Возбудитель ВИЧ: описание инфекции, симптомы, диагностика, лечение

Под аббревиатурой ВИЧ понимается вирус иммунодефицита человека, являющийся возбудителем СПИДа. Патоген поражает защитную систему организма, вследствие чего она не может нормально функционировать и препятствовать развитию различных недугов. В настоящее время невозможно избавиться от возбудителя ВИЧ, все методы лечения направлены только на замедление репродукции вируса. Это позволяет больным значительно продлить свою жизнь.

Защитная система

Основные характеристики

Возбудитель ВИЧ-инфекции был открыт в конце ХХ века (в 1983 году). Вирус обнаружили одновременно двое ученых из США и Франции. За 2 года до открытия патогена в Америке впервые был описан синдром приобретенного иммунодефицита, известный как СПИД. В настоящее время выяснено, что возбудитель ВИЧ имеет два типа. Первый распространен в европейских странах и США, второй - в Западной Африке.

Информации относительно происхождения патогена крайне мало. На сегодняшний день основной гипотезой является та, которая гласит о том, что возбудитель ВИЧ-инфекции образовался вследствие мутации вирусов обезьян. Он появился на территории Африки, где и получил широкое распространение. Долгие годы он не выходил за пределы страны, поражая все большее число коренных жителей. Постепенно происходило освоение территорий Африки, вследствие чего увеличился показатель миграционных потоков и наладились контакты с некоторыми государствами. Закономерным следствием стало широкое распространение болезнетворного микроорганизма.

Основные характеристики возбудителя ВИЧ-инфекции:

• Относится к ретровирусам. Это семейство характеризуется наличием генетического аппарата, представленного рибонуклеиновыми кислотами.
  • Вирус является частицей сферической формы. Его размеры могут варьироваться от 80 нм до 100 нм.
  • Возбудитель ВИЧ состоит из белковой оболочки, нуклеиновой кислоты и особого фермента. Последний способствует преобразованию РНК вируса в болезнетворную ДНК. После этого происходит ее внедрение в макромолекулу человека, ответственную за реализацию генетической программы.

Заболевание может протекать по-разному. Иногда оно развивается стремительно, чаще - растягивается на несколько лет. Поддерживающая терапия способна увеличить продолжительность жизни больного. Отсутствие же лечения неизбежно приводит к летальному исходу в более сжатые сроки.

Строение вируса

Жизнеспособность

Возбудитель ВИЧ-инфекции является патогеном, который способен развиваться только в клетках иных организмов. Вирус проявляет крайне низкую степень устойчивости во внешней среде. Размножаться он может исключительно в человеческом организме.

Возбудитель устойчив к воздействию низких температур, его жизнедеятельность не прекращается даже при замораживании. Не оказывают на него никакого воздействия ни ультрафиолетовое, ни ионизирующее излучения. При этом возбудитель ВИЧ-инфекции является патогенным микроорганизмом, который мгновенно погибает при кипячении. Если температура несколько ниже, его жизнедеятельность прекращается спустя примерно полчаса.

Кроме того, возбудитель быстро погибает под воздействием спирта 70%, раствора ацетона, перекиси водорода 5%, эфира, хлорамина. В высушенном виде жизнеспособность вируса сохраняется до 6 дней. В растворе героина все свойства возбудителя сохраняются примерно 3 недели.

Фазы жизненного цикла

Он является весьма сложным. Жизненный цикл возбудителя ВИЧ состоит из нескольких этапов:

1. В крови человека циркулируют клетки - Т-лимфоциты. На их поверхности находятся рецепторные молекулы. Вирус с ними связывается и проникает в Т-лимфоциты, при этом возбудитель сбрасывает белковую оболочку.
  2. Происходит синтез копии ДНК. Данный процесс осуществляется благодаря наличию в вирусе фермента обратной транскриптазы.
  3. Сформированная копия ДНК внедряется в клеточное ядро. Там происходит образование кольцевой структуры. После этого она встраивается в макромолекулу носителя.
  4. Копия сохраняется в ДНК человека несколько лет. При этом зараженный может не ощущать никаких тревожных признаков. Присутствие копии ДНК может обнаружиться в крови человека случайным образом, например, при прохождении профилактического осмотра.
  5. При проникновении в организм вторичной инфекции запускается процесс синтеза вирусной РНК.
  6. В последней также происходит выработка болезнетворных белков.
  7. Из вновь синтезированных веществ начинают формироваться новые патогенные частицы. Затем они выходят из клетки, которая, как правило, погибает.

