"Апология сумасшедшего", Чаадаев Петр: анализ, особенности и отзывы

Каждый, кто учился в школе, наверняка слышал фамилию Чаадаева. Этому человеку Пушкин в свое время посвятил целых четыре стихотворения. Но в 16 лет мы не придаем этому факту особого значения – ну написал, и что дальше?! Только когда повзрослеешь, становится интересно, что же это был за человек, чем прославился, как жил. Рассмотрим произведение «Апология сумасшедшего». Петр Яковлевич Чаадаев представил в нем свое видение развития России. Возможно, он во многом ошибся, но в честности ему не откажешь.

Непримиримый скептик

В эпоху Николая I, когда теория «официальной народности» и общее упоение патриотическими чувствами были в самом разгаре, вдруг появляется «Апология сумасшедшего» I П.Я. Чаадаева. Ее положения и идеи начинают бесцеремонно крушить людские иллюзии.

Петр Чаадаев имел философский склад ума и для своего времени был чрезвычайно образованным человеком. Он служил в гусарском полку, принимал участие в войне 1812 года, некоторое время провел за границей, откуда привез в Россию много здравых идей и философских размышлений.

политические идеи Чаадаева

Чаадаева всегда интересовали проблемы истории, религии и философии. Во времена Александра I он считал себя либералом-теоретиком, который воспитал свои убеждения в стенах рабочего кабинета, но ему была чужда практическая деятельность. Его можно назвать замкнутым политиком-утопистом, который остался в стороне от настроений, царивших в то время в России. Но внезапно он заявляет о себе, представив русской публике те идеалы, которые были характерны для той эпохи.

Однако он оказался практически одиноким. Не сумев понять настроений современного общества и далекий от общественных групп, он не встретил поддержки.

«Философические письма»

Первое произведение Чаадаева называлось «Философические письма». Оно появилось в 1836 году в журнале "Телескоп". «Апологию сумасшедшего» Чаадаева часто связывают с первым «Философическим письмом». Если провести подробный анализ, то в обоих произведениях автор высказывает одинаковые идеи и предположения. Только в первом «Философическом письме» эти идеи написаны более резко и вызывающе. В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев пытается не так яро отстаивать свои убеждения, но смысл их остается таким же.

Религия

В этом пресловутом первом письме автор говорит, что основным культурным фактором должна выступать религия. Чаадаеву нравилась культура Западной Европы, в которой повсеместно присутствовал католицизм. Интерес к роли католицизма в культуре был результатом французской реставрации и романтизма, в котором идеализировалось Средневековье. Целый ряд светских и духовных писателей доказывали в своих работах, что всем достижениям западноевропейская культура обязана именно католицизму. Влияние католицизма в Европе проявилось в активной деятельности иезуитов, которые даже в России сумели привлечь на свою сторону многих аристократов.

старинные книги и потухшая свеча

Также на ведущую культурную роль католичества указывали некоторые протестанты, к примеру, философ Шеллинг, которого боготворил Чаадаев. Поскольку он был лично знаком с Шеллингом, это заставляло его скептически относиться к истории России, что и выплеснулось в «Апологии сумасшедшего» Чаадаева в 1836 году.

Отсталость

В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев описывает причины отсталости русского народа. Автор говорит, что все это результат того, что Россия никогда не шла вместе с другими народами. Чаадаев отмечает, что русские не принадлежат ни к одному семейству человечества. Россия – это не Запад и не Восток, здесь нет преданий ни от одного направления, ни от другого.

В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев также говорит, что русская народность существует вне времени и уровень образование человечества ее не касается. То, что у других уже давно стало обыденностью, для нас все еще теория. Петр Чаадаев в «Апологии сумасшедшего» анализирует русский народ и не видит, чтобы он чем-то страстно занимался, когда создавались лучшие поэтические и плодотворные идеи.

