Пенитенциарная педагогика - это процесс деятельности, направленный на исправление лиц, совершивших преступление, и осужденных

Пенитенциарная педагогика – это отрасль педагогики, которая изучает деятельность по исправлению подростков, совершивших какое-либо преступление. Этой сфере педагогики уделяется особое внимание. Объект пенитенциарной педагогики – это воспитательная система органов, которые исполняют наказание. От правильности подбора методов и приемов зависит конечный результат перевоспитания.

Пенитенциарная педагогика изучает особенности и закономерности перевоспитания и исправления осужденных в параметрах выполнения уголовного наказания.

задачи пенитенциарной педагогики

Специфика

Среди важных критериев этой области педагогики необходимо отметить исправление осужденных. Задачи пенитенциарной педагогики состоят в исправлении поведения и сознания людей, совершавших преступления. Данный процесс является целенаправленным, иногда жестким управлением их жизнью и деятельностью.

Пенитенциарная педагогика – это область педагогики, которая рассматривает исправление в виде подсистемы всей сферы воспитания, что сложилась в обществе.

специфика воспитания подростков

Принципы воспитания

Специфические принципы воспитания в пенитенциарной педагогике:

  • гуманное отношение преподавателя к осужденным в сочетании с повышенной требовательностью;
  • исправление личности в общественно полезной деятельности, в коллективе;
  • вовлечение в процесс перевоспитания общественности.

Она рассматривает связь всех элементов системы исправления и воздействие специфики мест лишения свободы на исправление человека.

сборник заданий и задач по пенитенциарной педагогике

Этапы перевоспитания

В пенитенциарной педагогике и психологии отдельное внимание уделяется подбору этапов исправительного процесса:

  • первоначального;
  • адаптационного;
  • основного;
  • заключительного.

Группы и коллективы осужденных в процессе совместной деятельности оказывают друг на друга положительное влияние, что приводит к исправлению.

Современные тенденции исправительной педагогики связаны с созданием системы педагогических и социальных воздействий на осужденных, подготовкой кадров для работы в исправительных учреждениях.

В задачи пенитенциарной педагогики входит профилактика правонарушений со стороны лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы.

Исследованием проблем такого плана долгое время занимались сотрудники Минюста РФ и МВД РФ, а результаты предназначались только для служебного использования. Поэтому в поле зрения оказались только вопросы, связанные с организацией воспитательной работы, а психологические особенности разных категорий осужденных без должного внимания.

специфика воспитания в исправительных учреждениях

История развития

Пенитенциарная педагогика – это способ воспитания и развития, который появился достаточно давно. Проблемы, касающиеся исправления преступников на протяжении нескольких веков волновали человечество. Исправительная пенитенциарная педагогика нашла отражение в трудах и мыслях Сократа, Конфуция, Аристотеля, Демокрита. Они актуальны и в настоящее время.

Пенитенциарная педагогика – это раздел педагогики, значимость которого была признана и советской властью. Вопросы, касающиеся нравственного исправления преступников, затрагивались еще во время правления Екатерины II. Именно тогда в нашей стране появилась пенитенциарная педагогика. Понятие данной педагогической отрасли упоминается в «Наказе», изданном в 1767 году. Здесь императрица поднимала вопрос о значимости сострадания к заключенным, она призывала внести в темницы «человеколюбие и жалость».

Малолетних преступников, отбывающих наказание, не просто стали спасать от порока и нужды, но и воспитывать по определенной методике.

Постепенно появились основные категории пенитенциарной педагогики, сформировалась ее методологическая основа.

Существенное воздействие на воспитательную систему, применяемую в исправительных заведениях, оказали демократические и гуманистические настроения в педагогике конца XIX – начала XX века.

Проблемами, касающимися преступности, занимались русские демократы Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, А.Н. Радищев. Не оставили этот вопрос без внимания и писатели – гуманисты Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. У истоков формируемой пенитенциарной педагогики того времени был А.Я. Герд. Система уголовных отношений государства с несовершеннолетними гражданами, которая была построена на карательной основе, противоречила общественным требованиям и запросам времени. Это способствовало повышению воспитательных функций в отношении несовершеннолетних нарушителей закона.

