Вацлав Нижинский: биография, дата и место рождения, балет, творчество, личная жизнь, интересные факты и истории, дата и причина смерти

Биография Вацлава Нижинского должна быть хорошо знакома всем поклонникам искусства, особенно русского балета. Это один из самых известных и талантливых русских танцовщиков начала XX века, ставший настоящим новатором танца. Нижинский был главной примой Русского балета Дягилева, в качестве хореографа поставил "Послеполуденный отдых фавна", "Тиль Уленшпигель", "Весна священная", "Игры". С Россией распрощался в 1913 году, с тех пор жил в эмиграции.

Биография танцовщика

Биография Вацлава Нижинского классическая для творческого человека его времени. Он родился в 1889 году, 12 марта, появился на свет в Киеве. Его родителями были польские балетные танцовщики, так что он решил пойти по их стопам. Имя отца Вацлава Нижинского - Томаш, мать звали Элеонора Береда.

В момент рождения Вацлава Элеоноре было 33 года, она была старше мужа на пять лет. Вацлава крестили в католической Варшаве, он был вторым ребенком в семье. Через два года у его родителей появилась на свет дочь, которую назвали Бронислава.

С самого раннего детства отец приобщал всех своих детей к танцам, это сыграло большую роль в жизни Вацлава Нижинского, биография которого является темой нашего обзора. Сам он впервые появился на сцене в пятилетнем возрасте, исполнив гопак в качестве антрепризы на гастролях в Одесском театре.

Балет Нижинского

Родители Нижинского выступали в труппе Йозефа Сетова, после его смерти в 1894 году труппа окончательно распалась. Томаш попытался собрать собственный коллектив, но прогорел, предприятие провалилось, начались долгие годы скитаний, в которые семья перебивалась случайными заработками.

Исследователи биографии Вацлава Нижинского утверждают, что в те годы еще юный мальчик начал помогать отцу, выступая на праздниках и ярмарках с небольшими, но яркими и зрелищными номерами. Например, сохранилась достоверная информация о его выступлениях в Нижнем Новгороде на Рождество.

В 1897 году отец Вацлава ушел из семьи. Во время гастролей в Финляндии он влюбился в молодую солистку Румянцеву. Родители героя нашей статьи официально развелись. Элеонора со всеми тремя детьми отправилась в Петербург, где жил ее приятель молодости Станислав Гиллерт. Это был известный столичный польский танцовщик, который сам преподавал в Петербургской балетной школе и пообещал помочь семье Нижинских чем может.

Балетное образование

Старший брат Вацлава Нижинского, которого звали Станислав, а дома все называли Стасик, еще в детстве выпал из окна. С тех пор у него начались расстройства, как говорили, "он был не от мира сего". Поэтому родители не отдавали его никуда учиться, а вот героя нашей статьи, как только добрались до Петербурга, мать отправила в балетный класс. Опыт, полученный от отца, помог, приняли его достаточно легко.

Спустя два года в эту же балетную школу поступила и его сестра Бронислава. Стоит отметить, что странностями в поведении в семье Нижинских отличался не только Станислав, но и Вацлав. Первые проявления психических расстройств у героя нашей статьи обнаружились, когда он учился в балетной школе. Его даже отправили на обследование в клинику для душевнобольных, но все обошлось. Исследователи и биографы предполагают, что скорее всего виной была какая-то наследственная болезнь.

Про проблемы Вацлава Нижинского вскоре все забыли, его талант был настолько неоспорим, что в балетной школе решили закрыть глаза на некоторые его странности. В результате Вацлав обратил на себя внимание выдающегося в недавнем прошлом танцовщика Николая Легата, взгляды которого в то время уже считался несколько устаревшим, но его по-прежнему ценили и считались с его мнением.

В 1905 году Нижинский принял участие в экзаменационном балете, который был организован для учеников его школы. Ставил его педагог-новатор, набиравший в те годы популярность Михаил Фокин. Причем это была его первая постановка в качестве балетмейстера, он решил, что будет ставить "Ациса и Галатею". Вацлаву досталась роль Фавна, хоть тот еще и не был выпускником, но по таланту и уровню мастерства превосходил многих, кто уже оканчивал балетную школу.

Нижинский в образе Петрушки

Показательное выступление состоялось в Мариинском театре 10 апреля 1905 года. 15-летний Нижинский впервые появился на главной русской сцене. Все газеты, вышедшие на следующий день, в один голос отмечали удивительный талант юного дарования. Журналисты и театральные критики писали, что юный артист Нижинский всех поразил и изумил, а ведь ему еще два года предстоит обучаться в балетной школе, а значит, мастерство его будет только оттачиваться. Все отмечали его исключительные физические данные и талант. Красивые и плавные движения, легкость, с которой он выполнял каждый элемент танца. Главное, чего все желали, чтобы он не останавливался в развитии, запомнившись лишь ярким вундеркиндом, а вырос в настоящую звезду балета.

