Шумерские города-государства: история образования, этапы развития

Древняя Месопотамия стала областью, где впервые была опробована исторически одна из наиболее древних моделей организации власти в рамках отдельно взятого города, а шумерские государства можно считать древнейшим примером относительно централизованного политического объединения. История этого народа, в документах именовавшего себя "черноголовыми", охватывает значительный промежуток времени: с VI по III тысячелетия до н. э. Но последняя дата не стала рубежной в их существовании: шумеры оказали значительное влияние на формирование дальнейших типов государственности, таких как Ассирийская или Нововавилонская империи.

Шумеры: гипотезы и допущения

Начать следует все же с того, кто же такие таинственные sag-gig-ga из древних глиняных табличек. История шумерских городов-государств с 5 класса становится известна каждому, но школьный учебник истории по понятным причинам умалчивает о том, что народа "шумеры" в принципе не существует. Этнонимом sag-gig-ga древние писцы называли как своих соотечественников, так и сопредельные народы.

Само название "Шумер" как обозначение общей территории древних государственных объединений, так и условное название создавших их этнических групп, появилось благодаря ряду допущений. Правители возникшей многими веками позже Ассирии гордо именовали себя царями Шумера и Аккада. Поскольку уже было известно, что аккадским языком пользовалось семитское население Месопотамии, было сделано предположение, что шумеры – те самые несемитские народы, организовавшие древнейшие государственные объединения на этой территории.

Образцы шумерского искусства

Лингвистика очень часто приходит на помощь историкам. Благодаря отслеживанию изменений в языке, происходящим по определенным правилам, можно установить язык-предок и хотя бы пунктиром начертить траекторию перемещений того или иного народа. Шумерский язык дешифрован, но изучение текстов, оставленных его носителями, дало новую проблему: наречие "черноголовых" не имеет никаких связей с известными древними языками. Проблема осложняется тем, что шумерский язык расшифровывался через аккадские глоссы, а читать аккадские тексты оказалось возможным благодаря переводам с него на древнегреческий. Поэтому реконструированный шумерский язык может значительно отличаться от реально существовавшего.

Сами "черноголовые" о своей прародине ничего не рассказали. До нас дошли лишь путаные тексты, в которых говорится о существовании некоего острова, который шумеры покинули из-за некоторых проблем. В настоящее время существует смелая теория, что шумерский остров существовал на территории современного Персидского залива и был затоплен в результате движения тектонических плит, однако доказать или опровергнуть эту гипотезу не представляется возможным.

Древняя Месопотамия

Не слишком много известно и о предшественниках шумеров на этой территории: племенах субареев. Однако наличие здесь различных человеческих обществ в столь далекое время свидетельствует о том, что Древняя Месопотамия издавна была привлекательным для жизни регионом.

Главное богатство этой территории составляли две крупные реки – Тигр и Евфрат, благодаря которым и возникло само название Месопотамия (русифицированный вариант – Двуречье или Междуречье). Субареи не освоили технику ирригационного земледелия, поэтому им не удалось создать сколь-либо развитой системы государственности. Исследователями твердо установлено: именно тяжелый труд по созданию оросительной системы способствовал разложению родоплеменного строя и появлению первых рабовладельческих государств.

Возникновение централизованных объединений в Древнем Египте и шумерских городов-государств в перечне тем, принадлежащих к проблемному полю современного востоковедения, занимает особое место. На примере этих двух регионов особенно наглядно видно, какое значение имело географическое положение. Египтяне полностью зависели от разливов Нила и были вынуждены концентрировать свои усилия на возведении каналов для орошения полей в засушливое время, благодаря чему степень централизации стала чрезвычайно высокой, а в Северной Африке возникла одна из древнейших империй мира. Перед населением Месопотамии подобных проблем не стояло, поэтому племенные объединения, на базе которых впоследствии возникли древние шумерские города-государства, были локальными, а развитие земледелия остановилось на примитивном, в сравнении с египетским, уровне.

В остальном Месопотамия особыми богатствами не отличалась. Не было даже такого элементарного строительного материала, как камень. Вместо него использовалась смесь глины с природным асфальтом. Растительный мир был представлен преимущественно злаковыми (пшеница, ячмень). Кроме того, культивировались финиковые пальмы и кунжут. К числу основных занятий жителей шумерских городов-государств относилось и скотоводство: в северных областях Месопотамии приручались дикие козы и овцы, а в южных – свиньи.

