Тбилисский фуникулер: описание, адрес, фото, как добраться?

Горный рельеф столицы Грузии предопределил появление средств передвижения, приспособленных для подъема вдоль крутых склонов - канатных подъемников и тбилисского фуникулера. Последний, в отличие от канатных дорог, в которых кабинки подвешены на тросе, тянет их по рельсам, что делает путешествие более спокойным, но не менее захватывающим. Каждому гостю Тбилиси нужно обязательно подняться на гору Мтацминда и осмотреть город с высоты туманным утром или в лучах заходящего солнца, выпить кофе на верхней станции, перекусить свежей выпечкой. По дороге нужно остановиться у храма Давида и поклониться могилам знаменитых грузин в пантеоне.

История тбилисского фуникулера

Знаковая достопримечательность города, позволяющая взглянуть с высоты на все исторические и современные районы, построена в начале XX века анонимной бельгийской компанией и через сорок пять лет должна была безвозмездно перейти городу. Много перемен произошло в Грузии в первой половине двадцатого века, а фуникулер все же стал, как и планировалось, достоянием города и гордостью тбилисцев.

Рельсы, ведущие на гору Мтацминда, поднимают вагончики на высоту 740 метров над уровнем моря. Длина пути около 500 метров. Это был первый фуникулер в Российской империи. Инженерную часть проекта еще в конце XIX века предложил бельгиец Альфонс Роби, в строительстве принимали участие инженеры из Франции. Более пяти лет заняла разработка проекта, само строительство длилось с 1903 по 1905 год.

Старое фото фуникулера

На старом фото тбилисского фуникулера хорошо видны нижняя и промежуточная станции. На пути на вершину горы вагончики разъезжаются на станции "Пантеон", на этой остановке можно сойти и осмотреть храм Святого Давида (конец XIX века) и пантеон грузинских знаменитостей - общественных деятелей, ученых, писателей и поэтов. Здесь же похоронен русский писатель Александр Грибоедов, в 1829 году убитый при резне в российском посольстве в Тегеране. Тело писателя было перевезено в Тифлис и захоронено около церкви Св. Давида. В одной могиле с Грибоедовым покоится его жена - грузинская княжна Нино Чавчавадзе, скончавшаяся в 1857 году.

Возобновление работы в 21 веке

После открытия в марте 1905 года фуникулер исправно проработал до конца столетия, но в 2000 году оборвался один из тросов, и движение было остановлено. К счастью, авария обошлась без человеческих жертв, но работа горного трамвайчика была прекращена более чем на десятилетие. В 2012 году работа линии была возобновлена. В восстановлении фуникулера приняла участие компания Doppelmayr Garaventa (Австрия-Швейцария), заказчиком выступила мэрия Тбилиси.

Исторические вагоны были заменены на современные, система безопасности была приведена в соответствие с требованиями и возможностями технологий двадцать первого столетия.

Современный вагон

Согласно описанию тбилисского фуникулера на сайте компании, проводившей реконструкцию, современные вагоны имеют большую площадь остекления и позволяют лучше обозревать город с высоты. В них предусмотрены как сидячие, так и стоячие места, в каждом вагоне 18 мест для сидения, а всего - до 60 мест. При движении со скоростью 3 метра в секунду, фуникулер может перевозить в час до 750 пассажиров.

Подрядчик из Австрии производит профилактический осмотр восстановленной и обновленной транспортной системы каждые шесть месяцев.

Фуникулер в произведениях искусства

Нико Пиросмани. Фуникулер. 1904

Сразу после сооружения фуникулера знаменитый грузинский художник Нико Пиросмани написал картину, изображающую вид на гору с уже построенными станциями и соединяющими их рельсами, по которым движутся вагоны. Оригинал произведения искусства находится в Тбилиси, в государственном музее. После поездки можно спуститься от нижней станции к проспекту Руставели, зайти в Государственный музей искусств Грузии и сравнить свои впечатления и взгляд художника более чем вековой давности.

На Мтацминду и обратно ездил в книге и знаменитый герой произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова "12 стульев" Остап Бендер, чуть не выпавший во время поездки из окна вагончика.

В картинных галереях и художественных салонах можно встретить изображения фуникулера, выполненные советскими и современными грузинскими художниками.

Перестройка станций в советский период

Верхняя станция общий вид

Верхняя станция была перестроена в 1930-х годах в стиле раннего модерна (югендстиля) и сегодня заметно отличается по размерам и архитектуре от первоначального строения. Расширение здания было связано с открытием тбилисского парка культуры и отдыха, и в наше время размещающегося на вершине Мтацминды.

Историческое фото нижней станции

Нижняя станция также подверглась перестройке во времена СССР, но при восстановлении линии она была приведена в соответствие с первоначальным проектом тбилисского архитектора начала XX века Александра Шимкевича, выполненным в восточном стиле. Именно к этому обновленному зданию ведут указатели на тбилисский фуникулер. Адрес станции - ул. Д. Чонкадзе.