В нравственное воспитание включался весь педагогический персонал исправительного учреждения, которые задействовали, целую систему различных мероприятий. Существенный вклад в разработку программ по перевоспитанию внесли Н.Д. Сергиевский, Н.С. Таганцев, И.А. Исаев, С.В. Познышев, А.А. Жижиленко.

пенитенциарная педагогика изучает

Советское время

Вначале прошлого века создание в России системы исправительных учреждений осуществлялось на базе теоретических работ научных и государственных деятелей той эпохи М.И. Калинина, Ф.Э. Дзержинского, Н.К. Крупской, В.В. Куйбышева, А.В. Луначарского.

В УК 1922 года основной целью наказания считалось перевоспитание и исправление осужденного. Данный процесс имел практическое и теоретическое значение, поэтому был необходим полный сборник заданий и задач по пенитенциарной педагогике.

Тенденция к гуманизации основных целей наказания прослеживается в исправительно-трудовом кодексе РСФСР, принятом в 1924 году. В России, и за ее пределами, вопросами совершенствования пенитенциарных систем занимались М.Г. Детков, С.В. Познышев, Г.А. Аванесов.

перевоспитание подростков

Система А. С. Макаренко

Он стал основоположником советской пенитенциарной педагогики. Наследие А.С. Макаренко применяется не только в нашей стране, но и за ее пределами. Исправление как цель уголовного наказания – это основная идея воспитательного действия на правонарушителя, выдвигаемая Макаренко.

После амнистии 1953 года снова были подняты вопросы, касающиеся гуманного перевоспитания в колониях и лагерях. Отдельное внимание уделяется усилению организаторской деятельности в области перевоспитания и исправления заключенных.

Во второй половине прошлого века пенитенциарная педагогика стала отдельной отраслью педагогической науки. В этом процессе приняли участие Н.А. Стручков, И.А. Каиров, Б.С. Утевский. Среди самых подходящих организационных форм среды осужденных рассматривались отряды. При их комплектовании применялся производственный принцип: «отряд – ядро воспитательной деятельности с осужденными» был закреплен на ведомственном уровне. Начальник отряда выполнял функцию воспитателя, именно на него возлагалась ответственность за процесс перевоспитания и развития правонарушителей.

В конце ХХ века управленческие структуры были реорганизованы. С 1998 года уголовно-исполнительную систему МВД включили в Министерство юстиции РФ. Это способствовало положительным изменениям в гуманизации условий отбывания подростками наказаний, и позитивно отразилось на воспитательной и социальной работе с данными категориями.

Современные тенденции

С ними можно ознакомиться в книге Зауторова Э.В. «Пенитенциарная педагогика». В настоящее время сделана попытка создать новую концепцию перевоспитания. В ней выделены основные факторы, которые обуславливают целесообразность изменения воспитательного процесса в рамках исправительного учреждения. Так, одним из подобных факторов является повышение внимания к личности нарушителей, вовлечения их в процесс социализации.

Отмечается актуальность создания внутри исправительных колоний полноценной психологической службы, подбора эффективных воспитательных средств. Отдельное внимание уделяется необходимости включения в процесс перевоспитания всех служб, существующих в исправительном учреждении.

На первый план ставится значимость психологических, социальных, педагогических проблем, в целях ресоциализации личности подростков, отбывающих наказание. Проблемы применения образовательного фактора в рамках исправительной деятельности рассматриваются в работах М.А. Галагузовой, В.Л. Васильевой, Е.Я. Тищенко, А.Ф. Сизого. Для качественного воспитания осужденных необходимо пользоваться всеми достижениями педагогики в пенитенциарном учреждении.

Особенности исправительного процесса

Книга Зауторова «Пенитенциарная педагогика» содержит цель, средства, методы, закономерности воспитательного процесса. Процесс исправления по своей сути является закономерностью действий, в рамках которых осуществляется социализация правонарушителей.

Закономерность предполагает отражение существенных, объективных, общих, повторяющихся при конкретных условиях взаимосвязей. В качестве научных законов они определяются в следующих случаях:

  • при четкой фиксации объектов, между которыми рассматривается связь;
  • при проведении исследования вида, формы, характера связи;
  • при установлении пределов подобной связи.

Педагогические закономерности определяют сущность процесса, отражают тенденции и логику развития, представляют собой основу научного познания, практической деятельности в сфере обучения, образования, воспитания.