Шумерские боги

Возникновение государственных объединений в Месопотамии по времени приблизительно совпадает с переходом к бронзовому, а вскоре и железному веку. Но археологи не обнаружили на территории региона большого количества металлических изделий. Его древнейшему населению оказались доступны лишь металлы метеоритного происхождения, в то время как значительных месторождений железа и меди в Месопотамии не было. Это очень быстро поставило древние шумерские города-государства в зависимость от привозного металла, что способствовало развитию государственности.

Распад родовых общин и возникновение рабства

В существовавших природно-климатических условиях шумерские города-государства неминуемо были заинтересованы в повышении рентабельности сельского хозяйства. Поскольку недостаток металлов и их высокая стоимость препятствовали совершенствованию орудий труда, шумерам требовались иные способы увеличения получаемой продукции. Эта проблема была решена одним из самых очевидных путей: введением рабского труда.

Возникновение рабства в шумерских городах-государствах в перечне тем, касающихся истории Древнего мира, занимает особое место. Хотя, как и в других древневосточных обществах, больше всего рабов на невольничий рынок поступало благодаря различным войнам, уже древнейшие шумерские кодексы дозволяют отцу семейства продавать в рабство своих детей. Особенно часто продавались дочери: они не считались особенно полезными в сельском хозяйстве.

Развивающееся рабовладение подтачивало патриархальное родоплеменное устройство. Прибавочный продукт, получаемый благодаря земледелию и скотоводству, распределялся неравномерно. С одной стороны, это вело к выделению знати, из чьей среды происходили первые цари шумерских городов-государств, а с другой – к обнищанию рядовых общинников. Сама продажа членов семьи в рабство была обусловлена не только необходимостью получить за это зерно для посева или просто пищи, но и требовалась для регуляции численности семейства.

Номовая государственность

Тема шумерских городов-государств интересна с позиции их организации. Выше уже отмечались отличия шумерского земледелия от древнеегипетского. Одно из главных следствий этих отличий – отсутствие необходимости в жесткой централизации. Но едва ли не лучшие климатические условия существовали в Древней Индии. Шумерские города-государства в перечне тем, касающихся развития древневосточной государственности, вновь занимают особое место.

Шумерская клинопись

Шумеры, в отличие от сменивших их народов, не создали централизованной империи. Одно из возможных этому объяснений – автаркия древних родоплеменных объединений. Их члены трудились только для себя и не нуждались в контактах с сопредельными племенными союзами. Все последующие государственные объединения Шумера возникли именно в границах племени или племенного союза.

Обращает внимание на себя следующий факт: плотность населения в Месопотамии в рассматриваемый период была столь высока, что расстояние от одного протогосударственного центра до другого порой не превосходило даже тридцати километров. Это говорит о том, что подобных догосударственных объединений существовало огромное количество. Процветающее в них натуральное хозяйство не приносило преобладания ни одному из древних шумерских городов-государств. Конфликты, возникающие между ними, оканчивались лишь угоном части населения в рабство, но не имели целью полное подчинение одного другому.

Все это стало причиной возникновения в Месопотамии номовой государственности. Само слово "ном" – греческого происхождения. Оно использовалось в административном делении Древней Греции. Впоследствии оно было перенесено на реалии Древнего Египта, а затем и на Шумер. В контексте истории шумерских городов-государств, термин "ном" обозначает независимый и замкнутый город с прилежащей к нему округой.

К окончанию шумерского периода (рубеж III-II тысячелетий до н. э.) насчитывалось около полутораста таких объединений, находившихся в состоянии относительного равновесия.

Основные номы Шумера

Наиболее важными для последующей эволюции государственности стали расположенные вблизи рек города-государства. С 5 класса история древних шумерских объединений становится известна с таких, как Киш, Ур и Урук. Первый был основан в конце IV тысячелетия до н. э. неподалеку от места соединения рек Евфрат и Ирнина. В то же время возвышается еще один известный город-государство, просуществовавший до IV века до н. э. – Ур. Он располагался непосредственно в устье Евфрата. Первые поселения на месте будущего Ура появились двумя тысячами лет раньше. К причинам столь раннего заселения этого места можно отнести не только очевидные благоприятные условия для земледелия. Из нынешнего названия местности – Телль-эль-Мукайяр, что переводится как "битумный холм" – понятно, что здесь в избытке находился природный асфальт, главный строительный материал в Шумере.

Первым населенным пунктом Южной Месопотамии, обзаведшимся собственными стенами, является Урук. Как и в случае уже упомянутых шумерских городов-государств, его возвышение относится к середине IV тысячелетия до н. э. Выгодное расположение в долине Евфрата позволило Уруку очень быстро заявить о своих претензиях на лидерство в регионе.