Выступление в Мариинском театре

Рассказывая краткую биографию Вацлава Нижинского, нужно обязательно упомянуть о периоде его работы в Мариинском театре. После триумфального исполнения роли Фавна его пригласили выступать постоянно уже в 1906 году. Карьера Нижинского в этом театре оказалась яркой, но недолгой. Уже в 1911 году его со скандалом уволили. Во время балета "Жизель" он появился на сцене не в непривычных для публики того времени шароварах, а в обтягивающем трико. Эскизы для костюмов к балету проектировал Бенуа, Нижинскому такой подход пришелся по душе.

Среди зрителей в зале были члены императорской семьи, у них была постоянная ложа в Мариинском театре, они посещали практически все премьеры. Как утверждают историки, больше всего возмутил наряд юного Вацлава вдовствующую императрицу Марию Федоровну. В первую очередь он ей показался слишком откровенным, она настояла, чтобы обвинить артиста в развратном поведении.

Позже, когда он стал исполнять роль Фавна в спектакле, который поставил сам, его снова стали обвинять в непристойности, излишней эротизации. Его движения на сцене некоторым зрителям показались сходными с мастурбацией, особенно когда он с упоением припадает к накидке, оставленной на берегу Нимфой.

Современные знатоки искусства утверждают, что его выступления намного опередили свое время, к тому же в царской России было сильное влияние чопорной викторианской эпохи. Но стоит признать, что и тема сексуальности играла огромную роль не только в творчестве Вацлава Нижинского, но и в его психическом расстройстве.

Работа у Дягилева

Практически сразу после окончания училища Вацлава пригласил к себе работать Сергей Дягилев, чтобы молодой юноша принял участие в его балетных сезонах. Уже с 1909 года он танцевал у Дягилева. Именно там получил свое прозвище человека-птицы за умение совершать невероятно высокие прыжки.

Дягилев возил труппу по всей Европе, собирая огромные залы. В Париже они выступали с репертуаром Мариинского театра. С 1907 по 1911 годы на главной французской сцене были поставлены "Шопениана, или Сильфиды", "Павильон Армиды", "Жизель", "Египетские ночи, или Клеопатра", "Лебединое озеро".

Помимо этих постановок, с успехом шел дивертисмент под названием "Пир" на музыку отечественных композиторов, "Карнавал" на музыку Шумана, "Петрушка" по Стравинскому, "Дафнис и Хлоя" по Равелю, "Шехерезада" Римского-Корсакова, "Видение розы" Вебера. Во время последнего балета всех поражал своим прыжком Вацлав Нижинский. Он просто исчезал в окне. Описывая увиденное, французский поэт и драматург Жан Кокто, который сотрудничал с Дягилевым, утверждал, что это был прыжок, отрицающий сами законы равновесия в мире, высокий и изогнутый полет завершался тем, что Нижинский просто пропадал в окне.

Собственные постановки

Талант Вацлава Фомича Нижинского всегда поощрял его главный наставник Дягилев. Он же первым посоветовал герою нашей статьи попробовать себя не только в роли танцора, но и хореографа.

Втайне от Фокина Нижинский начинается репетировать свой первый балет. Его выбор останавливается на постановке "Послеполуденный отдых фавна" на музыку Дебюсси. Всю хореографию Вацлав строит исключительно на профильных позах, которые заимствует из росписей древнегреческих ваз. Дягилев заразил Нижинского эуритмикой и ритмопластикой, которые последний активно использует в постановках.

"Послеполуденный отдых фавна" выходит в 1912 году, на следующий год Нижинский в этой же эстетике ставит свой второй балет - "Весна священная" на музыку Стравинского. Композитор пишет произведение, максимально свободно используя диссонанс, опираясь при этом на тональность, его хореография строится на сложных комбинациях ритмов. Эта постановка становится одним из первых экспрессионистских балетов в истории.

Биография Нижинского

"Весну священную" зрители и критики приняли не сразу, уже премьера обернулась скандалом. Публика вновь, как и после балета "Послеполуденный отдых фавна", была возмущена и шокирована финальной эротической сценой. Теме секса Вацлав Фомич Нижинский всегда уделял большое внимание.

В 1913 году он ставит еще один балет - это "Игры" на музыку Дебюсси, его главной отличительной особенностью становится полное отсутствие сюжета. Во всех своих первых постановках Нижинский делал упор на противостояние привычному для всех почитателей балета того времени изяществу классического стиля и антиромантизма.

