное правоотношения являются обязательственными, имущественными, относительными, охранительными и внедоговорными.

Деликтное обязательство, в отличие от договорного, возникает только при нарушении абсолютных прав лица. Речь, в частности, о праве на жизнь, на здоровье, неприкосновенности жилище и пр. При неисполнении условий уже существующего обязательства нельзя говорить о диликтном правоотношении. Следовательно, предъявление требования о ктомпенсации вреда будет осуществляться по иным правилам. Нельзя говорить о возникновении кондикционного обязательства при обогащении вследствие нарушения соглашения одной из сторон.

субъекты и объекты кондикционных обязательств

Особенности защиты благ

Характер ценностей, охраняемых в рамках деликтных правоотношений, не предполагает усмотрение участников при установлении условий для наступления ответственности, а также ее размера. Их регулирование осуществляется императивными нормами. Они не предусматривают свободы лиц при определении условий, размера и оснований ответственности, как это может иметь место при неисполнении договора. Субъекты кондикционного обязательства тоже не могут оказывать влияние на объем принимаемых ими обязанностей и прав посредством заключения соглашения. На них распространяются исключительно нормы 60 главы ГК.

Роль вины в обязательствах

Некоторые юристы справедливо отмечают, что в случае умаления блага в форме необоснованного присвоения имущества нарушитель наносит потерпевшему убытки и вместе с тем неосновательно обогащается. Безусловно, если противоправные действия лица привели к увеличению или сбережению ценностей должника, гражданско-правовые отношения, возникшие в этой связи, будут обладать признаками кондикционных обязательств. Субъекты и объекты правоотношений могут быть различными. Однако при наличии вины приобретателя в увеличении имущественной массы следует говорить о деликтных обязательствах, поскольку именно вина является дополнительным признаком, указывающим на них. Требования по их исполнению рассматриваются в рамках норм 59 главы ГК. Что касается положений гл. 60 Кодекса, то к таким отношениям они применяются субсидиарно.

Охрана прав потерпевших исключительно на основании норм 60 главы, вероятно, в ряде случаев могла бы привести к большему приросту их имущественной сферы. К примеру, объем ценностей, возвращаемых по кондиционному обязательству, не ставится в зависимость от отсутствия или наличия вины пострадавшего, имущественного статуса приобретателя благ, как это предусматривается в 1083 статье ГК, регламентирующей величину компенсации вреда.

Между тем кажущаяся простота защиты прав может причинить убытки заявителю, поскольку существует вероятность отказа в иске в связи с неверным выбором способа защиты. Истцу необходимо в первую очередь определить категорию правоотношений. В соответствии с этим следует выбирать и способ защиты своих прав.

понятие кондикционного обязательства

Критерии разграничения правоотношений

В первую очередь нужно еще раз подчеркнуть, что в случае отсутствия вреда потерпевшему и при установлении факта необоснованного сбережения за счет его имущества между сторонами, безусловно, существует кондикционное отношение.

Все признаки деликтных и кондикционных обязательств можно разделить на косвенные и основные. Последние используются для определения природы конкретного правоотношения. Косвенные признаки служат для контроля качества этого определения, поскольку ни один из них в отсутствии основных признаков нельзя считать критерием разграничения.

Принимая во внимания охранительную роль обязательств, в первую очередь, следует рассмотреть главные отличительные черты. Различие между обязательствами отражается, во-первых, в основаниях их возникновения. Обязанность возместить причиненный вред появляется при наличии правонарушения – деликта. Необоснованное обогащение, в свою очередь, может основываться на разных юридических фактах. Они могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных действиях.

Кроме случаев, зафиксированных в законодательстве, деликтные обязательства возникают всегда при наличии вины нарушителя. Если она отсутствует, то имеют место кондикционные правоотношения. Если же обогатившийся субъект причинил ущерб потерпевшему своими недобросовестными действиями, положения 60 главы ГК применяются к таким правоотношениям в части, не урегулированной нормами о возмещении вреда.

Данный подход подтверждается и тем, что в законодательстве предусматривается разный объем компенсации в рамках деликтных и кондикционных обязательств. Так, согласно 1064 статье ГК, причинитель ущерба должен возместить вред полностью. В силу ст. 1107 Кодекса, приобретатель компенсирует только ту прибыль, которую он получил с момента, когда ему стало известно о необоснованности его обогащения.

кондикционные обязательства в гражданском праве

Выводы

Оба обязательства – деликтное и кондикционное – являются охранительными и служат для восстановления нарушенных субъективных прав. Но в первом случае противоправными признаются непосредственные действия нарушителя, а во втором – их результат.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.