Александров Петр Акимович - русский юрист, защитник по делу Веры Засулич. Биография, факты из жизни

Александров Петр Акимович, годы жизни которого 1838-1893, был одним из виднейших представителей юридического цеха, прокурором, а затем и выдающимся адвокатом. Несмотря на ораторский талант, блестящую карьеру сделать ему не было суждено, так как, по свидетельству современников, не хотел подчинить свою волю неукоснительному велению других. Одним из самых известных дел, в котором он выступал в качестве защитника, было дело Веры Засулич.

Тяжелые впечатления детства

Родился Петр Акимович Александров в семье незаметного священнослужителя в Орловской губернии. Из-за своего мелкого поста отец не мог должным образом обеспечить жену и детей, поэтому они часто терпели нужду и невзгоды. Наряду с наблюдениями Петра за жизнью это наложило в дальнейшем отпечаток и на образ мыслей, и на его склад ума.

Один из его знакомых вспоминал, что будущий адвокат Петр Акимович Александров часто говорил о трудных условиях прошлой жизни. Его родители много потерпели от произвола сильных мира сего. Человеческое достоинство его отца часто подвергалось оскорблениям, которые он покорно сносил.

Однако тяжелые детские впечатления способствовали тому, что Петр Акимович обрел самостоятельность во взглядах и суждениях, твердость в убеждениях, непреклонность в характере. Это сослужило ему хорошую службу на прокурорско-адвокатском поприще.

На юридической службе

Петр Акимович александров

Далее рассмотрим основные вехи биографии Петра Акимовича Александрова.

  • Среднее образование было им получено в семинарии, где и обнаружилась склонность к гуманитарному направлению и принято решение пойти в юристы.
  • В 1855-1860 гг. Петр Акимович учился на юридическом факультете в университете Санкт-Петербурга. По окончании им была получена степень кандидата права. В период учебы он был репетитором и посещал лекции еще и на историческом факультете.
  • 1860-й – служба в Министерстве юстиции коллежским секретарем, а затем и судебным следователем в Царскосельском уезде.
  • 1866-й – назначение в Петербуржский окружной суд в качестве товарища прокурора, а меньше чем через год – прокурора Псковского суда.
  • 1871-й – перевод в судебную палату Санкт-Петербурга товарищем прокурора.
  • 1872-1873 гг. – служба прокурором в судебной палате.
  • 1874-й – назначение в кассационный департамент Сената товарищем обер-прокурора.
  • 1875-й – дача заключения, касающегося дела Суворина и Ватсона, которых обвиняли в клевете, помещенной в печати. Они выступали в защиту независимой прессы. Из-за недовольства руководства заключением Александров вынужден в начале следующего года уволиться со службы.

Присяжный поверенный

Суд присяжных

Вслед за выходом в отставку Александров устроился в адвокатуру в качестве присяжного поверенного и принимал участие во множестве резонансных дел. Среди которых дела: 193-х, Веры Засулич, кутаисское и другие. Подробнее о каждом из них будет сказано ниже. В этих делах очень заметно было проявлено ораторское искусство юриста.

По словам Б. Глинского, он был блестящим оратором, который смог свести воедино глубину содержания и совершенство формы, создать гармоничное, стройное здание защиты, которое можно брать за образец будущим адвокатам.

Александров приобрел известность как юрист высочайшей квалификации, тщательнейшим образом изучавший материалы дела, всегда вникавший во все его тонкости. Его речи в суде отличали сдержанность и четкая композиция.

Дело о пропаганде в Империи

Таким было официальное название Процесса ста девяноста трех. Оно разбиралось в Петербурге, в Сенате, в особом присутствии в 1877-1878 гг. при закрытых дверях и касалось революционеров-народников. Его фигурантами было около 4 тыс. человек, но из них многие еще до суда были сосланы, 97 человек сошли с ума или умерли.

Несмотря на то, что подсудимые принадлежали к разным организациям, в большинстве своем они были привлечены с 1873 по 1877 гг. в качестве организаторов тайного сообщества революционеров. Основными обвиняемыми по делу были: Ковалик, Войнаральский, Рогачев, Мышкин. Еще Мышкина обвиняли в том, что он пытался организовать побег Чернышевского, находящегося в ссылке в Вилюйске.