Шумерские города-государства

Помимо Киша, Ура и Урука, в Древней Месопотамии существовали другие города-государства:

  • Эшнунна, выстроенная в долине реки Диялы.
  • Шурпак в долине Евфрата.
  • Находящийся неподалеку от него Ниппур.
  • Ларак, расположившийся между отходящими от Тигра крупными каналами.
  • Адаб в верховьях реки Интурунгаль.
  • Сиппар, построенный в месте разделения Евфрата на два рукава.
  • Ашшур в районе среднего Тигра.

Степень влияния этих городов-государств на округу была различной. К концу шумерского периода на роль культового центра "черноголовых" выдвинулся Ниппур, поскольку там располагалось главное святилище верховного бога шумерского пантеона Энлиля. Однако это не делало город политическим центром. В большей степени на эту роль претендовали Киш и Урук.

Всемирный потоп и политические реалии

Каждый знаком с библейской легендой о гневе Бога на отвергнувших его заповеди людей и насланном им потопе, выжили в котором лишь семья праведника Ноя и спасенные на его ковчеге растения и животные. Сейчас нет никаких сомнений в том, что эта легенда имеет шумерские корни.

Источники зафиксировали участившиеся паводки на рубеже XXX-XXIX вв. до н. э. Их наличие было доказано и археологическими данными: ученые обнаружили относящиеся к той эпохе речные наносы. Ситуация была столь критической, что многие древние номы пришли в запустение, что и позволило впоследствии и жрецам и народным сказителям создать историю о всеобщем разорении и массовой гибели людей. Но приключившийся с Шумером природный катаклизм интересен не только как доказательство отражения реальности в древнем эпосе. Одним из его следствий стало нарушение состояния равновесия в регионе.

Во-первых, ослабленный Шумер стал легкой добычей для семитских племен, проникших в регион с юга и востока. Их появление на шумерских территориях наблюдалось и раньше, но прежде оно было более мирным, а, как уже говорилось, шумеры не делали особых различий между собой и иноплеменниками. Такая открытость привела в итоге к исчезновению шумерской цивилизации и массовому заимствованию их достижений пришлыми племенами.

Очевидно, семитам удалось закрепиться в крупнейших шумерских городах-государствах. Климат после наводнения значительно изменился, продуктов сельского хозяйства уже не хватало для обеспечения жизнедеятельности самостоятельных общин. Необходимость защищаться от вторжений значительно ускорила эволюцию форм государственной власти: в крупнейших номах на первые роли выдвигаются лугали, которых в русской исторической традиции часто называют "царями".

Наиболее ожесточенным стало соперничество Киша и Урука. Их отзвуки дошли до нас в древнем эпосе. В частности, лугаль Урука Гильгамеш стал центральным героем ряда шумерских сказаний. Ему приписывался поединок с неким опасным демоном, поиск травы бессмертия и личная встреча с единственным выжившим после потопа человеком Утнапиштимом. Последнее особенно интересно, поскольку позволяет строить предположения о Гильгамеше как о наследнике шумерских традиций государственности. Еще более интересной эта гипотеза становится в свете преданий, рассказывающих о нахождении Гильгамеша в рабстве у лугаля Киша по имени Ага. Однако проверить основанные на обрывках древних преданий теории практически невозможно.

Гильгамеш – правитель Урука

Кризис шумерской цивилизации

Несколько пессимистичным выглядит название эпоса о Гильгамеше на аккадском языке: Ša nagba imuru – "О все видавшем". Существуют некоторые основания предполагать, что название было переведено с шумерского языка. Если такая теория верна, то высшее литературное достижение древнейшей цивилизации отражает эсхатологические настроения, охватившие общества. Это находится в явном противоречии с легендами о потопе, в которых явно проводится мысль о расцвете после кризиса.

Новое тысячелетие, начинавшееся после сражений Гильгамеша с многочисленными врагами, несло шумерам новые проблемы. Некогда благоприятные климатические условия шумерских городов-государств сделали возможным их расцвет. С начала II тысячелетия они же, хоть и опосредованно, ускорили гибель их основателей: Шумер все чаще становится объектом для экспансии.

Власть лугалей, все больше приобретавшая деспотические черты, превратила самодостаточные общины в источник рабочей силы. Нескончаемые войны требовали все больше солдат и поглощали всю большую часть прибавочного продукта. В процессе борьбы за гегемонию шумерские города-государства взаимно ослабляли друг друга, что делало их легкой добычей для врагов. Особенно опасными стали семиты, в частности, расположившиеся в Ашшуре ассирийцы и подчинившие центральные области Месопотамии аккадцы.