Балет Вацлава Нижинского буквально очаровал французскую публику. Парижскому театральному сообществу показался гениальным драматический талант артиста, а также его необычная и даже экзотическая внешность. В качестве хореографа Нижинский всегда был смелым и нетривиально мыслящим постановщиком, который открывал для балета новые пути и возможности в пластике, вернул мужскому танцу утраченную к тому времени виртуозность и былой приоритет. Стоит при этом признать, что своим успехом Вацлав во многом обязан Сергею Дягилеву, который всегда верил в него и поддерживал в самых дерзких и неожиданных экспериментах.

Личная жизнь танцовщика

Биография и личная жизнь Вацлава Нижинского всегда находились под пристальным вниманием его поклонников. Сейчас уже не секрет, что Нижинский был гомосексуалистом. В молодости у него были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, позже его любовником стал Сергей Дягилев.

При этом он был официально женат. Это произошло, когда в 1913 году труппа уехала на гастроли в Южную Америку. На корабле он познакомился со своей поклонницей, аристократкой из Венгрии Ромолой Пульской. Достигнув места назначения, они заключили официальный брак в одной из южноамериканских стран. Это случилось 10 сентября 1913 года. Причем брак был тайным, о нем они не известили даже своих родственников.

Сергей Дягилев узнал о произошедшем от своего слуги Василия, который был приставлен к Нижинскому, чтобы присматривать за ним. Личная жизнь Вацлава Нижинского находилась под постоянным контролем. Сам Дягилев на гастроли в Южную Америку не поехал. Василий отправил телеграмму своему начальнику, тот моментально впал в бешенство, решив изгнать танцовщика из труппы. Фактически этот эпизод положил конец его карьере, которая так головокружительно начиналась.

Вацлав и Ромола Нижинские

Дело в том, что отношения между Дягилевым и Вацлавом Нижинским до этого момента строились на полном доверии. Танцовщик не подписывал со своим антрепренером никаких контрактов и не получал официального жалования, в отличие от других артистов, работавших у Дягилева. За Нижинского Дягилев просто везде платил сам, танцовщик не задумывался о деньгах и своем будущем. Именно поэтому тому удалось избавиться от своей главной звезды без каких-либо проволочек.

Большое влияние оказала личная жизнь на биографию Вацлава Нижинского. После разрыва с Дягилевым он оказался без средств к существованию и без работы.

Авторская антреприза

Теперь Вацлав Нижинский, фото которого представлено в этой статье, был вынужден сам искать варианты, чтобы заработать денег. Он попал в очень сложные условия. Будучи гением балета, он не имел хватки продюсера и никогда не был расчетливым человеком. Правда, предложения о трудоустройстве появились практически сразу. Но возглавить балет "Гранд Опера" в Париже он отказался, решив создать и продвигать собственную антрепризу. Ему удалось собрать труппу, в которую вошли 17 человек, среди них оказалась его сестра Бронислава с супругом, которая раньше танцевала у Дягилева, но ушла от антрепренера, поддержав брата.

Нижинский сумел оформить контракт с театром "Палас" в Лондоне. В репертуар вошли несколько его авторских постановок, а также балеты Фокина, которые герой нашей статьи подверг кардинальной переделке. Это были "Карнавал", "Призрак розы" и "Сильфиды".

Но гастроли нельзя было признать успешными, они не окупились, закончившись провалом и полным финансовым крахом. Эти обстоятельства привели к очередному нервному срыву, который случился у Нижинского, его душевная болезнь стала развиваться с пугающей быстротой. После первого провала неудачи преследовали его одна за другой. Подробно о них можно узнать из книг о Вацлаве Нижинском, которые описывают его судьбу и биографию. Например, это труд Ричарда Баркла, который так и называется - "Нижинский", воспоминания супруги Ромолы Нижинской о легендарном танцовщике.

Последняя премьера Нижинского

В 1914 году у Нижинского и его супруги Ромолы родилась дочь. Когда началась Первая мировая война, они возвращались из Петербурга в Будапешт. В Венгрии муж и жена оказались интернированы вплоть до наступления 1916 года. Оказавшись под арестом, Нижинский сильно переживал, это еще больше усугубило его психическое состояние, он томился от творческого безделья.

В это время Дягилев, несмотря на начавшуюся войну, успешно продолжал свои гастроли. Он возобновил контракт с Нижинским, чтобы отправиться с "Русским балетом" на выступления по Южной и Северной Америке. 12 апреля 1916 года герой нашей статьи вернулся на сцену дягилевского театра, исполнив свои коронные партии в постановках "Видение розы" и "Петрушка". Он покорил зрителей "Метрополитен-оперы" в Нью-Йорке.