В вышеперечисленных фазах жизненного цикла заключается и механизм передачи возбудителя ВИЧ-инфекции.

Вирус иммунодефицита

Воздействие на иммунную систему

Защитные силы организма предназначены для обезвреживания и уничтожения поступающих извне антигенов. К чужеродным элементам относятся все вирусы, бактерии, грибки, простейшие, пыльца, дрожжи и даже донорская кровь.

Иммунная система представлена клетками и органами, которые расположены по всему организму. За формирование реакции отвечают Т-лимфоциты. Именно они первоначально определяют то, что возбудитель заболевания (ВИЧ-инфекции) является антигеном. После распознавания чужеродного элемента Т-лимфоциты запускают синтез ряда веществ, которые ускоряют процесс созревания новых защитных клеток. После этого происходит выработка антител, главной задачей которых является уничтожение патогенных микроорганизмов.

Но вирус способен быстро проникать в Т-лимфоциты, за счет чего ослабляются защитные силы организма. Развивается иммунодефицит. Часто ВИЧ присутствует в организме, но при этом зараженный человек даже не подозревает об этом. Неактивный период составляет от 1 года до 5 лет. При этом в крови циркулирует небольшое количество антител, которые успели выработаться иммунной системой. Именно их наличие в жидкой соединительной ткани является основанием для постановки диагноза.

Как только вирус проникает в кровь, человек считается его носителем, то есть он может заразить окружающих. При этом единственным симптомом, как правило, является увеличение некоторых лимфатических узлов.

С течением времени происходит активизация вируса, он начинает очень быстро размножаться и уничтожать Т-лимфоциты. Другими словами, происходит разрушение одного из основных звеньев защитной системы. При этом организм при проникновении в него различных патогенов ждет сигнала от Т-лимфоцитов о начале формирования иммунного ответа, но он не поступает. Таким образом, человек становится беззащитным даже перед банальными инфекционными заболеваниями, которые не представляют опасности для здоровых людей.

Прогрессирование иммунодефицита сопровождается формированием опухолей. С течением времени в патологический процесс вовлекается головной мозг и нервная система.

Иммунная система

Пути передачи

Источником заражения всегда является человек (и много лет страдающий от СПИДа, и носитель). Согласно основной теории происхождения патогена, резервуаром ВИЧ первого типа являются дикие шимпанзе, второго - африканские обезьяны. При этом остальные животные к инфекции невосприимчивы.

Основную эпидемиологическую опасность представляют следующие виды биологического материала человека:

• кровь;
  • вагинальный секрет;
  • сперма;
  • менструальные выделения.

Наименьшую угрозу представляют: слюна, грудное молоко, спинномозговая жидкость, слезный секрет.

Основные пути передачи возбудителя ВИЧ:

1. Естественный (при половых контактах, от матери к ребенку в период внутриутробного развития плода или во время процесса родоразрешения). Риск заражения после однократной сексуальной связи очень мал. Он значительно увеличивается при совершении регулярных половых контактов с носителем. От матери к ребенку вирус передается посредством дефектов, образованных в плацентарном барьере, при контакте малыша с кровью во время родоразрешения или с грудным молоком. Согласно статистическим данным, уровень заболеваемости среди новорожденных составляет примерно 30%.
  2. Искусственный (при парентеральном способе введения препаратов, трансфузиях, проведении медицинских процедур, которые являются травматичными и т.д.). Один из основных путей передачи возбудителя ВИЧ-инфекции - инъекции с помощью игл, которые загрязнены кровью человека, страдающего от СПИДа или являющегося носителем вируса. Также нередко заражение происходит во время совершения медицинских манипуляций с нарушением норм стерильности: нанесения татуировок, пирсинга, стоматологических процедур.

Возбудитель заболевания (ВИЧ) не передается контактно-бытовым путем.

Зафиксированы случаи, когда у человека обнаруживалась невосприимчивость к вирусу. Ученые считают, что это связано с наличием иммуноглобулинов специфического характера, присутствующих на слизистой оболочке половых органов.