Известные из истории шумерские города-государства, такие как Киш, Ур и Урук, постепенно теряют прежнее значение. На первый план выходят новые мощные номы: Марад, Дильбат, Пуш и, наиболее известный из них – Вавилон. Однако захватчикам приходилось выдерживать атаки новых народов, желающих укрепиться на плодородных землях Междуречья. Правитель Аккада Саргон на некоторое время сумел консолидировать оказавшиеся под его власти земли, но после его смерти созданная им держава не выдерживает натиска многочисленных кочевых племен, которые в источниках называются "народы манда". На смену им приходят кутии, в скором времени подчинившими себе Южную Месопотамию. Север региона оказался под властью хурритов.

За всеми этими войнами и опустошительными набегами имя шумеров постепенно исчезает из источников. Представители древнейшей цивилизации постепенно сливаются с пришлыми народами, заимствуя их традиции и даже язык. В начале III тысячелетия до н. э. семитский по происхождению аккадский язык вытесняет шумерское наречие из разговорной речи. Он используется лишь в культовой деятельности и для записи законодательных кодексов (например, законы Шульги). Однако унифицированная грамматика и общий характер совершаемых записей позволяют говорить о том, что шумерский был для писцов уже не родным, а выученным языком. Таким образом, шумерский выполняет для нового населения Месопотамии ту же функцию, что выполняла для европейцев латынь.

Конец шумерской цивилизации

Последняя попытка сохранения шумерской цивилизации относится XXII веку до н. э. В системе номовой государственности на первый план вновь выдвинулся древний Ур, в котором правили цари из III династии. Они всячески покровительствовали шумерской культуре: отсюда и настойчивые попытки найти применение по сути уже мертвому языку. Но необходимо отметить, что покровительство шумерам было скорее декларативным и вызывалось чисто политическими потребностями: III династии приходилось не только выдерживать атаки со стороны соседей, но и бороться с недовольством социальных низов. Формально оказывая поддержку шумерской культуре и знаки внимания в виде фиксации законов на шумерском языке (необходимо учитывать, что в древних цивилизациях отношение к слову было особенным: любой текст непременно представлялся сакральным), цари никак не препятствовали семитизации населения.

Впрочем, даже декларативная поддержка некоторое время позволяла существовать остаткам некогда великой цивилизации. В правление Ибби-Суэна (2028 - 2004 до н. э.) усилился натиск западносемитского племени амореев, выступивших в союзе с Хутран-темпти (2010-1990 до н. э.) - царем мощного на тот момент государства Элам. Последний представитель династии тщетно пытался сопротивляться захватчикам. В 2004 г. до н. э. Ур был захвачен и подвергнут страшному разгрому, продолжавшемуся как минимум шесть лет. Это стало последним ударом для шумерской цивилизации. С установлением нового режима в Уре они окончательно исчезают с исторической сцены.

Предполагается, что шумеры проявили себя чуть позже еще раз: во II тысячелетии до н. э. шумерский этнический субстрат, смешавшись с аккадским и рядом других этносов, дал начало существованию вавилонской народности.

Итоги существования городов-государств в Месопотамии

Шумерская цивилизация не исчезла бесследно. До наших дней сохранились не только эпос и мифология или монументальные архитектурные сооружения. В рамках шумерской цивилизации были совершены открытия и получены знания, которыми пользуются современные люди. Наиболее известный пример: представление о времени. Преемники шумеров на территории Древней Месопотамии сохранили принятую шестидесятиричную систему счисления. Благодаря этому мы до сих пор делим час на шестьдесят минут, а минуту на шестьдесят секунд. От шумеров сохранилась и традиция делить сутки на 24 часа, а год на 365 дней. Шумерский лунно-солнечный календарь тоже сохранился, хотя и претерпел значительные изменения.

Однако, это отдаленные следствия. В ближайшей же исторической перспективе шумерская цивилизация оставила своим преемникам номовую государственность, определенную особыми природными условиями шумерских городов-государств. Несмотря на попытки того или иного города-государства добиться полной гегемонии на территории Месопотамии, за исключением кратковременного успеха этого никому так и не удалось сделать. Вавилон и Ассирия в разное время распространяли свою власть на обширные территории, а Ур при Саргоне сумел подчинить себе территорию такого масштаба, что превзойти это удалось лишь полторы тысячи лет спустя персам при династии Ахеменидов. Но итогом существования этих гигантских империй неизменно были затяжной кризис и крах.

