Имманентный - это какой: значение

Имманентность (от лат. immanens – «пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо») – философское понятие, обозначающее нечто пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне. Имманентное противопоставляется трансцендентному как выходящему за пределы предмета, внешнему. Понятие «имманентное» впервые появляется в схоластике в противопоставлении actio immanens и actio transiens.

В философии имманентность означает внутренне присущее предмету, соответствующее его природе, а не привнесенное извне. Метод называется имманентным, когда он определяется природой исследуемого предмета. Имманентная критика строится как анализ последовательности проведения в доктрине ее собственных посылок.

Основные религии прикладывают значительные усилия, пытаясь объяснить связь между имманентностью и трансцендентностью. Ключевые темы статьи - определение имманентности, отличие от трансцендентности, применение в философии и религии.

Происхождение термина имманентность в философии

Термин «имманентность» впервые появляется в схоластике для обозначения направленности действия вовнутрь самого субъекта, в отличие от транзитивного действия, направленного вовне. Это различение восходит к Аристотелю, который различал действия, результат которых остается внутри субъекта (например, мышление), и действия, изменяющие внешний объект.

В средневековой теологии понятие имманентности применялось для характеристики познавательной деятельности Бога-Отца, направленной на самого себя (Бога-Сына). Это противопоставлялось транзитивному действию Бога по сотворению мира. Так формировалась философская проблема соотношения имманентного и трансцендентного начал.

Развитие этой проблематики привело к возникновению различных философских и религиозных концепций, пытающихся объяснить взаимосвязь духовного и материального миров. Крайние позиции здесь занимают пантеизм, утверждающий полную имманентность Бога миру, и креационизм, настаивающий на абсолютной трансцендентности Бога. Промежуточные позиции занимают различные формы деизма и теизма.

В новое время понятие имманентности приобрело эпистемологическое значение, обозначая ограниченность познания опытом. В этом смысле его использовал Кант, противопоставляя имманентное применение рассудка и разума трансцендентному. Для Канта имманентны только априорные формы чувственности и рассудка, конституирующие опыт.

В дальнейшем развитии немецкой классической философии центральное место заняла проблема имманентности сознания. Для Фихте и идеализма в целом единственной реальностью является сознание, а внешний мир имманентен ему как содержание представлений. Гегель противопоставлял имманентную диалектику трансцендентной критике Канта.

В XX веке идея имманентности получила новое обоснование в феноменологии Гуссерля, а также в философии Ж.Делеза, который называл Спинозу «принцем философов» за разработку концепции имманентности. Согласно Делезу, имманентный мир не нуждается ни в каком трансцендентном основании или внешней причине.

Иллюстрация различия между имманентностью и трансцендентностью

Имманентное и трансцендентное в философии

Одной из центральных философских проблем является соотношение имманентного и трансцендентного начал бытия. Имманентное означает внутренне присущее, трансцендентное - выходящее за пределы, внешнее.

В средневековой схоластике противопоставлялись имманентное действие Бога, направленное внутрь себя, и трансцендентное действие творения мира. Христианская теология стремилась сбалансировать эти начала, чтобы избежать крайностей пантеизма и деизма.

В философии Нового времени понятие имманентности приобретает гносеологический смысл. Для Канта имманентно лишь эмпирическое познание, ограниченное формами чувственности и рассудка. За их пределы разум не должен выходить.

Кантовской «трансцендентальной» критике Гегель противопоставил «имманентную диалектику» абсолютной идеи, развивающейся по собственным внутренним законам. Для него имманентным является развитие Абсолютного Духа, а природа трансцендентна ему.

В немецкой классике центральное место занимает проблема имманентности сознания. Для Фихте внешний мир имманентен сознанию, будучи его содержанием. Гегель интерпретировал имманентность как саморазвитие Абсолютной Идеи.

В феноменологии имманентна сознанию сфера интенциональных переживаний. Гуссерль исследовал имманентную сферу сознания, данную в рефлексии. Трансцендентным является реальный объект, конституируемый сознанием.

Согласно Ж.Делезу, философия Спинозы является наиболее последовательной теорией имманентности, исключающей всякое трансцендентное основание. Спиноза утверждал тождество Бога и природы, понимая Бога как имманентную, а не трансцендентную причину мира.

Таким образом, в истории философии имманентное и трансцендентное выступали как ключевые онтологические, гносеологические и антропологические категории, определяющие понимание бытия, познания и человека.

Имманентность в религиозных воззрениях

Проблема имманентности и трансцендентности Бога по отношению к миру является одной из центральных в религиозной философии. Различные религии по-разному подходят к решению этого вопроса.

В пантеизме утверждается полная имманентность Бога миру. Бог отождествляется с природой, растворяется в ней. Классическим примером пантеистического мировоззрения является философия Спинозы, который отрицал какую-либо трансцендентность Бога.

Христианская теология придерживается промежуточной позиции между имманентностью и трансцендентностью Бога. С одной стороны, Бог трансцендентен миру как Творец, с другой - имманентен ему через посредство Христа и Святого Духа.

В восточных религиях также присутствуют идеи имманентности божественного миру. В индуизме Брахман отождествляется с миром, будучи его основой. В даосизме утверждается единство Дао и мира.

В буддизме имманентность проявляется в идее тождественности нирваны и сансары: просветление заключено в самом мире страданий, а не отделено от него трансцендентно. Дзен-буддизм основан на непосредственном постижении изначальной природы Будды, имманентной реальности.

Таким образом, большинство религиозных традиций содержат идею имманентного присутствия божественного в мире. Это позволяет преодолеть крайности трансцендентности Бога и утвердить единство духовного и материального.

Вместе с тем во многих религиях сохраняются элементы трансцендентности, чтобы подчеркнуть качественное отличие божественного от профанного. Поиск баланса имманентности и трансцендентности - важная задача религиозной философии.

Фото религиозного ритуала, символизирующего божественную имманентность

Значение имманентности в современной философии

В современной философии проблема имманентности продолжает оставаться актуальной. Она переосмысливается в новых направлениях мысли XX-XXI веков.

В феноменологии Э.Гуссерля имманентной сферой является область трансцендентального сознания. Феноменология изучает имманентные структуры интенциональных переживаний, данных в рефлексии. Внешний мир конституируется этими структурами.

Ж.Деррида и постструктурализм критикуют «метафизику присутствия», основанную на противопоставлении внутреннего и внешнего. Деррида утверждает, что значение всегда ускользает вовне, никогда не бывает целиком имманентно структуре.

Ж.Делез развивает концепцию радикальной имманентности, восходящую к Спинозе. В имманентном мире нет трансцендентных оснований, принцип производства содержится в самой жизни. Делез противопоставляет имманентность идеям Бога и Человека в метафизике.

Согласно постмодернизму, все ценности и смыслы имманентны языку и не могут претендовать на трансцендентный статус. Ж.-Ф.Лиотар отрицает трансцендентные метанарративы эпохи модерна.

В аналитической философии разрабатывается концепция имманентной критики, основанная на внутренней противоречивости позиции оппонента. Она отвергает обращение к трансцендентным основаниям.

Прагматизм Р.Рорти интерпретирует истину как имманентную целям человеческой деятельности, отрицая ее трансцендентный характер. Истина не открывается, а создается в процессе познания.

Таким образом, проблематика имманентности актуальна для многих современных философских направлений, переосмысляющих соотношение внутреннего и внешнего в онтологии, гносеологии, антропологии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.