Защитниками на этом процессе были лучшие петербургские адвокаты. Именно здесь малоизвестный до этого адвокат Александров и обратил на себя внимание как защитник. Это произошло в связи с произнесением им продуманной речи и ведением убедительной полемики с прокурором.

Один из участников процесса 193-х, оценивая судебную речь Петра Акимовича Александрова, писал, что даже среди дружного хора превосходной защиты его голос был самым чистым и с самыми высокими нотами. Тот, кто присутствовал при этой речи, не забудет ее никогда.

Дело о покушении на градоначальника

Покушение на Трепова

Вскоре после этого слушалось дело, по которому Вера Засулич обвинялась в покушении на Трепова, градоначальника Петербурга. Защитная речь Александрова на этом процессе способствовала его известности и в России, и за ее пределами.

Летом 1877 г. Трепов Ф. Ф. приказал подвергнуть порке народника Боголюбова А. С., бывшего политическим заключенным, только по той причине, что тот не снял перед ним головной убор. По сути, приказ градоначальника о наказании розгами шел в противоречие с законом, запрещавшим телесные наказания с 17.04.1863 г. Он явился поводом для возмущения российской общественности.

В феврале 1878 г., придя на прием к Трепову, Засулич тяжело ранила генерала выстрелом из револьвера. Ее тут же арестовали, а на суде присяжные отнеслись к ней с симпатией. Согласно закону, за преступления такого рода грозила тюрьма – от 15 до 20 лет. Судом присяжных, состоявшимся в апреле 1878 г., фигурантка была полностью оправдана.

Из пигмеев - в великаны

Вера Засулич

На вынесение оправдательного вердикта, помимо позиции председательствующего в суде Кони А. Ф., повлияла работа защитника Александрова П. А. Как вспоминает петербургский адвокат и публицист Ляховецкий Л. Д., всеобщее удивление вызвал выбор адвоката революционеркой. Вместо признанных талантов, представлявших петербургскую адвокатуру, она остановилась на никому не известном отставном чиновнике.

Генерал Трепов

Петра Акимовича Александрова рассматривали как пигмея, который взвалил на себя бремя гиганта. Считалось, что он, оскандалившись, погубит дело. Однако, несмотря на все ожидания, после произнесения речи окружающим стало понятно, что перед ними раскрылся талант – колоссальный, боевой, могучий. Из зала суда защитник вышел знаменитым, неся на себе печать славы.

На следующий день его речь напечатали в газетах, и его имя прогремело на всю Россию. Талант Александрова получил общественное признание. Вчерашний пигмей в одночасье стал великаном. И это благодаря одной его речи, показавшей мощь его дарования.

Влияние позиции адвоката

Анатолий Федорович Кони

Однако суждение о том, что славой Петр Акимович Александров был обязан внешнему эффекту, произведенному его речью, было бы неправильным. Совсем наоборот, ее отличие, в частности, заключается в отсутствии лишних красок и в умеренности тона. В речи было блестяще продемонстрировано, что преступление В. Засулич – это отнюдь не заранее спланированная, долго обдумываемая акция. Его мотивом явилась совокупность действий градоначальника Трепова, которые представляли собой беззаконие. Именно это и явилось причиной покушения.

С большой убедительностью Петр Акимович Александров показал, что не Засулич должна находиться на скамье подсудимых, а, напротив, тот, кто в процессе находится в роли потерпевшего. На самом деле, именно он должен фигурировать в деле как обвиняемый. Без сомнений, речь Александрова повлияла на вынесенный присяжными оправдательный вердикт в значительной степени.

Что касается высших правительственных и чиновничьих кругов, то выступление защитника на суде они восприняли с ярко выраженным неодобрением. Однако это не смогло поколебать его стойкость и мужество в убеждениях судебного оратора.

