Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем должно обязательно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет об осознании установок, мотивов и целей своего партнера, а также их принятии и разделении. Только в этом случае появляется восприятие одного человека другим и можно говорить о наличии межличностного понимания.

Перцептивная сторона общения имеет следующие функции:

  • формирует содержание межличностного восприятия;
  • содействует установлению взаимопонимания;
  • обеспечивает влияние партнеров по общению друг на друга.

Все это возможно благодаря "работе" конкретных механизмов. К ним можно отнести следующие.

  • Во-первых, аттракция, эмпатия и идентификация, которые способствуют познанию и пониманию друг друга людьми.
  • Во-вторых, рефлексия, которая помогает познанию самого себя в общении.
  • В-третьих, каузальная атрибуция, которая будет способствовать прогнозированию поведения в процессе общения каждого партнера.

Перцептивная сторона общения должна обязательно включать в себя работу всех этих механизмов. Остановимся более подробно на их характеристике.

Идентификация - это механизм познания друг другом людьми, когда мнение о внутреннем состоянии другого человека будет строиться на основании попытки себя поставить на место партнера.

Эмпатия подразумевает наличие эмоционального сопереживания ему.

Привлечение или аттракция представляет собой форму познания собеседника, которая основана на формировании позитивного устойчивого чувства к нему.

Перцептивная сторона общения будет зависеть во многом от того, насколько хорошо развиты эти механизмы, помогающие понять другого человека. Помимо этого, необходима рефлексия и каузальная атрибуция.

Рефлексия представляет собой механизм, при помощи которого происходит самопознание в общении. В его основе лежат способность представлять то, каким образом он воспринимается своим партнером.

Каузальная атрибуция подразумевает интерпретацию поступков и чувств другого человека, когда имеется намерение выяснить причины его поведения.

Когда изучалась перцептивная сторона общения учеными, то были выделены интересные закономерности:

  • причина успеха людьми приписывается всегда себе, а вот неудач - обстоятельствам или другим людям;
  • человек, который отрицательно относится к своему собеседнику, всегда будет характеризоваться последним более негативно;
  • партнер по общению воспринимается обычно через призму "первого впечатления" и его ошибок.

На последней закономерности остановимся более подробно.

Обычно при оценке незнакомого человека на пятьдесят процентов мнение будет правильным, а на остальные же пятьдесят - ошибочным. Это происходит из-за трех факторов, которые и были выделены, когда изучалась перцептивная сторона общения. Психология человека гласит, что на него, вне зависимости от опыта, пола и возраста, всегда будут влиять:

  • Ошибка превосходства. Человека, который нас превосходит по каким-либо параметрам, мы всегда будет оценивать, как более умного и талантливого. В противном же случае, наоборот.
  • Ошибка отношения к нам. Человеку, который относится к нам доброжелательно и уважительно, всегда будут приписываться положительные черты характера.
  • Ошибка привлекательности. Человек, который нам нравится внешне, либо же по индивидуальным качествам, будет восприниматься совсем иначе. Ему будут приписываться даже несуществующие качества личности.

Итак, обобщая сказанное: перцептивная сторона общения - это необходимый его компонент. Она должна включать в себя:

  • самопознание в процессе общения;
  • понимание и познание собеседника;
  • прогнозирование поведения своего партнера.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.