Варварство и темные времена

Чаадаев говорит, что история России развивалась непримечательно и в некотором роде глупо. Сначала было варварство, потом грубые суеверия, после которых наступила эпоха унизительных и жестоких правителей. Их особенности не исчезли полностью из нашей жизни даже теперь.

чаадаев п. я. прав или нет

«Темное и беспросветное существование», – так пишет в «Апологии сумасшедшего» Чаадаев о прошлом России. Он отмечает, что в народных преданиях не существует сильных нравственных примеров, а в памяти народа не сохранилось чарующих воспоминаний. В результате мы имеем вялое и равнодушное существование, при котором отсутствует понятие долга, закона, порядка и правды.

Русский народ Чаадаев называет отшельниками в этом большом мире, потому что русские не внесли в массу идей всего человечества ни одной своей, но помогали совершенствовать познание и исказили уже кем-то полученное совершенствование. Русский народ остался в стороне эпохи Возрождения, крестовые походы не оказали на него никакого влияния, а христианство, как религия, было инертным.

Просьба

Чаадаев просит поскорее приобщиться к культурному миру Западной Европы. Он намекает на то, что все народности должны объединиться под покровительством католической церкви. Только в таком случае можно говорить о развитии общечеловеческой культуры. Естественно, при таком раскладе отзывы об «Апологии сумасшедшего» Петра Чаадаева были наполнены критикой и неприятием. Кроме того, его работы подверглись репрессиям со стороны властей. Автора объявили сумасшедшим и на год отправили в соответствующее медицинское учреждение.

история России глазами Чаадаева

Однако некоторые люди его признавали, несмотря на арест. В его работах было то, на что нужно обратить внимание и сегодня. Чаадаев говорил, что человек не способен по-настоящему развиваться там, где народ все еще живет жизнью, ничем не отличающейся от первобытной эпохи. Действительно, о каком развитии может идти речь, когда все мысли только об одном – как выжить?

Даже сегодня большинство граждан страны испытывают большие материальные трудности. Нищие заполонили улицы и вагоны метро, госбюджетники еле сводят концы с концами – вряд ли эти люди счастливы и с уверенностью смотрят в светлое будущее.

Стремление на Запад

При анализе «Апологии сумасшедшего» П. Я. Чаадаева стоит уделить внимание таким моментам, которые автор сумел безошибочно определить. К примеру, он говорит, что все идеи и самые плодотворные познания Россия заимствует у Запада, а тот король, благодаря которому русский народ так поступает, около 150 лет назад отрекся от России.

чаадаев апология сумасшедшего краткое содержание

В «Апологии сумасшедшего» П. Я. Чаадаев пишет, что русский человек научился произносить по слогам название вещей на западный манер. Мы выучили западную литературу, перевели книги, нарядились в их одежду и стали изображать счастье от того, что похожи на них. А они снисходительно соглашаются с тем, что мы свои.

Сегодня российских глав государства пытаются сравнить с Петром I, намекая, что только смелые реформы способны создать положительные сдвиги в стране. Как во времена Чаадаева, так и сегодня продолжаются попытки сориентировать Россию на Восток или Запад. Из анализа «Апологии сумасшедшего» Чаадаева отчетливо видно основную мысль автора, заключающуюся в том, что пока страны Востока и Запада продолжают развиваться, достигать новых вершин и совершенствоваться, Россия продолжает гадать, куда бы обратить свой взор.

Кратко о главном

В кратком содержании «Апологии сумасшедшего» Чаадаева выделяется три основных темы, на которых автор акцентирует внимание:

  1. Россия.
  2. Патриотизм.
  3. Народ.

О своей стране Чаадаев говорил, что она создана для того, чтобы показать другим странам мира, как жить нельзя. Он пишет, что Россия держит в трепете весь мир, но какой ценой ей удалось этого достичь?

