Фрэнк Борман пролетел мимо Луны

Вторая половина 20 века века в космонавтике, прошла сначала под знаком ожесточенной конкуренции а потом и сотрудничества между американскими и советскими проектами . В России, наверное, знают только Армстронга с его напыщенными словами о первом шаге человека на Луне. И мало кто помнит Фрэнка Бормана, первого астронавта облетевшего спутник Земли.

Ранние годы и образование

Родился Фрэнк Фредерик Борман в маленьком городке Гари, штата Индиана, сейчас там в честь него названа автомагистраль. Он был единственным ребенком в немецкой семье Эдвина и Марджори Борман. В детстве Фрэнк часто простужался из-за холодного и сырого климата. Поэтому отец перевез семью в более теплый штат Аризона, город Тусон, который он считает родным. В 15 лет Фрэнк научился пилотировать и получил летную лицензию. Он закончил среднюю школу в 1946 году. Борман получил степень бакалавра в престижнейшей военной академии Вест-Пойнте в 1950 году. Вместе с частью выпускного курса он пошел служить в военно-воздушные силы . После прохождения летной стажировки в августе 1951 года он стал военным летчиком.

Служба в ВВС

Портрет Бормана

Три года Фрэнк был пилотом истребителя на Филиппинах в истребительно-бомбардировочной эскадрилье. В 1953 году его перевели в США, где он продолжил служить военным летчиком в различных частях в Джорджии и Аризоне.

Оставаясь на военной службе, в 1957 году Фрэнку присвоена степень магистра в Калифорнийском технологическом институте, по специальности авиационный инженер. В том же году он стал доцентом в Военной академии США в Вест-Пойнте, специализируясь в области термодинамики и механики жидкости.

Он продолжил совершенствовать летное мастерство в 1960 году, на базе Эдвардс в Калифорнии, Фрэнк окончил Школу ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний. Через год он продолжил совершенствоваться в профессии летчика в Аэрокосмической школе пилотов-исследователей, став еще до ее окончания пилотом-инструктором по авиационной подготовке.

Наряду с летной практикой, Борман, работал и как авиационный инженер проводя работы по модификации силовой установки F-104, в должности офицера по реализации проекта. В критических ситуациях он проявлял хладнокровие и летное мастерство. В одном из испытательных полетов перестал работать двигатель его F-104, на сверхзвуковой скорости, после того, как он сбросил скорость, ему удалось запустить двигатель и посадить самолет.

Подготовка к космосу

Спускаемый модуль

Фрэнк был зачислен во второй набор отряда астронавтов НАСА в сентябре 1962 года, общий налет к этому времени составлял 6000 часов.

Он закончил курс подготовки пилота космического корабля. Как авиационный инженер Фрэнк специализировался на ракето-носителях, кроме того стал хорошим специалистом по системы аварийного спасения. Ему удалось поработать вместе с главным конструктором американских космических кораблей фон Брауном над разработкой аварийной системы неисправностей.

В 1963 году Фрэнк Борман стал готовиться в качестве пилота, вместе с Аланом Шепардом, к первому полету на новом пилотируемом двухместном корабле "Gemini" . Однако к концу года, из за болезни напарника, у Шепарда воспалилось среднее ухо и он был отстранен от полетов, Фрэнка тоже перевели резервный экипаж.

Первый полет

Экиаж Аполлона 7

В свой первый космический полет астронавт Фрэнк Борман, вместе с Джеймсом А. Ловелл-младшим, полетел 4 декабря 1965 года, командиром корабля "Gemini 7" . Главной задачей была отработка маневров стыковки с кораблем Gemini 6, который был выведен на околоземную орбиту чуть позже.

Корабли совершили маневрирование, провели сближение на расстояние до 30 сантиметров имитируя стыковку. После совместного полета они разошлись и провели съемки поверхности кораблей друг друга.

Еще одной задачей было выяснение пределов выносливости людей, поскольку врачи не знали сколько сможет выдержать человек в условиях невесомости. Несмотря на свой небольшой рост Фрэнк Борман признавал, что мышцы ног у него практически полностью атрофировались. Они поставили новый рекорд продолжительности полета, который составил чуть более 13.5 суток.

После реабилитации, в 1966 года он дважды назначался в экипажи пилотируемых полетов по программе "Аполлон", которые должны быть стать первыми с использованием нового ракетоносителя Сатурн. Однако из-за пожара в кабине корабля Апполон 1, в 1967 году эти программы были закрыты.

Вокруг Луны

Экиаж Аполлона 8

Следующий полет Фрэнк Борман на корабле "Аполлон-8", был тоже экспериментальным- подготовкой к высадке астронавта на Луне. Главной задачей было тестирование систем управления корабля в транслунном перелете, отработка выхода на лунноцентричную орбиту и возвращение на второй космической скорости.

Полет был очень рискованным, до этого пуски ракеты "Сатурн-5" проходили только в беспилотном варианте, при этом они прошли не совсем гладко. Стремясь опередить советскую лунную программу, НАСА запустило корабль на котором вместо посадочного модуля стоял макет. При отказе основного двигателя, астронавты не могли бы вернуться на Землю, потому что дублирующим двигателем на этом этапе полета должен был служить двигатель осадочного модуля.

В качестве специального посланника президента Фрэнк Борман объездил много стран. В том числе, он посетил Звездный городок, где подарил музею свои часы, которые были с ним во время полета на Луну. Фрэнк Борман в СССР прилетал с женой и двумя сыновьями, которым очень понравилась страна и люди.

Начало профессиональной деятельности

На пенсии

С 1969 года по 1986 годы он проработал в авиационной компании Eastern Airlines. Начав работу в должности консультанта, Борман через год уже был назначен вице-президентом. В 1974 году он был выбран в совет директоров компании и занимал должность Генерального менеджера производства. Работу в компании он закончил возглавив исполнительный орган и совет директоров.

Позже он работал на руководящих должностях в аэрокосмических компаниях Техаса.

После выхода на пенсию он живет на своем ранчо в Монтане, занимается выращиванием скота и восстановлением старых самолетов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.