Нижинский и Тамара Карсавина

В том же году на сцене "Манхэттен Оперы" состоялась премьера балета самого Нижинского "Тиль Уленшпигель" на музыку Штрауса. Это оказалась последняя премьера в его творческой карьере, в которой он был задействован. Нижинский традиционно исполнил главную партию. Минусом стало то, что спектакль создавался в спешке, поджимали сроки, у автора было немало интересных сценических находок, но постановка в результате все равно провалилась.

Роковая болезнь

Волнения и неудачи последних лет травмировали и так неустойчивую психику Нижинского. Считается, что особую роль сыграло его увлечение толстовством, которое было чрезвычайно популярно в то время в среде творческой интеллигенции. Члены труппы Дягилева, которые придерживались этих идей, внушали Вацлаву, что актерская профессия греховна, что еще более усугубило его болезнь.

26 сентября 1917 года он в последний раз вышел на сцену в постановке "Видение розы". После этого обосновался со своей семьей в Швейцарии. Тут он обрел душевное спокойствие, даже начал вновь строить творческие планы, разрабатывал новую систему записи танца, планировал открыть собственную школу. В 1918 году основные мысли изложил в книге, которая под названием "Дневник Вацлава Нижинского" увидела свет в 1953 году в Париже.

Однако просветление было недолгим. Его все-таки отправило на лечение в клинику для душевнобольных. Врачи поставили ему диагноз шизофрения. До конца жизни он оставался в различных психиатрических клиниках, в которых ему помогали с переменным успехом.

В 1945 году журналисты обнаружили его в послевоенной Вене, он танцевал среди советских солдат. Большое впечатление на него произвела встреча со своими соотечественниками. Долго до этого не разговаривавший Нижинский начал общаться с поляками на родном языке. Было предпринято немало попыток вернуть его к жизни. В 1928 году к нему в клинику приезжал Дягилев, пытаясь танцем оживить его разум. Он отвез Нижинского на постановку "Петрушка", но Вацлав остался равнодушным к увиденному.

Последний прыжок Нижинского

После смерти Дягилева в 1929 году такие попытки предпринимала жена танцовщика Ромола. Однажды она даже пригласила в больницу Сержа Лифаря, чтобы тот станцевал перед ее мужем. Лифарь танцевал до полного изнеможения несколько часов, но все это время Нижинский оставался абсолютно безучастным к происходящему. Вдруг будто какая-то сила подхватила его, он взлетел, завис в воздухе в прыжке, как всегда умел делать это на сцене, а затем тут же впал в беспамятство. Этот момент секундного просветления успел запечатлеть фотограф Жан Монзон. Снимок известен как последний прыжок Вацлава Нижинского.

Смерть гения

Нижинский умер в Лондоне в 1950 году. Это случилось 11 апреля, ему был 61 год. В 1953 году его тело перевезли в Париж, где перезахоронили на кладбище Монмартр. Поблизости находилась могила другого легендарного танцовщика Гаэтано Вестриса, выступавшего в XVIII веке, драматурга Теофиля Готье, который считается одним из основоположников романтического балета. На надгробии могилы Нижинского, которое выполнено из серого камня, сидит грустный бронзовый шут с поникшей головой.

Значение личности Нижинского в истории русского и мирового балета сложно недооценить. Критики называли его "восьмым чудом света". Его партнерши по сцене, среди которых были звезда первой величины Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Анна Павлова, утверждали, что, когда он зависал на сцене в своем неповторимом фантастическом прыжке, казалось, что человек смог победить законы гравитации, освоив состояние невесомости.

Как отмечали зрители, приходившие на его спектакли, Нижинский сумел достичь абсолютного внутреннего и внешнего перевоплощения на сцене. Это был настоящий прорыв в искусстве балета, он первым открыл стиль экспрессионизма, утвердившийся только много лет спустя. Представил на суд зрителей принципиально новые возможности пластики. И все это за невероятно короткую творческую жизнь, которая продолжалась всего около десяти лет.

Могила Нижинского

В 1971 году личности Нижинского посвятил свой балет Морис Бежар. Постановка под названием "Нижинский, клоун Божий" исполнялась на музыку Петра Чайковского.

Нижинский был главным кумиром своего поколения, танцовщиком, который сумел на сцене сочетать легкость и силу, поражая зрителей прыжками, от которых у всех захватывало дух. На сцене от него исходил мощнейший магнетизм, при этом в обычной повседневной жизни он был молчаливым и робким человеком.

В 2011 году в фойе Большого театра в Варшаве была установлена бронзовая скульптура брата и сестры - Вацлава и Брониславы Нижинских в их знаменитых образах Фавна и Нимфы в знаменитой постановке "Послеполуденный отдых фавна".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Спасибо за информацию..хочу посмотреть балет Мориса Бежара "Нежинский Клоун Божий "
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.