Кодификация права - это... Определение понятия, особенности проведения и проблемы кодификации права

Кодификация норм права наряду с инкорпорацией (подготовкой и изданием сборников юридических документов) с древности считается одним из видов систематизации. Действительно, наиболее эффективным способом устранения путаницы с множеством актов является их объединение, отбор, переработка и согласование. В статье рассмотрим подробнее проблемы кодификации права.

кодификация права это

Общие сведения

Создание кодекса (кодификация) – задача весьма трудоемкая. Ее реализация занимает достаточно много времени. Как показывает практика, в некоторых случаях целесообразнее объединить множество правовых документов в один, коренным образом не изменяя их, чем годами стремиться к созданию единого кодекса. Таким образом, появился новый метод систематизации – консолидация. По своим признакам она очень близка к кодификации права. Этот метод был включен в предмет научного изучения в 90-е годы прошлого века. Одновременно началась и переоценка кодификации. Некоторые юристы полагают, что она относится больше к правотворчеству, чем к систематизации. Это мнение можно подтвердить следующими аргументами:

  1. В рамках систематизации работа идет преимущественно с законодательными актами. Кодификация права – это в основном обработка нормативных предписаний.
  2. Для составления кодекса применяются исключительно правотворческие инструменты. Они служат для формирования содержания, построения структуры и логики акта. При инкорпорации такие инструменты не применяются.

Проще говоря, систематизации подвергается только то, что существует. Между тем, если создание кодекса обеспечит освобождение правового поля от нагромождения актов, то с этой точки зрения кодификацию вполне можно признать одним из способов упорядочения юридических документов.

Понятие

В интеллектуальном плане кодификация права – это наиболее сложный вид систематизации. Составление кодекса требует приложения усилий множества специалистов, обладающих высокой квалификацией.

Так, для создания действующего ГК РФ потребовалось создание Центра частного права. В нем были собраны лучшие отечественные юристы. Для составления других кодексов (трудового, уголовно-процессуального, семейного и др.) также создавались коллективы из ведущих ученых, практических работников и т. д.

Кодификация права – это процесс, направленный на упорядочение нормативного массива и связанный с коренной переработкой содержания правовых актов, действующих в определенной сфере нормативного регулирования, и создания на их основе логически и юридически цельного единого акта. Данная трактовка понятия используется в отечественном праве. Обратимся к зарубежной практике.

В ЕС, по мнению ряда отечественных юристов, понятие кодификации (международного права в том числе) трактуется слишком вольно. Она рассматривается как деятельность по изданию любых правовых актов структурами Евросоюза. Речь, в частности, не только о нормативных предписаниях, но и о директивах, инструкциях, постановлениях и иных документах.

кодификация международного права

Во Франции рассматриваемый вид систематизации понимают в широком и узком смыслах. В узком смысле кодификация права – это создание классических кодексов, а в широком – объединение правовых актов в один документ. При этом юридические положения не пересматриваются по существу – устраняются лишь явные противоречия между ними, исключаются устаревшие нормы и пр.

Некоторые ученые во Франции и соединение юридических документов в один сборник признают кодификацией. Представляется, что в этом случае граница между методами систематизации практически стирается. Вместе с тем говорить о том, что они неправы, было бы некорректно. С латыни термин "кодекс" переводится как "книга". Следовательно, этим словом вполне можно называть системный сборник.

Тем не менее понятия "кодекс" и "кодификация" чаще трактуются как комплекс разрозненных актов, приведенных в форму одного, единого документа.

С развитием гражданского общества увеличивается число языковых возможностей людей. Соответственно, для дифференциации разных правовых явлений используется множество терминов. Однако было бы некорректно обозначать понятием "кодификация" разные формы систематизации. В противном случае это приведет к путанице правовых категорий. В этой связи применение слова "кодификация" в российском праве в узкоспециальном смысле представляется вполне оправданным.

Специфика процесса

Кодификация гражданского права имеет особые признаки, существенно отличающие ее от иных форм систематизации. Целью этого процесса является составление согласованного, единого нормативного акта.