В.М. Литвишков «Пенитенциарная педагогика» – книга, в которой указаны основные идеи методики перевоспитания осужденных.

пенитенциарная педагогика и психология в реальности

Требования к воспитателям

Работник исправительных учреждений, занимающийся реализацией воспитательных функций, обязан знать:

  • причины внутренних и внешних, субъективных и объективных противоречий;
  • истоки и последствия служебных и педагогических ошибок, приводящих к появлению подобного противоречия.

Он обязан анализировать и рационально оценивать внешние и внутренние условия, в рамках которых осуществляется процесс воспитания, а также подбирать пути, варианты решения и устранения выявленных противоречий.

Принципы исправительной деятельности рассматривают в трех аспектах:

  • в качестве исходного, основного положения теории, науки, учения, мировоззрения - теоретический;
  • как внутреннее убеждение человека, которое определяет его отношение к реальности, характеризует нормы деятельности и поведения - психологический;
  • в качестве основы действия исправительного механизма - практический.

Педагогические требования представляют собой основные идеи, применение которых способствует максимальному достижению поставленных педагогических целей. Среди них:

  • комплексность;
  • обязательность;
  • равнозначность.

Принципы исправления осужденных являются основными идеями, исходными методологическими положениями, вытекающими из особенностей, сущности, закономерностей исправления, которые определяют направленность и содержание педагогической деятельности субъектов.

Пенитенциарная педагогика является оной из отраслей в системе педагогических наук, она использует общепринятые принципы: гуманизацию, природосообразность, демократизацию, культуросообразность, целостность.

Принципы исправления являются некими ориентирами, применяемыми воспитателями исправительной организации для достижения поставленных педагогических целей в минимальные сроки, с незначительными затратами средств и сил. Они способствуют повышению эффективности педагогического процесса. Классификация таких принципов была предложена А.И. Зубковым, М.Г. Стуровым.

В группу, которая определяет содержание и направление исправительного процесса осужденных, включают:

  • целенаправленность;
  • соответствие форм, средств, методов воздействия нравственной, гуманистической направленности исправительного процесса;
  • связь процесса с реальной жизнью;
  • соблюдение законности в рамках воспитательной деятельности

В группу, которая характеризует педагогическую деятельность работников исправительных учреждений, включают:

  • вовлечение осужденных в общественно полезную работу;
  • создание коллективистских отношений в среде осужденных;
  • соединение гуманности и справедливости с требовательностью к осужденным;
  • учет положительных качеств личности в рамках исправительного процесса;
  • комбинированный подход к воспитанию.

Заключение

Среди отличительных параметров, которыми характеризуется перевоспитание подростков в рамках уголовно-исполнительной системы, выделяют соблюдение правовых норм и использование педагогического процесса в конкретных временных рамках. Само воздействие на перевоспитываемого человека выполняется в определенном педагогическом режиме, не предполагает публичности, характер деятельности является строго индивидуальным.

Воспитательную работу выполняют специалисты исправительного учреждения, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы.

Параметры педагогического и психологического воздействия определяются законодательством, действующим в стране. При выборе методов перевоспитания, педагог учитывает цель и задачи процесса, личностные и индивидуальные особенности перевоспитываемого, а также те условия, в рамках которых осуществляется воспитательный процесс.

В настоящее время выделяют целую группу методов педагогического воздействия на осужденных: коррекции поведения, убеждения, организации деятельности.

Например, к первой группе относят изложение, разъяснение, наставление, переубеждение, внушение, доказательство и опровержение. Для метода организации поведения характерно поручение, инструктаж, упражнение, подражание, показ, приказ. Коррекция поведения осужденных осуществляется с помощью доверия, одобрения, предупреждения, замечания, взыскания, стимулирования.

Подбор определенных воспитательных приемов осуществляется с учетом индивидуальных психологических особенностей перевоспитываемого подростка. Особое внимание в данной области педагогики уделяется применению физического труда в качестве способа воздействия на личность осужденного. Помимо разъяснительных бесед и лекций, им предлагается работа, выполнение которой связано с физическими нагрузками. При качественном выполнении поставленного задания, осужденный стимулируется похвалой, в противном случае ему предлагается повторное задание.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.