Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря: адрес, удивительные фрески, история

Во Пскове, в том месте, где река Мирожа впадает в реку Великую, расположен древний Мирожский монастырь, архитектурной доминантой которого является Преображенский собор, стяжавший славу одного из наиболее ярких памятников древнерусского зодчества. Разделив в годы атеистического лихолетья судьбу многих российских святынь, сегодня он вновь стал достоянием верующих.

Спасо-Преображенский собор

Детище архиепископа Нифонта

В середине XII века, когда политический и культурный центр Древней Руси сместился из Киева в ее северо-западные районы, с особой остротой встал вопрос об их окончательной христианизации, поскольку там еще были сильны пережитки язычества. Одним из главных инициаторов этого процесса стал новгородский архиепископ Нифонт, занимавший кафедру в период с 1131 по 1157 год. Его трудами было основано много обителей, насельники которых личным примером являли образец истинно христианской жизни.

С его же благословения появился в Пскове и Мирожский монастырь, Спасо-Преображенский собор которого на долгие годы стал крупнейшим духовным центром города. Точная дата основания обители неизвестна, и по этой причине исследователи ограничиваются лишь указанием на первую половину XII века. Место для нее было выбрано в версте от псковского «крома» (кремля), что позволяло насельникам постоянно находиться в гуще городской жизни, а самой обители стать одним из главных культурных центров Пскова в период Средневековья.

Спасо-Преображенский собор в разгар лета

Период былого процветания

Известно, что в Мирожском монастыре была одна из самых крупных библиотек в северо-западной части Древнерусского государства. Кроме того, он славился своими иконописцами и переписчиками старинных рукописей. Здесь была создана сохранившаяся до наших времен копия знаменитого «Слова о полку Игореве». И наконец, весьма важным обстоятельством, способствовавшим повышению престижа обители, было ее богатство, которым она значительно превосходила большинство российских монастырей.

Вплоть до XVII века на ее территории, занимавшей всю пойму реки Мирожи, располагалось множество кузниц, ремесленных мастерских и разного рода хозяйственных построек. Только в результате секуляризации монастырских и церковных земель, проводившейся в 1764 году по указу императрицы Екатерины II, общая площадь обители была сокращена до ее нынешних размеров.

В тот же период создавался еще один яркий образец храмовой архитектуры домонгольского периода – собор Рождества Иоанна Предтечи, возведенный на территории Иоанновского монастыря, располагавшегося на противоположном берегу реки Великой в районе, носившем название «Завеличье». Этим двум крупнейшим, по тем временам, монастырям и была отведена ключевая роль в дальнейшем распространении христианства.

Западный фасад собора со звонницей

Новое слово в храмовой архитектуре

По свидетельству специалистов, благодаря деятельности архиепископа Нифонта середина XII века стала переломным моментом в развитии церковного зодчества северо-западной части Древнерусского государства. Примером тому может служить Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, явивший собой храмовую постройку совершенно нового, по тем временам, типа. В отличие от ранее возводившихся религиозных сооружений, главной доминантой этого крестово-купольного храма стала открытость и обозримость интерьера.

Несмотря на то что точная дата закладки Преображенского собора Мирожского монастыря неизвестна, у исследователей есть основания полагать, что это событие относится к 1137-1138 гг. Возведение основного объема здания, выполненного из плинфы – тонкого обожженного кирпича и камня, – вероятно, заняло не более двух лет, после чего приступили к отделочным работам.

Существует гипотеза, согласно которой архиепископ Нифонт привел с собой из Новгорода во Псков артель строителей, в которую могли входить балканские или даже византийские мастера, нередко участвовавшие тогда в постройке различных храмовых сооружений. Об этом свидетельствуют такие особенности Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, как аркатурный фриз, охватывающий под куполом барабан (он хорошо виден на прилагаемых фотографиях), и типичная новгородская кладка стен.

Знаменитые фрески Спасо-Преображенского собора

Изменения, внесенные на протяжении веков

Исследования показывают, что нынешней облик собора сформировался в результате поэтапного внесения конструктивных изменений в первоначальный проект. Так, в XVI веке со стороны западного фасада появились типичные для архитектуры древнего Пскова звонница и паперть, а столетие спустя была перестроена кровля, получившая четырехскатное покрытие, заслонившее собой основание барабана и нижнюю часть прорезанных в нем окон.