Кодекс представляет собой фундаментальный правовой документ, с помощью которого систематизируются правоотношения, возникающие в конкретной отрасли. Вместе с тем в нем закрепляются основы нормативного регулирования определенной области правоотношений. Именно поэтому его создание не отменяет существование и действие нормативных актов иных видов, более того, оно предполагает необходимость их применения.

История развития права

Кодификация права – вынужденная мера, введенная еще в Древнем Риме.

На начальных стадиях развития юридической отрасли о систематизации не задумывались. Дело в том, что она могла ограничить преторов в выборе классово-целесообразных решений рассматриваемых споров. В этой связи попытка первой кодификации права, предпринятая Цезарем, была неудачной.

кодификация римского права

Работа по систематизации началась тогда, когда развитие римского права существенно замедлилось вследствие разложения рабовладельческого общества. К тому времени образовался огромный массив императорских постановлений. Необходимо было привести их к какой-либо системе. Кроме того, сложившиеся условия требовали твердого закрепления прав рабовладельцев.

В римском праве кодификацию впервые стали проводить частные лица. В конце III века юристы создали 2 кодекса. В первом присутствовали императорские распоряжения за период с конца 2 до конца 3-го вв., во втором – постановления за следующие несколько лет. К сожалению, эти кодексы не сохранились.

Впоследствии была проведена кодификация частного права и уголовных норм.

Дореволюционная Россия

В течение 18 столетия накопилось множество правовых актов, требовавших систематизации. Надо сказать, что кодификацией не занимались с 1649 г. (года составления Соборного Уложения), хотя попытки предпринимали и Петр Первый, и Екатерина II. За все это время было сформировано 9 комиссий. О каждой из них обществу сообщалось весьма помпезно, с шумом. Однако ни одна не совершила хоть сколько-нибудь значимых действий.

кодификации частного права

Девятая комиссия 1797 года составила только оглавление к будущему Уложению. После этого было принято решение создать еще одну комиссию и пригласить ученого юриста. Работу по кодификации начал барон Розенкампф. Прибывший из Лифляндии, о не знал ни Россию, ни русского языка. Розенкампф уволил из комиссии всех российских чиновников, а вместо них взял французов и немцев. Разумеется, систематизировать отечественные нормативные акты они не смогли.

В 1804 г. была предпринята новая попытка кодификации. Была создана новая комиссия, которую возглавил Сперанский. В результате были составлены проекты Торгового, Гражданского и Уголовного уложений. Однако приняты они не были, поскольку представители реакционного дворянства усмотрели в них отголоски законодательства, созданного во Франции в революционный период. В итоге Сперанского отстранили от работы и отправили в Сибирь.

Работа по кодификации возобновилась только в 1826 г. Сперанский был возвращен из ссылки Николаем I и назначен руководителем 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. После огромной работы в 1833 г. было составлено 2 массивных документа – Полное собрание законов и Свод действующих норм Российской империи.

Советское время

В рамках революционного преобразования общества, построения социализма В. И. Ленин особое внимание уделял законодательной деятельности государства, развитию и систематизации норм. Важнейшим периодом формирования советского права считаются годы перехода к новой экономической политике (НЭПу). В 1921-22 гг. началась активная кодификация советского права.

Как только большевики пришли к власти, они сразу же занялись переработкой законодательства. В 1921-22 гг. в результате кодификации сформировались новые правовые отрасли – трудовое и земельное право. Были созданы лесной, уголовно-исправительный кодекс. В этих нормативных актах были закреплены различные понятия, многие из которых используются и сегодня. Так, в КЗоТе провозглашается цель – обеспечение защиты работника от администрации либо работодателя, предусмотрены социальные гарантии, установлена ответственность за несоблюдение прав трудящихся. В условиях НЭПа в Кодексе законов о труде содержались положения, противоречившие интересам предпринимателей, т. е. ущемлявшие частные права.

