Социально-педагогическая технология - это... Основы, практики, методики и теория педагогического воспитания

Технологии социально-педагогического проектирования связана со знакомством детей с тем видом деятельности, которым ребенок будет заниматься в дальнейшем. К примеру, чтобы стать учителем физики, нужно знать законы. Изучить их можно в рамках школьной программы. Ребенок, мечтающий стать педиатром, сначала изучает биологию и химию, а в стенах медицинской академии студенты уделяют особое внимание физиологии и анатомии ребенка. Подобная ситуация складывается в любой профессии.

уровни социально - педагогической технологии

Актуальность

Методики социально-педагогических технологий помогают будущим социальным педагогам помогать подросткам в становлении личностных качеств, дают возможность предупреждать девиантное поведение.

Проанализируем суть понятий «технология» и «методика». В переводе с греческого языка «методика» представляет сумму средств, приемов, методов рационального осуществления работы. Технология рассматривается в качестве совокупности приемов, методов, средств изменения объекта деятельности как некоей последовательности процедур и операций, используемых в деятельности.

Эти понятия довольно близки друг к другу. Общим является для них то, что оба термина предполагают использование средств, приемов, методов, форм деятельности.

Отличия в том, что технология, кроме суммы используемых средств, предполагает применение четкого алгоритма и последовательности действий в рамках определенной деятельности.

Социально - педагогическая технология и практики социальной ориентации рассматривались Л. С. Выготским. Он считал, что проблема метода является основой культурного развития ребенка, способом выявления слабых и сильных сторон, выработки верного пути воспитания и образования.

В философском понимании методы являются способами теоретического либо практического освоения действительности, которые исходят из сущности и закономерностей анализируемого объекта.

методики социально - педагогических технологий

Методы в социальной педагогике

В качестве способа практических изменений действительности метод можно рассмотреть как сумму сравнительно однородных операций, приемов, которые позволяют решать конкретные задачи в практической деятельности.

Основы социально-педагогических технологий составляют методы, базирующиеся на связи клиента и социального педагога. Они способствуют формированию положительного социального опыта, который содействует социализации либо социальной реабилитации клиента.

Так как социальная педагогика является «молодой» наукой, своими собственными практическими методами она еще не обзавелась.

специфика технологии

Социально-педагогическая диагностика

Ее считают специфическим методом социальной педагогики. Так как она многопрофильна, и в ней уместно использование методов из различных областей деятельности. Например, выполняя образовательно-воспитательную функцию, социальный работник применяет методы обучения и воспитания, которые используются в педагогике.

Коррекция либо диагностика личностных качеств ребенка невозможна без использования психологических методик.

Отметим, что в своей работе социальный педагог пользуется достижениями науки. Социально - педагогическая технология воспитания предполагает применение синтеза, анализа, мышления, обобщения. Это существенно облегчает задачу педагога, помогает ему анализировать результаты и последовательность своей деятельности.

технологии социально - педагогического сопровождения

Основные понятия

Содержание социально-педагогической технологии связано с такими терминами, как «прием» и «средство». Прием рассматривается в качестве конкретизации метода. Соотношение между ними рассматривается как взаимосвязь видового и родового понятий. Каждый метод реализуется через сумму конкретных приемов, накапливаемых в практике, обобщается теорией, предлагается к применению.

Социальный педагог может использовать приемы и независимо от методов.

Приемы в социальной педагогике

Э.Ш. Натанзон выделил в педагогике «тормозящие» и «созидающие» приемы. К первой группе он отнес:

  • намек;
  • приказание;
  • мнимое недоверие и безразличие;
  • предупреждение;
  • осуждение;
  • возмущение.

Среди созидающих приемов можно отметить:

  • доверие;
  • вера в силы ребенка;
  • выражение огорчения;
  • просьба;
  • внимание;
  • поощрение.

Эти приемы включаются в технологии социально-педагогической работы.

Использование социальным педагогом определенного приема зависит от конкретной ситуации, мотивов поведения школьника.

Средства

Это достаточно широкое понятие, без которого не обходятся технологии социально-педагогического сопровождения. Под средствами принято понимать сумму эмоциональных, материальных, интеллектуальных условий, используемых социальным педагогом для достижения поставленной цели.

Они становятся способами деятельности только по мере необходимости. К примеру, игра может стать развлечением, отдыхом. Но при ее правильной организации, вполне можно посредством игры формировать в детях определенные социальные умения и навыки.

Социально-педагогическая технология - это способ решения задачи, касающейся особенностей личности ребенка.

Для выполнения профессиональных обязанностей социальный педагог должен овладеть методами, состоящими из различных приемов.

практика социального воспитания

Особенности социальной педагогики

Она является отраслью педагогики, поэтому социальный работник опирается на традиционные методы воспитания и обучения, применяемые в педагогике. Учитывая, что социально-педагогическая технология - это особенная методика, она опирается на близкие к ней науки: психологию, социологию.

