Аутодеструктивное поведение: определение, виды, симптомы, возможные причины, коррекция и профилактика

Сегодня во всем мире актуальной является проблема аутодеструктивного поведения, в том числе и среди подростков. Психологи активно изучают природу и причины данного явления, проводят дискуссии и исследования. Актуальность проблемы состоит в том, что это явление негативно сказывается на интеллектуальном, генетическом и профессиональном резерве общества. Поэтому она требует более детального изучения методов профилактики аутодеструктивного поведения подростков и взрослых. Для предупреждения возникновения такой проблемы среди людей, в частности подростков, необходимо создание долгосрочных программ психологического сопровождения, целью которых будет выступать сохранение психического здоровья человека.

факторы аутодеструктивного поведения

Описание и характеристика проблемы

Аутодеструктивное поведение форма отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения, нацеленного на причинение вреда своему физическому или психическому здоровью. Это такие поступки человека, которые не соответствуют официально установленным нормам в обществе.

Данное явление широко распространено в обществе и выступает опасным феноменом. Оно несет угрозу нормальному развитию человека. Сегодня в мире количество суицидников, токсикоманов, наркоманов, алкоголиков очень большое и растет с каждым годом. Поэтому эта проблема требует незамедлительного решения.

Формы патологии

Аутодеструктивное поведение имеет несколько форм:

  • Суицидальная форма считается самой опасной. Многие авторы выделили несколько форм суицидального поведения.
  • Расстройство пищевого поведения в виде анорексии или булимии развивается в результате индивидуальных особенностей характера и его отношения к мнению окружающих.
  • Аддитивное аутодеструктивное поведение, что выражается в возникновении химической, экономической или информационной зависимости, например, алкоголизм, синдром скупости и так далее.
  • Фанатическая форма, характеризующаяся вовлеченностью человека в культ, спорт, музыку.
  • Виктимная форма обуславливается действиями одного человека, направленными на побуждение иного к совершению поступка, не соответствующего общественным нормам.
  • Экстремальная деятельность, которая несет угрозу здоровью и жизни.

Встречаются чаще всего все вышеперечисленные формы аутодеструктивного поведения у подростков. По данным статистики, такое явление несет угрозу стабильности в социуме. За последние десять лет число самоубийств увеличилось на 10 %, также выросли показатели алкоголизма и наркомании среди подростков.

профилактика аутодеструктивного поведения

Причины развития патологии

Сегодня во всем мире проблема наркомании и алкоголизма, а также суицидов среди молодых людей приобретает характер эпидемии. Поэтому важно не только заниматься коррекцией данных явлений, но и разработать методы профилактики аутодеструктивного поведения в школе, высших учебных заведениях, социальных центрах.

Подростки больше других подвержены вероятности развития такого поведения из-за особенностей своего возраста. В подростковом возрасте происходит перестройка организма и психики, поэтому человек отличается эмоциональной нестабильностью, нестандартностью мышления. Большую роль при этом играет смена социальной ситуации, отсутствие жизненного опыта, влияние большого количества неблагоприятных факторов: социальных, экологических, экономических и так далее.

аутодеструктивное поведение подростков

С точки зрения психологии

В психологии в качестве фактора аутодеструктивного поведения рассматривается защитная реакция психики, которую в свое время описывал Фрейд. Такое поведение развивается как результат перенаправления агрессии из внешнего объекта на себя.

Некоторые психологи выделяют три составляющие, которые оказывают влияние на появление аутодеструктивного поведения:

  1. Фрустрация, в результате которой появляется внутренний конфликт, направленный на подавление агрессии.
  2. Травмирующая психику ситуация.
  3. Обратное отрицание, что увеличивает напряжение, развивает потребность разрешить внутренний конфликт.

Исследования А. А. Реана

А. А. Реан, исследователь подросткового поведения, выделил в структуре аутодеструктивного поведения четыре блока:

  1. Характер. Поведение человека во многом определяется такими особенностями его характера, как невротичность, интроверсия, педантичность, демонстративность.
  2. Самооценка. Чем в большей степени проявляется аутоагрессия, тем ниже самооценка человека.
  3. Интерактивность. На поведение оказывает влияние способность к адаптации в социуме, умение взаимодействовать с людьми.
  4. Социально-перцептивный блок. Поведение во многом зависит от особенностей восприятия иных людей.

Психологи отмечают, что аутодеструкция появляется не сразу, а формируется некоторый период времени в скрытом виде. Аутодеструкция – это аномальное поведение, которое характеризуется стремлением человека к саморазрушению. Оно проявляется в наркомании, алкоголизме, нанесении себе увечий, суициде.