Кодификация ГК была особенно сложной. На подготовительной стадии часто высказывалось мнение о том, что в СССР нет ничего частного, все право надлежит признавать публичным. Проект Кодекса готовила специальная комиссия. Для участия в ее работе были приглашены ведущие цивилисты, сотрудники наркомата, НСНХ и другие специалисты. Впервые в отечественной истории появилась возможность создать демократический нормативный акт. Для этого использовались понятия, институты французской юридической системы, учитывался опыт кодификации римского права.

Нюансы

В связи с тем что кодификацию, по сути, можно отнести к правотворчеству, и она только примыкает (исходя из результатов) к систематизации, порядок имеет много общего с методикой нормотворчества. Инструменты, которые используются при составлении кодекса, во многом похожи на те, которые применяются для создания других юридических документов.

кодификация норм права

В связи с тем что кодификация – достаточно сложная и трудоемкая работа, начинать ее необходимо только после вынесения уполномоченным госорганом соответствующего решения о ее инициации и финансировании. Именно госструктура берет на себя ответственность за решение вопроса о целесообразности процедуры.

Особенности работы комиссии

Кодификацию должны проводить высококвалифицированные специалисты. Для повышения эффективности работы их объединяют в комиссию или иную компетентную структуру. Стоит отметить, что формирование рабочего коллектива также требует определенных интеллектуальных, финансовых, временных затрат. В его составе должны присутствовать специалисты разного профиля – лингвисты, юристы, политологи, практические работники, имеющие большой опыт и пр. Особенно сложна в этом плане кодификация международного права. Дело в том, что рабочая группа должна состоять из лиц, представляющих интересы разных стран. Порой достичь консенсуса при кодификации удается далеко не всегда.

Чтобы сократить время создания единого нормативного документа и учесть все предложения, составляется план работы. При этом его следует разбить на отдельные стадии и указать примерные сроки выполнения работ на каждой из них.

Каждый участник рабочей группы должен получить конкретное задание. Другими словами, необходимо четко распределить обязанности меду специалистами, определить этап включения их в общую деятельность.

Немаловажное значение имеет сбор и выбор нормативного материала, который будет кодифицироваться. Здесь следует учесть опыт зарубежных коллег.

Собранный материал необходимо проанализировать. По результатам анализа принимается окончательное решение о целесообразности кодификации. После этого проводится анализ нормативных актов, отобранных для переработки, выделяются предписания, которые предполагается включить в кодекс. На этой стадии необходимо определить, являются ли правоотношения, регламентируемые этими нормами, однородными. Если это условие не соблюдается, есть вероятность того, что в итоге будет сформирован не цельный документ, а в большей степени консолидированный акт.

первая кодификация права

Нормативные предписания, которые выбраны для кодификации, классифицируются по вопросам, которые будут отражены в кодексе. Такая классификация станет основой для разработки структуры будущего нормативного акта.

Самым ответственным этапом является составление проекта кодекса, формулирование содержания его статей. На этой стадии, как показывает практика, классификации отобранных и переработанных предписаний недостаточно, соответственно, их приходится дополнять другими положениями, т. е. восполнять пробелы правового регулирования. Безусловно, один человек это сделать не может. Распределить элементы текста между специалистами можно с учетом их желания. Как правило, оно определяется уровнем компетентности в том или другом вопросе.

Завершающий этап

Текст проекта кодекса должен быть представлен на обсуждение представителям научного сообщества. Некоторые вопросы (социальные, к примеру) целесообразно обсудить с населением.

После этого кодекс проходит всестороннюю экспертизу. Нормативный акт проверяют юристы, лингвисты, политологи и другие специалисты. После экспертизы проект направляется на утверждение комиссии по кодификации.

Заключение

Кодифицированные нормативные акты могут иметь различную форму. Например, активно в правотворческой практике используются основы законодательства. Обычно они возглавляют определенные юридические институты и отрасли, обеспечивая взаимную согласованность норм.

проблемы кодификации права

Наиболее распространенным видом кодифицированного акта, однако, считается кодекс. Он представляет собой объемный нормативный акт, детально регламентирующий конкретную сферу правоотношений. Кодекс может поглощать все положения, действующие в определенной отрасли.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.