Государство

Наше государство занимает пятую часть всего земного шара. Многие правители оставляли после себя территорию, превосходящую ту, что они получали изначально. Возможно, это и есть подвиг. Однако всегда ли? Если прочитать летописи, то в каждой из них можно встретить авторитаризм власти. Зато почти никогда не заметно проявления общественной воли.

Чаадаев дает понять, что история России весьма печальная. Сначала здесь царствовало варварство, потом дикое суеверие. Далее к власти пришло иностранное владычество - жестокое и унизительное.

ошибка Чаадаева

Автор откровенно презирает то, что Россия пытается походить на кого-то, ненавидит диктаторов-королей, которые давят и подвергают репрессиям волю народа. Он хочет, чтобы в его стране люди жили легко и хорошо, но реальность показывает, что это пока невозможно.

Патриотизм

Среди всех политических идей «Апологии сумасшедшего» особое внимание автор уделяет патриотизму. Любить свою страну – это хорошо, но куда лучше любить истину. Автор говорит, что будет без сомнений огорчать свою родину, бичевать ее и унижать, но никогда не будет ее обманывать.

Чаадаев презирает тех, кто «любит» Россию с закрытыми глазами, преклоненными коленями и молчаливым ртом. Он считает, что любой человек может быть полезным для страны, если ясно видит, куда она движется и на что нацелена. Время слепой влюбленности должно остаться позади. Родине нужна истина. Он пишет, что ленивый патриотизм, который заставляет все видеть в розовом свете и строит бесполезные иллюзии, нужно искоренять.

В этом вопросе он полностью прав. Можно привести много примеров того, как люди слепо боролись за «идею своей страны», даже не разобравшись в ее сути.

Народ

Впрочем, бездумное следование за чем-то или кем-то свойственно для людей. Чаадаев отмечает, что общественное мнение не является абсолютно справедливым. Инстинкты толпы обладают большей страстью, эгоистичностью и скудностью восприятия реальности, чем инстинкты отдельного человека. То, что называют здравым смыслом народа, по сути, не относится к здравому смыслу вообще.

Также автор приводит множество примеров таких критериев поведения, которые у других народов уже давно вошли в привычку, а русским приходится вбивать в голову эти простые истины. Чаадаев огорчен тем, что в России новые идеи бесследно изгоняют из сознания старые. Так не должно происходить, ведь нет ничего ценнее накопленного опыта. У русского человека нет никакого внутреннего развития. Новые идеи не являются для него следствием совершенствования и разработки старых основ, поэтому они и вытесняют то, что существовало ранее.

российский менталитет глазами Чаадаева

Люди совершенствуются на протяжении веков. Про Россию Чаадаев пишет, что здесь живет народ исключительный. Он не входит в состав человечества, а существует только ради того, чтобы преподать миру важный урок.

Мнения о произведении

Чаадаев неоднократно вспоминает Петра I, который, по его мнению, был создателем русского величия и могущества. Он изменил страну, руководствуясь примером Запада. Чаадаев это поддерживает. Автор критикует мнение тех, кто считает, что Россия больше тяготеет к Востоку, а также резко высказывается на счет идеализации старины. Он уверен, что не нужно возвращаться к бесполезным пережиткам прошлого, которые уже давно "пожрало время".

«Апология сумасшедшего» Чаадаева вызывает неоднозначные размышления. С одной стороны, он прав, когда пишет о слепом патриотизме и общественном мнении. С другой стороны, Россия – это родная страна. Ее, как и маму, не выбирают и не высмеивают. Не важно, в какую сторону она смотрит, к чему тяготеет, на каких языках говорят ее граждане, какого стиля одежды придерживаются. Революционер, критик и скептик Чаадаев не учел одной простой вещи – существование особого русского духа. Страна может превратиться в монархию, социалистическую республику, стать королевством, но русский человек всегда останется неповторимым и особенным. Пускай он будет немного простоватым и в какой-то мере чудным, но неизменно талантливым, мужественным и свободолюбивым. Этого Чаадаев в русских людях почему-то не разглядел.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.