тбилисский фуникулер

Ресторан "Фуникулер"

Современный верхний комплекс фуникулера - это не только станция канатной дороги, но и смотровая площадка и ресторанный комплекс, состоящий из расположенного на нижнем уровне кафе-булочной, ресторана традиционной грузинской кухни, а также ресторана высокой кухни с банкетным залом. Туристам предлагается еда на любой вкус и кошелек, ресторан работает до раннего утра, именно его задержавшиеся посетители уезжают с Мтацминды на последнем трамвае в четыре часа утра.

Ресторан "Фуникулер"

Все заведения предлагают захватывающие виды на город, в зависимости от погоды можно расположиться как внутри, так и на открытой веранде. Отзывы туристов полны гастрономических впечатлений от вкуснейших национальных блюд - хачапури различных видов, холодных закусок, шашлыков и горячих блюд на национальной сковороде - кеци, а также от традиционных напитков - минеральной воды, лимонадов и знаменитых грузинских вин.

Ресторанный комплекс фуникулера может вместит одновременно до тысячи человек.

Парк "Мтацминда"

На вершине горы установлена телебашня, вокруг нее раскинулся парк с аттракционами для детей и взрослых, кафе и киосками с мороженым. Можно прокатиться на колесе обозрения и осмотреть Тбилиси с еще более высокой точки, чем смотровая площадка на верхней станции фуникулера. Прогулка по тенистым аллеям парка вокруг фонтанов может предшествовать обратной дороге вниз, в центр Тбилиси.

Парк культуры и отдыха был открыт на вершине горы во времена Советского Союза, в 1930-х годах, с тех пор в нем появилось множество новых развлечений для посетителей всех возрастов. В 2007 году в парке был открыт Дворец бракосочетаний, свадебный обряд часто совмещают с фотосессией на живописных дорожках парка и смотровой площадке.

Как найти станции фуникулера

Каждый может выбрать, как добраться до тбилисского фуникулера:

  • пешком от центра города до нижней станции, например, по указателям от проспекта Руставели,
  • автобусами 90 и 124,
  • на такси сразу к верхней точке, чтобы, насладившись видами Тбилиси с высоты, спуститься вниз в современном вагончике с панорамным остеклением.

Автобусы и легковые автомобили поднимаются на гору по довольно крутому серпантину, такая поездка тоже захватывает дух.

Станции фуникулера легко найти на карте, их всего три:

  • нижняя (расположена на улице Давида Чонкадзе в районе Сололаки);
  • "Пантеон" с разъездом вагонов длиной 70 метров;
  • верхняя (с выходом в парк Мтацминда).

Время работы и стоимость билетов

Любое время года по-своему хорошо для того, чтобы посетить тбилисский фуникулер. Часы работы маршрута - ежедневно без выходных с одним длинным перерывом с 4 до 9 часов утра - позволяют удобно спланировать свой день. Нужно только учесть, что остановки на средней станции есть только днем, с 9.00 до 19.00, в другое время выйти к пантеону не удастся. Интервал движения вагонов - около 10 минут.

Оплатить поездку можно карточкой, которая приобретается в кассе и не подлежит возврату после окончания поездки. Стоимость карточки - 2 лари (около 50 рублей). Помимо приобретения карточки необходимо купить билеты. Пассажирам предлагаются следующие варианты тарифов:

  • дневной/вечерний билет без промежуточной остановки - 2 лари (действует с 9.00 до 23.59);
  • дополнительная остановка у пантеона - 1 лари (с 9.00 до 19.00);
  • ночной билет - 3 лари (действует с 0.00 до 4.00).

Купленную карточку можно взять с собой в качестве сувенира или подарить друзьям собирающимся в поездку в Грузию. Не обязательно покупать отдельные карточки для каждого туриста - все билеты, даже для компании друзей, можно записать на один пластик. Эту же карту можно использовать для оплаты аттракционов.

Рекомендации туристам

Если вы едете в Тбилиси, запланируйте поездку на городском фуникулере. Чтобы в полной мере насладиться таким времяпровождением, советуем помнить:

  • в разгар туристического сезона очередь на вход может занять до часа;
  • обычный билет предусматривает один выход из вагона, заранее решите, покидать ли трамвайчик на промежуточной станции;
  • к средней станции можно подняться снизу или спуститься со смотровой площадки;
  • можно ехать как снизу вверх, так и сверху вниз, вид на Тбилиси будет одинаковым;
  • кроме поездки на фуникулере нужно запланировать время на прогулку по парку и посещение ресторана или кафе.

При входе в кабину выбирайте места у окна в нижней части вагона, оттуда будет самый лучший вид на Тбилиси.

Если вы хотите увидеть закатный Тбилиси с высоты семисот с лишним метров над уровнем моря, проверьте график захода солнца - он может не совпадать с привычной вам широтой. Когда солнце начнет садиться, заходите в тбилисский фуникулер - время работы этой достопримечательности позволяет увидеть закат в любой, даже самый длинный день.

Не отказывайтесь от посещения этой достопримечательности, даже если вы приехали в Грузию зимой. Незабываемые впечатления гарантированы в любое время года!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.