Надпись на шумерском языке

Наиболее очевидная причина тому, что каждый раз крупные государства в Месопотамии распадались по условным линиям, определяющим, где находится шумерский город-государство, взятый как отдельная общественно-политическая структура, состоит именно в их необыкновенной устойчивости. Уже замечалось выше, что борьба за гегемонию в регионе была вызвана необычайным по разрушительности природным катаклизмом и последовавшим за ним вторжением семитских племен. Те приходили со своей идеей государственности, в то время как в Шумере уже сложилась опробованная и закаленная на протяжении четырех тысяч лет система самодостаточных государственных образований. Даже включившись по необходимости в политическую борьбу на последнем этапе своего существования, шумеры, как это следует из источников, в их явно приниженном положении в обществе, отчетливо понимали вынужденность своего участия в войнах.

Здесь любой историк вступает в сферу гипотез и предположений. Но вся история древнего Шумера соткана из них, и именно с гипотез началась эта статья. Появление на территории Месопотамии племен и племенных объединений, чье происхождение до сих пор невозможно установить даже на гипотетическом уровне, через несколько тысяч лет существования особого типа государственности завершилось таким же исчезновением в неизвестности. Таинственность, окружающая начало и конец истории шумерской цивилизации, стала основой многочисленных современных спекуляций. Особенный интерес вызывает фигура Этаны, царя Киша, который, согласно преданиям, каким-то образом взошел на небеса. Современные "исследователи" с удовольствием используют эти слова для доказательства того, что никаких шумеров и не существовало вовсе, а все культовые сооружения были созданы либо инопланетянами, либо им подобными существами.

Вместо этих глупостей куда разумнее обратиться к факту из жизни древних шумеров, о котором здесь уже неоднократно говорилось: эти люди, откуда бы они ни пришли, не умели выделяться. Они просту существовали в рамках своих племенных объединений, обрабатывали землю – не слишком усердно, – накапливали знания о мире и, как ни прискорбно, не заботились о завтрашнем дне. Ведь, возможно, память о всемирном потопе сохранилась не столько потому, что он был таким разрушительным – разливы двух крупных рек, образовавших Месопотамию, вряд ли были редким явлением, а потому что он стал неожиданным. Разумеется, не следует видеть в древних шумерах неких сибаритов, неспособных противостоять катастрофе, но вся их история будто свидетельствует о самом обыкновенном нежелании противостоять этому событию.

Отвлекаясь же от философских размышлений о первой настоящей цивилизации на земле, нужно отметить следующее: номовая государственность, являясь изобретением древних шумеров, принадлежит не только им. Под другим названием эта стратегия была опробована другой великой цивилизацией древности, тоже занятой поиском знаний. Под именем многочисленных полисов номы словно возродились в Древней Греции. Трудно удержаться от параллелей: как шумеры ассимилировались с семитами, уступив им свою культуру, так и древние греки, значительно подняв культурный уровень римлян, сошли с исторической сцены. Но, в отличие от шумеров, не навсегда.

Шумерские воины

Шумерская цивилизация в современном среднем образовании

Культурно-исторические общности Древнего мира – первые цивилизации, с которыми знакомится школьник в 5 классе. Шумерские города-государства в истории Древнего Востока представляют собой особый раздел в современных учебниках. Поскольку школьник еще не в состоянии освоить главные проблемы этой темы, она рассматривается в максимально увлекательной форме: приводятся литературные варианты эпизодов из эпоса, сообщаются начальные сведения о политической организации. Как показывает практика, усвоение начальных исторических знаний значительно облегчается с помощью таблиц, карт и иллюстраций по теме "Шумерские города-государства".

Важным элементом обучения в школе являются различные аттестации. В 2017 году было принято решение о проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР). Шумерские города-государства являются одной из проверяемых в ходе аттестации тем.

Поскольку знание дат и огромного списка царей различных номов не является обязательным для школьника, в рамках тестирования в первую очередь обращается внимание на усвоение культурологических знаний. В предложенном образце ВПР по истории для 5 класса шумерские города-государства являются одной из главных проверяемых тем, но самое сложное, что предстоит ученику, заключается в определении принадлежности того или иного архитектурного и скульптурного памятника шумерам. Большая же часть предлагаемых вопросов имеет целью выявить умение учащегося выражаться свои мысли по теме, анализировать разнородные элементы с целью нахождения у них общих признаков, а также отделять главную информацию от второстепенной. Таким образом, тема "Шумерские города-государства" в ВПР для 5 класса особых проблем у школьников не вызовет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.