"Зеленый мост" в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге «Зеленый мост» соединяет, простираясь через реку Мойку, второй Адмиралтейский и Казанский острова в центральном районе. Через этот мост проходит Невский проспект. Об истории строительства, его архитектуре и интересных фактах будет рассказано в этой статье.

История «Зеленого моста»

В 1710 году на левом берегу реки Невы была проложена широкая дорога, которая сейчас называется Невский проспект. В месте пересечения дороги с рекой Мойкой около 1720 года был сооружен деревянный мост.

Во время эксплуатации мост в течение всего XVIII века периодически ремонтировался и улучшался. Во время реконструкции в 1735 году его выкрасили в зеленый цвет. После этого он и стал называться в народе «Зеленый мост».

К 1777 году старая конструкция пришла в негодность, и властями было решено возвести новый мост. За короткий срок появился мост, имеющий балочную систему, с тремя пролетами. Пролеты конструкции были выполнены из дерева, а мостовые опоры - из камня.

Чугунный мост

К началу XVIII века деревянный мост устарел, и было решено построить чугунный. Это и было сделано в 1808 году под руководством архитектора В. Гесте. «Зеленый мост» стал первым сооружением из чугуна такого типа в Санкт-Петербурге. Пролет моста для усиления был перекрыт пологим сводом, а основанием для конструкции послужили свайные ростверки. Идея подобного решения была позаимствована у конструкции моста, созданного американским изобретателем и инженером Р. Фултоном.

"Зеленый мост" в XVIII веке

Тротуары моста выложили гранитными плитами вровень с проезжей частью, а затем разделили их металлическими полосами между парапетными и гранитными камнями. Перила, установленные со стороны реки, были литыми, в качестве декоративных элементов установили обелиски из гранита, которые увенчали позолоченными шарами.

Благодаря тому, что чугун имеет высокую прочность, арку «Зеленого моста» удалось выполнить намного изящнее и тоньше по сравнению с массивными гранитными мостами. Этот прием придал всей конструкции легкий, невесомый вид. Мост настолько получился удачным, что было принято решение, утвердить его как типовую конструкцию для всех мостов, проложенных через реку Мойку.

Реставрации и усовершенствования

Впервые «Зеленый мост» (Петербург) усовершенствовали в 1842 году, расширив его для облегчения движения по Невскому проспекту. Это стало возможным благодаря тому, что пешеходные дорожки были вынесены по направлению к реке при помощи металлических консолей.

"Зеленый мост"

Изящные литые чугунные решетки заменили на глухие парапеты из гранита. У въездов на мост установили фонарные столбы, сделанные из чугуна, убрав гранитные обелиски. Спустя два года впервые в Российской империи была уложена мостовая плитка из асфальтовых кубиков.

С 1904 по 1907 гг. по Невскому проспекту проложили трамвайную линию. Для удобного передвижения пешеходов, автомобилей и трамваев было принято решение еще раз расширить «Зеленый мост». С каждой стороны моста добавили пять коробчатых арок, для чего мостовые опоры также расширили.

В декоре конструкции появились позолоченные элементы, а чугунные фонари заменили на более изящные из железа, украсив навершие шестигранными светильниками.

Улучшения в XX веке

В 1938 году было решено изолировать свод моста в том месте, где были проложены трамвайные пути. Сделано это было для того, чтобы избежать электрохимической коррозию металла. Тротуары и проезжую часть покрыли асфальтом, который имел одинаковый состав, добавив в него специальные примеси для долговечности.

Перила "Зеленого моста"

В 1951 году был произведен очередной плановый ремонт, в ходе которого понемногу начали восстанавливать первоначальный облик моста. Спустя 10 лет, а затем и в 1967 году была осуществлена реставрация канделябров, фонарей и оград моста.

В дальнейшем с разной периодичностью проводился незначительный косметический ремонт для поддержания внешнего вида моста.

«Зеленый мост» (СПб) сохранился до настоящих дней практически в том виде, в котором он был в 1842 году, если не учитывать его последующее расширение. Тем не менее удалось сохранить его архитектурную изящность и изысканность того времени. Помимо того, что мост используется по прямому назначению, он еще является настоящей достопримечательностью. Интересный факт: мост носил также название "Полицейский", а затем "Народный", но все же вернул свое первоначальное имя.

"Зеленый мост" ночью

Все его элементы продуманы с большой точностью, и в то же время уделено внимание эстетической стороне. Рядом с мостом находится большое количество достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые привлекают тысячи туристов со всего мира, вне зависимости от времени года. Приехав в этот город, гуляя по Невскому проспекту, вы обязательно окажетесь на этом мосту, который стал инженерным и архитектурным шедевром.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.