Кутаисское дело

Еще его называют Делом Сары Модебадзе, по которому евреев в местечке Сачхери обвинили в том, что ими была похищена и убита крестьянская девочка. В XIX в. в России наблюдались массовые обвинения евреев в употреблении в ритуальных целях крови христиан. Во второй половине XIX в. они в большом количестве поселялись в г. Кутаиси и осуществляли там мелкую торговлю.

Это способствовало росту антисемитских настроений и привело к возведению навета на евреев. Процесс 1879 года вызвал широкий общественный резонанс в связи с возрождением мифа о ритуальных преступлениях. Обвиняемые по делу были оправданы.

В качестве главных защитников на суде выступали П. А. Александров и Л. А. Куперник. Здесь талант Петра Акимовича проявился с не меньшей силой, чем в предыдущем деле.

Против национальной розни

При защите ни в чем не виноватых людей адвокат понимал значение общественного резонанса, вызванного делом, и собственной роли в нем. Поэтому он постарался придать своей речи масштабное общественное звучание. Правильно оценив социальные корни этого позорного дела, его грязную питательную среду, замечательный русский юрист Петр Акимович Александров поднял свой голос в защиту людей, которых принесли в жертву идеям, цель которых – разжигание национальной розни.

Петр Акимович, тщательно изучив материал, связанный с рассматриваемым делом, разобрался в тонкостях специальных вопросов, разбираемых судом. Это дало ему возможность успешно опровергнуть доводы экспертизы, лежавшей в основе обвинения.

П. А. Александров осознавал, что широкие передовые слои в России прислушиваются к его голосу. Он с присущей ему смелостью вскрывал атмосферу, в которой было сфабриковано дело. В начале выступления он отмечал, что о процессе хочет знать вся Россия, что он будет обсуждаться русским общественным мнением.

Он подчеркивал, что его речь предназначается не только для одного суда, но и для тех людей, которые осквернят приговор наглой клеветой в том случае, если он будет противоречить их грязным вожделениям.

Поучительное слово

В данном процессе Петр Акимович Александров показал себя как оратор, завоевавший огромный заслуженный авторитет. А также как защитник, глубоко интересующийся и принимающий близко к сердцу социальные корни этого громкого дела. В его весьма содержательной речи внимание уделено не только уликам, но и общественной атмосфере, которая смогла породить столь тяжкие обвинения и судебное преследование невинных людей.

Проведя тщательный анализ состава преступления, пристально рассмотрев улики, представленные обвинителем, защитник умело указал на необоснованность доводов, приведенных прокурором. Когда был завершен разбор доказательств, он стремился еще раз подчеркнуть то общественное значение, которое имел этот процесс. В своем тщательно отработанном основном выводе он отметил, что данное дело:

  • Будет напоминанием о справедливости русским людям, которая только и требуется для того, чтобы не повторялись такие печальные события.
  • Явится поучительным словом для общественных деятелей, которые держат в своей власти честь и свободу.
  • Напомнит русским следователям, что нельзя увлекаться народными суевериями, а следует господствовать над ними.
  • Скажет прокурорам, что они нужны и дороги обществу не только тем, что охраняют его от преступных посягательств, но и как охранители от ложных обвинений и необоснованных подозрений.

Логика и сила убеждения

Заседание по делу Засулич

Основными характеристиками судебного ораторского искусства Петра Акимовича Александрова являются:

  • Железная логика.
  • Последовательность суждений.
  • Умение взвешивать доказательства.
  • Способность к убедительной аргументации.
  • Обоснованность важнейших доводов.

Хотя он и не создавал в речах особенно ярких образов, но всегда стремился сделать их понятными и доступными. Поэтому они отличались легким стилем, ясным и чистым языком. Но самой главной его чертой как адвоката была сила убеждения, которая, сочетаясь с талантом оратора, давала ему возможность успешного участия во множестве сложнейших уголовных дел. Наградой Петра Акимовича Александрова за его заслуги был орден Святой Анны. Он болел бронхиальной астмой и умер в 1893 году.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Оправдание Засулич впервые показало всему миру, что террористический акт может быть не только оправдан, а даже объявлен геройством. Жаль, что человек, который столь активно поучаствовал в открытии этого "ящика Пандоры" не дожил до 1917 года и на собственной шкуре не испытал последствий этого...
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.