Способ заражения

Симптомы

Развитие иммунодефицита происходит медленно. В течении ВИЧ-инфекции принято выделять несколько стадий:

1. Инкубация. Ее длительность составляет от 3 недель до нескольких месяцев. Стадия характеризуется интенсивной репродукцией вируса, при этом иммунный ответ со стороны организма пока отсутствует.
  2. Первичные проявления. Формирование иммунного ответа сопровождается интенсивной выработкой антител. На данной стадии тревожные признаки могут не появиться. Но у большинства зараженных возникают следующие симптомы: лихорадка, высыпания на кожном покрове и слизистых оболочках, увеличение лимфатических узлов, диарея, фарингит. У некоторых больных острая стадия сопровождается присоединением вторичных инфекций (ангины, грибковых патологий, пневмонии, герпеса и т. д.). В этом случае присоединяются признаки появившихся недугов. Длительность стадии первичных проявлений - около трех недель.
  3. Латентная. Характеризуется прогрессированием иммунодефицита. При этом единственным симптомом является только увеличение лимфоузлов. Длительность стадии варьируется примерно от 2 до 20 лет.
  4. Этап вторичных заболеваний. У больного уменьшается масса тела, снижается работоспособность, ухудшается самочувствие. В тяжелых случаях вторичные инфекции приобретают генерализованную форму.
  5. Терминальная стадия. На данном этапе нарушения, вызванные развитием вторичных заболеваний, носят необратимый характер. При этом любые методы лечения являются неэффективными. Данная стадия завершается летальным исходом.

ВИЧ-инфекция характеризуется многообразным течением, то есть некоторые стадии могут вовсе отсутствовать. Длительность развития заболевания составляет от нескольких месяцев до многих лет.

Диагностика

Возбудитель ВИЧ-инфекции относится к ретровирусам. Для их выявления наиболее часто используется метод ИФА или ПЦР. Иногда врач дополнительно назначает лабораторное исследование с помощью способа иммунного блоттинга. В процессе проведения диагностики специалист имеет возможность идентифицировать антитела к ВИЧ, что является основанием для постановки точного диагноза.

Консультация врача

Лечение

Все консервативные методы терапии направлены на замедление прогрессирования заболевания и предотвращение развития вторичных инфекций.

Как правило, схема лечения лиц с ВИЧ включает следующие пункты:

• Прием медикаментозных средств антиретровирусного действия. Активные вещества препаратов способствуют снижению скорости размножения патогенов. К подобным средствам относятся следующие: «Зидовудин», «Зальцитабин», «Абакавир», «Невирапин», «Ритонавир», «Нелфинавир» и пр.
  • Прием витаминов и БАДов.
  • Физиотерапия.
  • Строгое соблюдение режима.
  • Диета.
  • Психологическая помощь.

Важно понимать, что целесообразность приема тех или иных лекарственных средств оценивает только врач. Иммуностимуляторы при ВИЧ-инфекции не назначаются. Это обусловлено тем, что подобные препараты способствуют прогрессированию заболевания.

Важно своевременно лечить вторичные патологии. Если больной страдает от наркомании, его необходимо поместить в соответствующее стационарное учреждение.

Медикаментозная терапия

Прогноз и профилактика

Избавиться от ВИЧ невозможно. В связи с этим решающую роль играют целеустремленность и психологическое состояние больного. Ранее пациенты жили, в среднем, 11 лет после инфицирования. В настоящее же время создано большое количество современных препаратов, разработана эффективная схема поддерживающей терапии. Если строго соблюдать предписания врача, срок жизни существенно увеличивается и может составлять несколько десятков лет.

Основными мерами профилактики являются: избегание случайных сексуальных контактов, своевременное лечение половых инфекций, посещение только дорожащих репутацией медицинских учреждений, регулярное прохождение осмотров у врача.

В настоящее время особое внимание уделяется половой неграмотности. Для того чтобы исправить ситуацию, многие школы и вузы включают в учебную программу специальные курсы.

В заключение

ВИЧ является возбудителем СПИДа, но при этом инфекция может развиваться годами. Она внедряется в Т-лимфоциты при проникновении в организм, за счет чего нарушается функционирование иммунной системы. В результате человек становится беспомощным даже перед банальной простудой.

При обнаружении недуга пациент должен пожизненно соблюдать правила поддерживающей терапии, в противном случае происходит ускорение наступления летального исхода.

Основной мерой профилактики является исключение случайных сексуальных связей. Кроме того, не рекомендуется посещать сомнительные медицинские учреждения для прохождения травматических процедур.