Учебно-воспитательный процесс – это... Определение, особенности и требования

Подписаться Редактировать статью

Воспитательный процесс ребенка связан с его учебной деятельностью. При правильно организованной учебной деятельности формируется картина мира у дошкольника и школьника, уважение к старшим, сострадание, толерантность, владение своими чувствами и воображение.

Основы учебно-воспитательного процесса

Обучение детей тесно связано с личностным ростом, развитием нравственных, физических качеств. Учебно воспитательный процесс – это создание таких условий вокруг учащегося, в которых он может развивать свои способности и познавать мир. Обучение основывается на тех принципах и традициях, которые существуют в данной стране, крае, городе.

Учитель – ученик

У дошкольников учебно-воспитательный процесс является игрой. Игра учит взаимодействовать между собой, замечать интересные факты и события, включать воображение, откликаться на чувства других людей, уметь сопереживать и ответственно подходить к своим ежедневным обязанностям.

Среда – это окружение ребенка, благодаря которому он учится правилам поведения в обществе. Основные требования к окружению:

  • безопасность;
  • способствовать развитию;
  • помогать физическому развитию;
  • быть внешне привлекательным.

В воспитательном деле ученик должен получать знания и развиваться в различных сферах:

  • физическая;
  • музыкальная;
  • трудовая;
  • театральная;
  • познавательная.
    Совместная работа

Для родителей и педагогов стоит первоочередная задача, воспитывать детей постоянно, периодические запреты не должны подавить в ребенке инициативу.

Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности

Учебно-воспитательный процесс – это совокупность принципов, которые позволяют заниматься обучением ребенка. Существует несколько принципов, которые используются в учебно-воспитательной деятельности:

  • природосообразности;
  • гуманизации;
  • целостности;
  • демократизации;
  • культуросообразности;
  • единства и непротиворечивости;
  • профессиональной целесообразности;
  • политехнизма.
    Учебно-воспитательный процесс

Принцип природосообразности гласит, что программу учебно-воспитательной деятельности необходимо строить исходя из возраста учащегося и его наклонностей. Мотивировать в детях желание развиваться и обучаться.

Принцип гуманизации предполагает уважительное отношение к ученику. Преподаватель должен строить доверительные отношения, основанные на общечеловеческих чувствах.

Принцип целостности предполагает взаимодействие всех компонентов учебного процесса.

Принцип культуросообразности предполагает знакомство ребенка с той культурной средой, в которой он находится.

Принцип единства и непротиворечивости возможен при тесном взаимодействии родителей и учителей. Требования взрослых должны быть понятны и прозрачны.

Принцип профессиональной целесообразности основывается на обучении преподавателей навыкам, необходимым в учебном деле.

Принцип политехнизма позволяет взаимодействовать между собой точным наукам.

Субъекты воспитательного процесса

Педагог в системе образования является субъектом. Субъекты учебно воспитательного процесса занимают особое место в образовании. Они имеют четкое представление о профессиональной деятельности и соотношении себя с социальной средой.

Взаимоотношения в коллективе

Позиция педагога играет ключевую роль в становлении личности учащегося. Педагогическая активность формируется исходя из нравственных ценностей, социального уклада, отношений к окружающим. Педагогический учебно-воспитательный процесс определяется ожиданиями окружающих с одной стороны и личными целями и интересами с другой.

По отношению к детям педагог может быть:

  • другом, если нашел подход к каждому ребенку и коллективу в целом;
  • источником информации и не переступать границу;
  • диктатором и не воспринимать желания детей;
  • советчиком, осторожно подводить детей к требуемому решению;
  • искрой в сознании ребенка, если взрослый смог заинтересовать и увлечь.

Любая роль учителя несет положительные и отрицательные стороны, но существуют некоторые моменты, которые не должны появляться в воспитании. Ребенок не может существовать во вседозволенности, становясь кумиром, подчинять воле взрослых. Педагог должен уважать личность, поддерживать инициативность.

Работа со студентами

Ученик, занимая позицию субъекта в воспитательном процессе, представляет личность, которая развивается и формируется в некой среде. Ориентируясь на примеры взрослых, он выбирает определенную модель поведения. Формируются личностные качества, нравственные устои, взаимоотношения со сверстниками, поступки. Социальные условия, в которых воспитывается человек, оказывают существенное влияние на интересы, развитие возможностей и дальнейшую жизнь.

Объекты процесса

Объекты учебно-воспитательного процесса существуют в сформированной среде и не пытаются выйти за ее границы.

Дети и подростки, как объекты учебного процесса, подвергаются влиянию взрослых. Взрослые принимают решения за учащихся, подталкивают ребенка к определенному действию и передают опыт.

Закономерности учебного процесса

Учебно-воспитательный процесс – это совокупность закономерностей:

  • педагогика неразрывно связана с потребностями общества;
  • педагог выстраивает систему обучения, согласовывая ее с руководителем учебного заведения, в соответствии с собственными убеждениями и социально-экономическим положением в стране;
  • программа корректируется в зависимости от способностей объектов обучения;
  • развитие ребенка зависит от социального статуса семьи, наследственности и заинтересованности;
  • взаимосвязь всех компонентов учебной деятельности.

Взаимодействие внутри учебного заведения

Учебно-воспитательный процесс – это создание условий, в которых ребенок развивает свою индивидуальность, формирует личностные качества. Для того, чтобы появилась возможность добиться результата, необходимо взаимодействовать между всеми сторонами воспитательного процесса.

Взаимодействие в процессе

Совместная работа педагога с коллегами позволяет раскрыться ученикам, увидеть детей с разной стороны. Взаимодействие классного руководителя, куратора или воспитателя должно происходить с администрацией учебного заведения и другими сотрудниками.

Взаимодействие педагога с другими субъектами учебного процесса

Учебно-воспитательный процесс в школе не может происходить качественно без работы педагога и родителя. Зачастую эта часть дается сложно из-за недопонимания и недосказанности. Для успеха необходимо, чтобы обе стороны были настроены на сотрудничество.

Самый основной блок в работе педагога – это совместная работа и взаимоотношения с детьми. Учитель достигает результата благодаря индивидуальному подходу к ученикам, совместной деятельности, выездным мероприятиям.

Для формирования в детях правильных принципов требуется взаимодействие всех компонентов учебного процесса. Ребенок должен оставаться субъектом воспитания и при построении системы взаимодействия необходимо учитывать интересы ребенка.


У этого древнейшего дерева в Европе есть интересная легенда
Направления
Оскароносные актеры, потерявшие любовь зрителей
Знаменитости
Этот лабиринт в чилийском лесу не так просто отыскать
Направления
Звезды, пойманные на вранье
Знаменитости
Самые красивые актрисы СССР по версии иностранцев
Знаменитости
И смех, и грех: невинное фото с дочкой заставило маму покраснеть
Юмор