Социальный педагог старается решать проблемы ребенка, возникающие при его социализации. Он может работать непосредственно с ребенком либо действовать опосредованно – через друзей, родителей, классный коллектив, оказывая воздействие на школьника. Деятельность может быть кратковременного характера, или на протяжении длительного временного промежутка. Вооружившись специальными методами и приемами, социальный педагог оказывает целенаправленное действие на поведение, сознание, чувства ребенка, окружающую его социальную среду.

Социально-педагогическая технология - это методика, основывающаяся на упражнениях и убеждении. Специфика этих методов состоит в том, что социальному педагогу приходится работать с «клиентами», у которых искажены понятия о нормах и формах поведения.

Для того чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни, труду, морали, необходимо сформировать правильную жизненную позицию. Действия, совершаемые поступки, привычки без понимания из общественной важности могут быть случайными, не имеющими действенной силы.

технология социальной технологии

Убеждения

Метод убеждения помогает трансформировать общественные нормы в мотивы поведения и деятельности человека, что дает возможность формировать убеждения.

Их можно считать твердой уверенностью личности в правдивости нравственных знаний. Убеждения побуждают ребенка к совершению нравственных действий, хороших поступков. В ходе убеждения социальный педагог оказывает воздействие на волю, чувства, сознание ребенка. Убеждение выступает формой контроля взаимоотношений между социумом и личностью.

Разные уровни социально-педагогической технологии базируются именно на отношениях личности и социума.

Воспитательная сила убеждений зависит от внутреннего осознания ребенком предлагаемой информации. Если педагог не был убедителен, его слова теряют смысл, они не будут услышаны и осознаны ребенком.

Для того чтобы социальный педагог смог достичь поставленной им цели, он должен изучить личность ребенка: его опыт, интересы, уровень воспитанности и образованности.

Элементы технологии

Нельзя смешивать понятие «морализирование» и «убеждение, когда педагог сообщает известные истины. Повышение голоса приводит к проявлению агрессии к взрослому человеку со стороны ребенка.

Уровни социально-педагогической технологии направлены на установление барьера между эмоциональным и смысловым барьером слова.

В случае негативизма слова социального педагога возможно появление противоположного эффекта – «бумеранга». Эмоциональный барьер сопровождается появлением чувства антипатии, неприятия, озлобленности.

Содержание речи педагога должно быть таким, чтобы у ребенка возникало чувство раскаяния за свое деяние, а при совершении хорошего поступка – гордость и радость.

Лекция и рассказ

Это монологические формы метода, которые использует в работе социальный педагог. С их помощью детям разъясняются конкретные нравственные понятия. Рассказ применяют в работе с детьми младшего школьного возраста. Он основывается на фактах, ярких примерах, является непродолжительным по времени.

Лекция подходит для старшеклассников, время ее проведения составляет от 30 до 60 минут.

Беседа – это вопросно-ответный метод, который помогает социальному педагогу уточнять факты и явления, анализировать форму поведения детей, находить оптимальный способ решения проблемы.

Подросткам социальный педагог предлагает диспут. Этот метод способствует формированию коммуникативных навыков, суждений, аргументации своей позиции.

Нравственные идеалы

Технология социально-педагогического проектирования предполагает учет педагогом нравственного идеала, которому будет следовать подросток. В качестве идеала должен выступать эмоциональный, принятый им образ, который станет «мотиватором» для личностного роста подростка.

Сила воспитательного примера базируется на подражании этому идеалу, стремлению к совершению таких поступков, которые бы одобрил этот человек.

В процессе подражания ребенок копирует программу поведения, экономя силы в освоении общества. Задачей социального педагога является помощь в подборе нравственного идеала.

особенности социально - педагогического сопровождения

Заключение

Социально-педагогическая технология – это разновидность педагогической и социальной технологии. В научной литературе подобный термин появился только в конце двадцатого века. Эту методику считают человековедческой, поэтому она обладает некоторыми специфическими особенностями. Она опирается на научную концепцию, которая включает психологическое, философское, дидактическое обоснование.

Технология обладает всеми признаками полноценной системы: взаимосвязью отдельных частей, логикой процесса, целостностью и гармоничностью.

Применение подобной методики дает возможность оптимизировать деятельность социального педагога, создать резерв рабочего времени.

Основателем многих популярных ныне технологий в социально-педагогической деятельности стал А. С. Макаренко. Он, конечно, не применял в своей работе выражения «педагогические технологии», но именно им были созданы:

  • создание и становление коллектива;
  • прогнозирование развития личности ребенка, создание оптимальных условий для этого процесса.

Современные изменения в обществе заставляют педагогов искать новые социально-педагогические технологии. Теоретическая технология является учением об оптимальных средствах, методах, приемах, которые нужны для решения педагогических и социальных проблем. Такие технологии применяют для описания, анализа, обоснования решения конкретной проблемы.

Исследовательская социально-педагогическая технология – это полноценная методика, которая позволяет познавать явление, его отдельные компоненты, специфику проявления, перспективы развития, а также качественные видоизменения.

Подобные технологии применяют при проведении исследований социально-педагогических проблем. Они дают возможность не только познавать явление, но и создавать экспериментальные разработки, программы, которые позволят его развивать.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.