Сооруженный, по всей видимости, новгородскими мастерами шлемовидный купол, весьма характерный для большинства возведенных ими храмовых зданий, в конце XVII века уступил место традиционной псковской луковице, что позволило Спасо-Преображенскому собору Мирожского монастыря органично вписаться в общий архитектурный облик города.

Отпечатки времени

В настоящее время почти невозможно, глядя на собор, представить, как он выглядел во времена своего основателя – архиепископа Нифонта. Объясняется это не только многократными реконструкциями, проводившимися на протяжении почти девяти столетий, но и тем, что за этот длительный период уровень земли вокруг его стен поднялся почти на два метра (факт, установленный в результате работ по укреплению фундамента), отчего изначальные пропорции здания нарушились, и оно приобрело более приземистый вид.

Вид Мирожского монастыря со стороны реки Великой

Лишь западный фасад, обращенный в сторону реки Великой, до некоторой степени сохранил прежние очертания благодаря естественному рельефу почвы. В то же время стоит войти внутрь здания, как впечатление кардинально меняется, и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря предстает во всей своей первозданной красе, а все благодаря великолепно сохранившейся стенной росписи XII века, покрывающей всю поверхность стен, не утративших своих первоначальных пропорций.

Первое раскрытие фресок

Соборным фрескам, представляющим для искусствоведов значительный интерес, выпала долгая и сложная жизнь. Известно, что в XVI веке, ввиду особенностей архитектурной моды того времени, они были скрыты под слоем побелки и забыты почти на три столетия. Лишь в конце XIX века их случайно обнаружили и, поскольку в тот период резко обозначился всеобщий интерес к древнему искусству, очистили от поверхностных наслоений.

Как следствие, в Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря устремились не только паломники, но и просто любители старины, которых было весьма много среди представителей всех слоев общества. Именно возникший вокруг старинных фресок ажиотаж и сыграл крайне скверную роль в их судьбе.

Величественные своды собора

Повторное восстановление настенной живописи собора

Дело в том, что, желая поддержать массовый приток посетителей, Священный синод издал распоряжение не просто отреставрировать фрески, но придать поблекшим за долгие годы краскам их изначальную яркость. С этой целью из Владимира была приглашена артель иконописцев во главе с Н. М. Сафоновым.

Поскольку добиться желаемого результата, сохранив в целости прежний живописный слой, им показалось невозможным, мастера покрыли его собственными картинами, выдержанными «в старинном стиле». Таким образом, бесценный памятник древнерусского искусства вновь оказался скрыт от глаз посетителей. Лишь в 1920 годах началась повторная расчистка фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Окончательная же их реставрация не завершена и по сей день.

Неповторимость фресок Мирожской обители

Как свидетельствуют специалисты, уникальность фресок, кроме их высокого художественного уровня, заключается в тщательно продуманной и проработанной иконографической концепции, а также в том, что по стилю своего исполнения они полностью лишены хронологических аналогов на территории России и отчасти сходны лишь с некоторыми образцами византийской настенной росписи.

Главным мотивом в живописном оформлении интерьера собора является идея единого и нераздельного слияния в Иисусе Христе божественной и человеческой природы, а также Его искупительной жертвы. Именно этому посвящены сюжеты основных элементов храмовой декорации, среди которых наибольшее впечатление на зрителей производит гигантское купольное изображение Вознесения Спасителя, а также Деисус, написанный на сферическом алтарном перекрытии.

Центральная фигура Спасителя

Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, спасенные после длительного пребывания под толщей штукатурки, а затем освобожденные от нанесенных на них позднейших живописных слоев, сегодня вновь обрели свой прежний облик. Однако сложная и кропотливая работа по их восстановлению требует столь много времени, что продолжается и поныне.

Заключение

На всем протяжении своей многовековой истории Мирожская обитель, упраздненная большевиками в 30-х годах XX века и возрожденная в 1994 году, являлась средоточием истинных подвижников христианства, воплощавших в жизнь Божьи заповеди и являвших собой пример миллионам людей. Поэтому и вся ее территория, занимающая участок на стрелке двух рек – Великой и Мирожи, – обрела святость и вошла в число мест массового паломничества.

Всем желающим посетить этот уникальный религиозный и исторический памятник сообщаем адрес Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове: Мирожская набережная, 2.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.