аутодеструктивное поведение социальный педагог

Алкоголизм и наркомания

Одной из форм аутодеструкции выступает регулярное употребление психоактивных веществ – алкоголя и наркотиков, что приводит к расстройству психики и сознания. Регулярное потребление таких веществ приводит к аутодеструктивному поведению: вождению в нетрезвом состоянии, развитию наркомании, нарушению взаимодействия с людьми.

По данным статистики, сегодня 200 млн человек в мире принимают наркотики. Наркомания способствует деградации личности: психической, интеллектуальной, физической и нравственной. Наркотики способствуют развитию деменции, делирия и амнестического синдрома. При прекращении применения наркотических средств полного восстановления личности не наблюдается.

Алкоголь способствует таким деструктивным изменениям личности, которые затрагивают когнитивные функции, мышление, самоконтроль, память. После прекращения употребления алкоголя у 10 % людей имеющиеся расстройства полностью не восстанавливаются.

Нехимические зависимости

К развитию аутодеструктивного поведения приводит патологическая интернет-зависимость и страсть к азартным играм (гэмблинг). При зависимости от интернета происходит изменение мотивации и потребностей человека. Особенно актуальна сегодня зависимость от компьютерных игр, что действует разрушающе на личность. Обычно виртуальный мир в играх агрессивен, разрушителен и беспощаден, а сам играющий должен противостоять этому злу. При нахождении в такой обстановке большой период времени у человека увеличивается уровень тревожности, которая выступает фактором деструктивного поведения. Интернет-зависимость приводит к нарушению мотивации и потребностей, воли, коммуникации, изменению характера, развитию аутизма.

профилактика аутодеструктивного поведения подростков

Зависимость от азартных игр является расстройством контроля над своим поведением, что приводит к деструкции личности. У человека нарушаются потребности и мотивация, воля, самооценка, развиваются иррациональные убеждения и так называемая иллюзия контроля. Следствием гэмблинга выступает развитие аутизма, что часто приводит к аутодеструкции.

Коррекция аутодеструкции

В профилактике и коррекции аутодеструкции выделяют для направления:

  1. Ориентировка на проблему. В данном случае большую роль отводят разрешению сложной ситуации, проблемы.
  2. Ориентир на личность. Здесь акцентируют внимание на осознании человеком самого себя и своего поведения.

Таким образом, для коррекции аутодеструктивного поведения мысли социального педагога должны быть направлены на восстановление психологического здоровья человека. Человек, имеющий аутодеструкцию, должен научиться адекватно воспринимать себя и свое поведение, управлять своими мыслями, быть эмоционально устойчивым, свободно и естественно проявлять эмоции, иметь адекватную самооценку, а также быть целеустремленным, уверенным в себе.

Особое внимание должно уделяться гармоничности человека, ориентации на его саморазвитие, интерес к окружающему миру.

Чтобы устранить аутодеструктивное поведение, социальный педагог должен искоренить у человека склонность к восприятию окружающего мира через призму укоренившихся негативных представлений и мнений, риску, а также научить принимать себя и свои недостатки. Главное – желание взрослых взаимодействовать с детьми.

профилактика аутодеструктивного поведения в школе

Профилактика аутодеструктивного поведения

Для успешной профилактики аутодеструкции нужны длительные программы сопровождения психологами и социальными педагогами. Они должны быть нацелены на сохранение психологического здоровья детей, их развитие и самоопределение, развитие способности к самоанализу.

Занятия с психологами и социальными педагогами помогут подросткам с аутодеструктивным поведением адаптироваться в обществе, построить гармоничные отношения с самим собой и окружающими людьми.

Профилактические мероприятия должны быть нацелены на предупреждение суицидов. Для этого нужно изучать психотравмирующие ситуации, уметь снять эмоциональное напряжение, снизить психологическую зависимость от причины суицидальных мыслей, сформировать компенсаторный механизм поведения и адекватное отношение к жизни и окружающим людям.

Профилактика должна быть непрерывной и включать совместную работу родителей, психологов, социальных работников, медиков, органов правопорядка и педагогов.

аутодеструктивное поведение мысли социального педагога

Профилактическая программа

Для реализации поставленных задач необходимо разработать индивидуальную программу, которая включает:

  1. Поддержку подростка.
  2. Установление контакта с ним.
  3. Распознание аутодеструкции.
  4. Разработку компенсаторного механизма поведения.
  5. Установление согласия с подростком.
  6. Коррекцию поведения.
  7. Повышение уровня адаптации в социуме.
  8. Проведение тренингов.

Только комплексный подход к проблеме аутодеструктивного поведения поможет снизить риски его развития у детей и взрослых.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.